Функционально-смысловые типы речи
– коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование, рассуждение (см.). В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия. Способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др. Термин Ф.-с. Т. Р. Введен в научное обращение О.А. Нечаевой (1974).Каждый Ф.-с. Т. Р. Характеризуется определенной прагматической функцией, определенным типом логического содержания и типом структуры. Описание реализует задачу автора представить предметы в их качественной определенности, путем перечисления их признаков, повествование – представить последовательность событий (эти типы речи объединяются в группу представляющих, по классификации В.В.
Одинцова), рассуждение – убедить читателя в существовании причинно-следственных связей между явлениями (аргументативный тип речи). С общим значением синхронности в описании, диахронности в повествовании, каузальности в рассуждении диалектически связаны структурно-композиционные характеристики Ф.-с. Т. Р.При объединении предложений в представляющие Ф.-с. Т. Р. Существенную, структурообразующую роль играет видо-временное соотношение глаголов в тексте. Значение синхронности выражается обычно глаголами несов. Вида (чаще всего наст. Или прош. Времени), благодаря их "непредельности" создается некая длительность действий, которая и позволяет последним быть одновременными. Глаголы сов. Вида выражают значение недлительности, сменяемости действий, что и соответствует повествованию.
Часто движение во времени выражается сменой форм времени глагола, прошедшего и настоящего. Перечислительный смысл описательного текста передается обычно параллельной связью предложений, в повествовании последовательно происходящие события выражаются с помощью цепной связи.Рассуждение состоит из цепи взаимообусловленных суждений. Показателем тесной – каузативной – связи является ярко выраженная синсемантия самостоятельных предложений, высокая употребительность логических маркеров – вводных слов следовательно, итак, таким образом, наречий со значением следствия, вывода поэтому, потому, отсюда, тогда, подчинительных союзов так как, поскольку, потому что, так что и др.Ф.-с. Т. Р. Имеют различные модификации.
По структуре они могут быть "классическими" (близкими к типу), смешанными, вариационными. Подвергаются изменениям в зависимости от предметно-тематического содержания произведения, функц. Стиля, жанра, индивидуальной манеры автора.Традиционная классификация типов речи возникла в рамках древней риторики и включает наиболее общие разновидности речи, четко различающиеся своими сущностными признаками. В 70–90-е гг. XX в. Специальное обращение лингвистов к проблеме Ф.-с. Т. Р., привлечение в качестве объекта исследования текстов различных функционально-стилевых разновидностей лит. Языка привело как к выделению новых типов речи, напр. Констатации (см.) и предписания (см.), характерных в первую очередь для оф.-дел. Сферы коммуникации, так и к вычленению подтипов внутри каждого Ф.-с.
Т. Р.В пределах целого текста наблюдаются различные варианты чередования и взаимодействия Ф.-с. Т. Р., в том числе контаминированные типы речи, обладающие одновременно признаками двух (или более) Ф.-с. Т. Р. (без явного доминирования одних над другими) в результате совмещения двух (или более) коммуникативных заданий. Пример смешанного Ф.-с. Т. Р. "В момент создания теории Ξ-гипероны и Ω-частица еще не были известны. Резонансы Ξ … были обнаружены в 1962 г. Оставалась незаполненной вершина пирамиды. Гелл-Манн предсказал, что отвечающая ей частица должна иметь спин, равный 3/2, гиперзаряд Y = -2 и массу около 1675 МэВ… Почти тотчас же начались планомерные поиски этой частицы, получившей название Ω-гиперона. В Брукхэвенской лаборатории для этой цели были использованы ускоритель на 33 ГэВ и двухметровая пузырьковая камера, содержавшая 900 литров жидкого водорода.
Было сделано около 300 000 снимков, прежде чем на одном из них в январе 1964 г. Был зафиксирован процесс рождения и распада Ω-частицы. Ее свойства, в частности масса, в точности совпадали с предсказанными теорией. Таким образом, открытие Ω-гиперона явилось триумфом теории унитарной симметрии" (И.В. Савельев. Курс общей физики). Первая коммуникативная функция этого текста – рассказать об открытии Ω-гиперона. Вторая – оценить это открытие, сделать вывод о его роли в подтверждении правильности теории унитарной симметрии. В результате возникает смешанный Ф.-с. Т. Р. (представляющий и аргументирующий содержание) с общей коммуникативной задачей – рассказать об открытии, подготовив читателя к определенному выводу об этом открытии, к правильной его оценке.
