Бердяев Николай Александрович

151

Бердяев Николай Александрович.Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) Русский философ, публицист.Афоризмы, цитаты -Бердяев Николай Александрович. Биография• Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.• Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит из обыденности.• Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.• Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.• Фанатизм - некоторое умопомешательство, порожденное неспособностью вместить полноту истины.• Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей.

Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.• Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.• Революция - конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.• Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.• У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.• Любовь - как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.• "Судьба России".

Сборник статей, 1914-1917• "Психология русского народа. Душа России", опубликовано в 1915• С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России.• Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа.• Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества.

Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута. России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит.• Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Многих на Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока. Но все еще не наступало время признания за духовной жизнью христианского Востока равноправия с духовной жизнью Запада.

На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада, что Толстой и Достоевский идут на смену властителям дум Запада для самого Запада и внутри его. Свет с Востока видели лишь немногие избранные индивидуальности.• Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия.

Славянская раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или германская.• Если народы Запада принуждены будут, наконец, увидеть единственный лик России и признать ее призвание, то остается все еще неясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия - противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами• Верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры. Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость.• Вся парадоксальность и антиномичность русской истории отпечатлелась на славянофилах и Достоевском.

Лик Достоевского так же двоится, как и лик самой России, и вызывает чувства противоположные. Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христа (Великий Инквизитор) мирится с рабьей покорностью. Не такова ли и сама Россия?• Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами.

Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым.• Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосударственности. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность.• В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как "земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет". Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле. Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве.

Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия - земля покорная, женственная.• Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа. Она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте. И потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то немецкого владычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думали, что государство - это "они", а не "мы".• Очень характерно, что в русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни.

Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля. [...] Русская безгосударственность - не завоевание себе свободы, а отдание себя, свобода от активности. Русский народ хочет быть землей, которая невестится, ждет мужа.• Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.

Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных. [...] И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало.

Она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. [...] Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной и пассивной русской стихией. [...] Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории и русской души.• Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни.

Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере.• Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские. Им чужда национальная гордость и часто даже - увы. - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам.• Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью.

Она исповедовала исключительно сверхнациональные идеалы. И как ни поверхностны, как ни банальны были космополитические доктрины интеллигенции, в них все-таки хоть искаженно, но отражался сверхнациональный, всечеловеческий дух русского народа..

Значения в других словарях
Бердяев Николай Александрович

Бердяев Николай Александрович (6.3.1874, Киев, ‒ 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. ..

Бердяев Николай Александрович

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смыс..

Бердяев Николай Александрович

Философ и публицист. Род. В 1874 г. В г. Киеве. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе. В Киевском университете учился сначала на естественном, потом на юридическом факультете. В 1898 г. Был арестован и исключен из Университета. В 1900 г. Был сослан на три года в Вологодскую губернию. Первая статья Б. Была напечатана в "Neue Zeit", в 1899 г., под названием. "F. A. Lange und die kritische Philosophie in ihren Beziehungen zum Socialismus". В 1900 г. Вышла книга Б. "Субъективизм и индивидуализм ..

Бердяев Николай Александрович

(1874-1948), русский философ и публицист. Родился 6 марта 1874 в Киеве. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет университета Святого Владимира (Киев), через год перевелся на юридический факультет. Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения из университета (1898). Марксистский период в его биографии оказался сравнительно коротким. Уже в работе Субъективизм и индивидуализм в общественной философ..

Бенжамен Констан

(1767—1830 гг.) писатель и публицист Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума.Деспотизм — вот к чему ведет торжествующая общая воля. А чей деспотизм — одного, нескольких или всех, — это уже несущественно.Мораль должна быть не целью, но следствием художественного произведения.…Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы вашего собственного "я"… пробуждает в нас способность к самопожертвованию…Чтобы жить спокойно, нужно затратить не меньше усилий, чем для тог..

Бентам

Бентам(Bentham)Бентам (Bentham) Иеремия (1748 - 1832) Английский философ, социолог, юрист. Родился 15 февраля 1748 в Лондоне, в семье адвоката. Умер 6 июня 1832. Родоначальник идеологического либерализма, философии утилитаризма, утилитаризма, утверждающего в качестве основания этики и оценки всех явлений принцип полезности. Нравственный идеал - "наибольшее счастье наибольшего числа людей".Афоризмы, цитаты• Война - это несчастье в увеличенном масштабе.• Правоведы - единственная категория людей, к..

Бердяев Николай Александрович. Биография

Бердяев Николай Александрович. БиографияБердяев Николай Александрович (1874 - 1948)Бердяев Николай Александрович. Биография Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 перевелся на юридический факульте..

Берк

Берк(Burke)Бёрк Эдмунд (Burke Edmund) (1729 - 1797) Английский публицист, политический деятель. Родился 12 января 1729 в Дублине, Ирландия, в семье дублинского юриста. Учился в квакерской школе и в Тринити-колледже в Дублин. 1750 - поступил в лондонский университет Миддл-Темпл, но вскоре отказался от занятий юриспруденцией, решив заняться литературой. 1756 - анонимно опубликовал свое первое произведение. В 1765 был избран членом парламента Великобритании и оставался им до 1794, являясь одним из ..

Бердяев Николай Александрович

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г. Учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. Вышла его первая книжка. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. Вышли книжкой под общим заглавием. "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. Под заглавием. "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. Им издан..

Бердяев Николай Александрович

(1874, Киев — 1948, Кламар, близ Парижа), философ, публицист. Родился в аристократической семье. Учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета, вскоре перевёлся на юридический факультет. В 1897 арестован за участие в социал-демократическом кружке, исключён из университета, в 1900 сослан на 3 года в Вологду, затем в Житомир. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (М., 1902) и «Вехи» (М., 1909).В Москве ..

Бердяев Николай Александрович

Бердяев, Николай Александрович, - писатель. Родился в 1874 г. Учился в Киевском университете, но курса не кончил, будучи арестован в 1898 г. В 1900 г. Вышла его первая книжка. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии". Затем Бердяев напечатал целый ряд статей в журналах, которые в 1907 г. Вышли книжкой под общим заглавием. "Sub specie aeternitatis". Другой сборник статей Бердяева вышел в том же 1907 г. Под заглавием. "Новое религиозное сознание и общественность". В 1911 г. Им издан..

Бердяев Николай Александрович

(6 марта 1874, Киев, – 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа). Из старинного дворянского рода В 1884 – 94 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 перешёл на юридический факультет, увлёкся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 за участие в студенческих волнениях арестован и исключён из университета. В 1900 – 02 в ссылке в Вологде. В эти годы отходит от марксизма С 1904 в Петербурге совместно ..

Бердяев Николай Александрович

(1874— 1948) — русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918—1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После краткого пребывания в Берлин..

Дополнительный поиск Бердяев Николай Александрович Бердяев Николай Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бердяев Николай Александрович" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бердяев Николай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 29 символа