Языковые средства выражения стилистических фигур

199

Существует тяготение тех или иных языковых средств к выражению определенных стилистических фигур. Так, прием антитезы реализуется в тексте посредством антонимических пар. Не веселая, не печальная, / Словно с темного неба сошедшая, / Ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая (Н. Заболоцкий). Прием парономазии – с помощью паронимов. Я ненавижу вас, люди-резины, / Вы растяжимы на все режимы (А. Вознесенский). Прием метафоры – за счет полисемии. Белый был – красным стал. / Кровь обагрила, / Красным был – белым стал. / Смерть побелила (М. Цветаева).Некоторые языковые средства принимают участие в реализации не одной-двух стилистических фигур, а многих. Такой широкой сферой охвата стилистических фигур характеризуются мотивационно связанные слова (МСС) – мотивационные пары или цепочки.

Они выражают следующие приемы:1) прием сопоставления, частным случаем которого является хиазм:Простимся ж коротко и просто –Раз руки не умеют красть!С тобой, нелепейшая роскошь,Роскошная нелепость – страсть!(М. Цветаева)2) прием антитезы. И я несчастлив оттого, что счастлив, / И снова счастлив, что несчастлив я (Е. Евтушенко). При этом контраст может быть выражен МСС разных лексико-грамматических классов. Далеко-далече там Багдад, / Где жила и пела Шахразада. / Но теперь ей ничего не надо. / Отзвенел давно звеневший сад (С. Есенин);3) прием оксюморона (соединение несоединимого). Работает он с утра до ночи… – и в этом отношении он не человек, а золото. В остальном же, как иные говорят, ученый неуч (А. Чехов);4) прием тавтологии.

Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселым треском / Трещит затопленная печь (А. Пушкин);5) прием плеоназма (словесного излишества). Молодые, как самая ранняя рань, / Мы не верили в ад. Мы плевали на рай. (Р. Рождественский);6) прием градации. Подует ветер. / Сосен темный ряд / Вдруг зашумит, / застонет, занеможет (Н. Рубцов);7) прием оживления внутренней формы слова (см.). И мне снятся всю ночь на снегу снегири, / В белом инее красные птицы (М. Дудин) и др.МСС активно используются художниками слова для выражения различных приемов "поэтической техники":8) анафоры (единоначатия). Зашумит ли клеверное поле, / Заскрипят ли сосны на ветру, / Я замру, заслушаюсь и вспомню, / Что и я когда-нибудь умру (Е. Евтушенко) и всех приемов эвфонии (благозвучия);9) аллитерации.

Ревет ли зверь в лесу глухом, / Трубит ли рог, гремит ли гром… (А. Пушкин);10) ассонанса. Я вольный ветер, я вечно вею, / Волную волны, ласкаю ивы, / В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, / Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт);11) ритма. …С выдохом, с высвистом, / С выхрипом, с вы… / Твердит одинокое слово "Терпи!" (Р. Рождественский);12) рифм всех видов (внешних и внутренних, кольцевых и перекрестных, богатых и бедных, точных и неточных и т.п.). И сердце бьется в упоенье / И для него воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин). Переливы и отливы рук – / Однообразные движенья, / Ты заклинаешь, без сомненья, / Какой-то солнечный испуг (О. Мандельштам) и т.п.Кроме известных стилистических фигур, МСС участвуют в реализации специфических мотивационных фигур речи:13) приема перевернутой мотивации, суть которого в инверсионном употреблении мотивируемого и мотивирующего слов, когда они как бы меняются местами, отражая обратный ход мысли, события и т.д.

Семь холмов – как семь колоколов, / На семи колоколах – колокольни (М. Цветаева). Родник родит реку… (К. Паустовский);14) приема объединения мотивационных пар и цепочек, заключающегося в том, что компоненты разных мотивационных пар используются как составляющие одного словосочетания, синтезирующего целостное понятие. Над городом, отвергнутым Петром, / Перекатился колокольный гром. / Гремучий опрокинулся прибой / Над женщиной, отвергнутой тобой. / Царю Петру и вам, о царь, хвала. / Но выше вас, цари. Колокола (М. Цветаева). В словосочетании колокольный гром представлены компоненты двух мотивационных пар. Гром и греметь, колокол и колокольный;15) приема индивидуально-авторской мотивации, который, в отличие от приема поэтической этимологии, парономазии, представляет собой результат сближения созвучных разнокоренных слов на основе их осмысления как мотивационно связанных.

Я умираю от жалящей жалости, / Глядя, как вянет ромашки лицо (Л. Васильева). В представлении поэта жалость осмысляется как чувство, которое как бы жалит;16) приема инотолкования внутренней формы слова. Челюскинцы. Звук – как сжатые челюсти… / И впрямь челюстьми – / Из льдин-челюстей / Товарищей вырвали. (М. Цветаева).Выражение в поэтическом тексте стилистических форм за счет МСС значительно повышает их выразительно-изобразительный эффект.Лит. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966. Блинова О.И. Явление мотивации слов. Лексикологический аспект. – Томск, 1984. Ее же. Об одном феномене антропологической лингвистики // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Ч. 2. – Томск, 1996. Скребнев Ю.М. Фигуры речи // Русский язык.

Энциклопедия. – М., 1997..

Значения в других словарях
Языково-стилистические изменения в современных СМИ

Из всех функциональных стилей русского языка наиболее заметные изменения в последние полтора десятилетия зафиксированы в СМИ, что естественно и закономерно при учете глобальных политико-социальных преобразований, происшедших в России с 1985 г. Уже в 90-е г. Появились работы, посвященные анализу различных аспектов публицистического стиля. Семантических процессов в области лексики и фразеологии (Говердовская, 1992. Ермакова, 1996. Поспелова, 1991 и др.), метафорического фонда стиля (Бессарабова, 1..

Языковой игры функция

– см. Языковая игра.. ..

{...}пойдет у нас уж музыка не та

Тогда пойдет у нас уж музыка не та:У нас запляшут лес и горыКрылов. Квартет.Намек на Орфея, который своими песнями приводил в движение (трогал) - камни и деревья (мифол. Греч.).см. Музыка не та.. ..

{...}слава

Яркая заплатаНа ветхом рубище певца.А.С. Пушкин.Ср. Von des Lebens Gütern allenIst der Ruhm das höchste doch;Wenn der Leib in Staub zerfallen,Lebt der grosse Name noch.Schiller. Siegesfest.Ср. La fama è un sogno, anzi del sogno un ombra,Chi ad ogni vento si dilegua e sgombra.Слава сон. - даже только тень сна,Которая от всякого ветра разлетается и исчезает.Tasso. Gerusalemme liberata. 14, 63.см. Добрые умирают, а дела их живут.. ..

Дополнительный поиск Языковые средства выражения стилистических фигур Языковые средства выражения стилистических фигур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Языковые средства выражения стилистических фигур" в словаре Стилистический энциклопедический словарь русского языка, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Языковые средства выражения стилистических фигур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 48 символа