Рассказ представляет собой синтез повествования (яркой приметой его являются ссылки на даты и наречия со значением времени, напр. Почти тотчас же) и описания (хода и результатов исследований, устройства приборов). Аргументативный компонент данного микротекста – вывод – содержит показатель логической связи таким образом.Выявление Ф.-с. Т. Р. Наиболее эффективно осуществляется в контексте целого произведения. Это позволяет увидеть смену типов речи, функционирование их либо в чистом, либо в контаминированном виде, вычленить "элементарные" Ф.-с. Т. Р. И поглощающие их более крупные построения, вплоть до глобальной логической структуры, являющейся каркасом всего произведения и связанной с выражением и подтверждением основной гипотезы ученого, идеи художника.Функционирование Ф.-с.
Т. Р. В той или иной стилевой разновидности лит. Языка обусловлено в значительной степени задачами коммуникации в соответствующей сфере общения.В худож. Текстах преобладает повествование, оформляющее рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. Широко представлено описание (пейзаж, портрет и т.д.). Рассуждение функционирует в виде субъективных размышлений и существенно отличается по структурно-функциональным характеристикам от научного рассуждения. Для науч. Произведения типично логизированное рассуждение с четкой, стереотипной структурой, служащее для выведения нового знания. В худож. Произведении функционирует более свободное по форме, индивидуализированное, эмоциональное рассуждение, подводящее, подготавливающее читателя к восприятию суждения, важного для выражения авторской эстетической оценки изображаемого.В науч.
Текстах ведущими Ф.-с. Т. Р. Являются описание (статическое и динамическое) и рассуждение (собственно рассуждение, доказательство, объяснение и т.д.). Первое служит для изображения внешних признаков объекта исследования, т.е. Для непосредственного отражения объективной действительности, что относится к воплощению результатов эмпирического исследования. Второе используется для отражения скрытых связей и закономерностей развития объектов изучения, т.е. Выражает результаты теоретического познания. По мере развития науки и теоретического мышления доля рассуждения в науч. Текстах возрастает.Реализация традиционных коммуникативных задач публицистики – информирования и убеждающего воздействия – предопределяет преимущественное функционирование в текстах Ф.-с.
Т. Р. Повествования и рассуждения, последнего – прежде всего в виде доказательства, но отличного от доказательства научного, осуществляемого с помощью строгих логических процедур. В публиц. Тексте в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используются фактологические и ценностные аргументы. Коммуникативно детерминированным в публиц. Тексте – тексте, сущностным признаком которого является диалогичность, расчет на быструю и обязательную реакцию адресата, на максимальную степень его понимания анализируемых проблем, – является также посвящение читателя в причины рассматриваемых явлений (объяснение) и цели, мотивы (обоснование) тех или иных решений, действий.В оф.-дел. Речи доминирующее положение занимает предписание, что связано с реализацией в тексте основной стилевой черты – директивности изложения, обусловленной регулирующей, регламентирующей функцией права.Лит.
Виноградов В.В. О языке худож. Литературы. – М., 1959. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ, 1974. Ее же. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. – Улан-Удэ, 1999. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980. Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура науч. Текста и обучение монологической речи. – М., 1981. Гришина О.Н. Соотношение повествования, описания и рассуждения в худож. Тексте (на материале английской и американской прозы XX в.). Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук. – М., 1982. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функц. Типы рус. Речи. – М., 1982. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. – М., 1983. Кожина М.Н., Кыркунова Л.Г. О связи функционально-смысловых типов речи со спецификой функц.
Стилей // Слово в различных сферах речи. – Волгоград, 1988. Исмаилова Ж.А. Семантическое взаимодействие видо-временных форм глагола с типами текста (на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой"). Автореф. Дис. … канд. Филол. Наук. – Л., 1990. Протопопова О.В., Трошева Т.Б. Функционально-смысловые типы речи как критерий стилевой дифференциации научных и технических текстов // Очерки истории науч. Стиля рус. Лит. Языка XVIII–XX вв. – Пермь, 1998. Т. 2. Ч. 2. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития науч. Стиля рус. Лит. Языка XVIII–XX вв. (сопоставительно с др. Функц. Разновидностями). – Пермь, 1999..
Дополнительный поиск Функционально-смысловые типы речи
На нашем сайте Вы найдете значение "Функционально-смысловые типы речи" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Функционально-смысловые типы речи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 33 символа