Цепная связь между самостоятельными предложениями

232

– один из самых распространенных способов связи самостоятельных предложений в речи, при котором один из членов предыдущего предложения структурно соотносится с членом последующего предложения и при котором происходит последовательное, логическое, "цепное" развитие мысли (последующее предложение развивается из предыдущего), напр. Я посмотрел на стул. Стул был колченогим.Формула такой связи А – В – С. С – Д – Е, где буква, стоящая на первом месте, обозначает подлежащее, на втором – сказуемое, на третьем – дополнение. Связь осуществляется благодаря тому, что дополнение предшествующего предложения становится подлежащим в следующем предложении. Структурный вид этой связи "дополнение – подлежащее". Широко используются и другие модели структурной соотнесенности предложений.

"подлежащее – дополнение", "дополнение – дополнение", "подлежащее – подлежащее". Синтаксическая сущность цепной связи выражается в этих синтаксических моделях, в синтаксических отношениях между соседними членами предложения. Это внутренняя, структурная сторона цепной связи. Внешняя сторона характеризуется средствами воплощения синтаксических отношений – лексическим повтором, синонимической лексикой, местоимениями. В соответствии с этим можно выделить. 1) цепную связь посредством лексического повтора, 2) цепную синонимическую связь, 3) цепную местоименную связь. При этом синтаксическая сущность цепной связи, структурные ее виды, модели (пары соотносящихся членов предложения) сохраняются независимо от средств воплощения моделей:• Я посмотрел на стул.

Стул был колченогим.• Я посмотрел на стул. Он был колченогим.• Я посмотрел на стул. Мебель была колченогой.Модель цепной связи здесь "дополнение – подлежащее", средства же ее воплощения в каждом примере разные.Цепная связь посредством лексического повтора ("В Чили вырос один из самых замечательных поэтов нашего времени Пабло Неруда. Неруда пришел к народу трудной извилистой дорогой"), с одной стороны, может характеризовать речь безыскусную (детская речь, фольклор), с другой стороны, используется в тех областях, где нужна точность, ясность, строгость речи (научная, техническая, деловая речь, публицистика, худож. Литература).При цепной синонимической связи соотносящиеся члены соседних предложений выражаются не одним и тем же словом, а словами-синонимами.

"Каир уникален. Другого такого города нет на свете". Цепная синонимическая связь позволяет выражать разнообразные смысловые отношения между предложениями, их экспрессивно-модальные оттенки (оценка, комментирование и т.д.). Она делает речь более гибкой, разнообразной, позволяя избегать повторения одного и того же слова.Цепная местоименная связь имеет самое широкое распространение во всех стилях ("Маленький трехоконный домик княжны имеет праздничный вид. Он помолодел точно" – А.П. Чехов). Местоимения более тесно объединяют предложения, чем повтор или синонимическая лексика. Цепные местоименные связи исключительно многообразны. В их организации участвуют личные местоимения, личные местоимения в значении притяжательных и собственно притяжательные, указательные местоимения.Цепная связь используется во всех стилях языка.

Это самый распространенный способ соединения предложений, в наибольшей степени соответствующий специфике мышления. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепная связь неизбежна.Лит. Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое), "Рус. Язык в школе", 1967. – №1. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). – М., 1991..

Значения в других словарях
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический

– один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения. Словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. С. Р. – контекстуальный "перевод" слова-понятия в слово-образ. Специфическая стилевая черта – художественно-образная речевая конкретизация (см.).Несмотря на особенную значимость для худож. Произведения проявления в нем авторской индивидуальности, несмотря на многообразие направлений, методов и жанров худож. Литературы, последняя, однако, имеет ..

Целостность текста

– 1) в психолингвистике понимается как свойство текста, соотносимое с целесообразным содержательно-функциональным единством, не определяемое лингвистически (А.А. Леонтьев). Это механизм, приводящий в действие речевые сигналы единства текста (напр., ключевые слова и их повторы) (Л.В. Сахарный). 2) в герменевтике – это Ц. Восприятия текста, осознание отношений "части-целого" ("герменевтический круг" – по Т.П. Щедровицкому), замкнутого смыслового пространства текста, хотя и с учетом его развертыван..

Членимость текста

– параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса. Функция композиционного плана текста целого произведения. Наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и целостностью текста произведения. Синоним к номинации стилистического приема "членение", особенно актуального для науч. Стиля речи, – приема, направленного на достижение ясности изложения в соответствии с достаточно строго регламентированными правилами пос..

Дополнительный поиск Цепная связь между самостоятельными предложениями Цепная связь между самостоятельными предложениями

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цепная связь между самостоятельными предложениями" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цепная связь между самостоятельными предложениями, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 49 символа