Эпиктет

223

(ок. 50 — ок. 140 гг.) греческий философ-стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме Свободный — это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода. Ни в коем случае. Ведь безумие и свобода несовместимы.Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью. (…) Покажите же мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого-нибудь стоика. (…) Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел.Если кто-то — один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то — в толпе, это не значит, что он не одинок.Помни, что дверь открыта.

Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят. «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи. «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.Человек — это душонка, обремененная трупом.Нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора.«Лаская своего ребенка, — говорил Эпиктет, — следует сказать самому себе. Быть может, завтра он умрет».

— «Но ведь это — накликание беды». — «Ничего подобного, — отвечал он, — это обозначение одного из действий природы. Иначе и слова. „Колосья пожинаются“ — также являлись бы накликанием беды».Пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.Удивительна наша природа и жизнелюбива (…). Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим. Если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами.

Эпиктет заметил ему. «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач».Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла. И задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.Истинное добро заключается в правильных понятиях и в добрых желаниях. Истинное зло — в неправильных понятиях и в порочных желаниях.Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.Зависть — враг счастливых.Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен.Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.Где человек находится противясь, там его тюрьма.К свободе ведет лишь одна дорога.

Презрение к тому, что не зависит от нас.Выдерживай и воздерживайся.Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.В несчастье познается друг и изобличается враг.Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.Строгость отца — прекрасное лекарство. В нем больше сладкого, чем горького.Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.Умный борется со страстью, глупец — становится ее рабом.Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.(Источник.

«Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.).

Значения в других словарях
Эпиктет

(Epíktetos — рабская кличка, буквально — «Прикупленный») (около 50 — около 138), греческий философ-стоик (см. Стоицизм). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа. Как последний, ничего не писал. Жил в крайней бедности. Философские проповеди Э. Сохранились в записи его ученика Флавия ..

Эпиктет

(ок. 55 - ок. 135), древнегреческий философ-стоик, уроженец Фригии. Подлинное имя философа неизвестно (греч. Эпиктет, "купленный"). В молодости Эпиктет попал в Рим в качестве раба, посещал лекции стоика Музония Руфа, а позднее был отпущен на свободу. Вместе с рядом других философов Эпиктет был изгнан из Рима по указу Домициана в 89, поскольку стоики зарекомендовали себя как противники тирании. Эпиктет поселился в Никополе (Эпир), где прожил до самой смерти. Он практиковал занятия философией в фо..

Энтузиазм

Энтузиазм — это любовь без ясно определенного объекта. Эмиль Сьоран Бывают минуты, когда невозможно удержаться и не начать делать глупости. Это называется энтузиазмом. Анри Мельяк Богу было угодно даровать человечеству энтузиазм, чтобы возместить отсутствие разума. Эдмунд Берк Энтузиазм заразителен. Его отсутствие — тоже. «Пшекруй» Мир принадлежит энтузиастам, которые способны сохранять хладнокровие. Уильям Макфи Практичные люди и душу вкладывают в расчете на проценты. Евгений Сагаловский У кого..

Эпаминонд

(ок. 418 — 362 гг. До н.э.) фиванский полководец На вопрос, какой полководец лучше, Хабрий или Ификрат, он (Эпаминонд) ответил. «Нельзя сказать, пока все мы живы».Эпаминонд (…) отказал Пелопиду в его просьбе выпустить из тюрьмы одного кабатчика, но тут же отпустил его по просьбе гетеры, сказав при этом. «Есть услуги, Пелопид, которые подружкам испрашивать не стыдно, а полководцам стыдно».Эпаминонд, (…) когда фиванцы из зависти и в насмешку избрали его таксиархом, (…) не счел это ниже своего дост..

Эпикур

(341—270 гг. До н.э.) философ, родился на о-ве Самос Никакое наслаждение само по себе не есть зло. Но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах.Ничего нет страшного в жизн..

Эпихарм

(2-я пол. VI—1-я пол. V вв. До н.э.) сицилийский комедиограф Мертвым быть — ничуть не страшно, умирать — куда страшней.Ум и видит, ум и слышит, неразумный глух и слеп.А рука-то руку моет. Дай-ка, и получишь сам.Что до меня говорили двое, с тем справляюсь я один.Не говорить ты умеешь, но молчать ты не способен.Если ищешь чего-нибудь мудрого, то подумай об этом ночью.Будь трезв и умей сомневаться. (Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Эпиктет

Эпиктет, Epiktetos, ок. 50- ок. 138 гг. Н. Э., греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита, секретаря Нерона. Ок. 80 г. Слушал лекции известного стоика Музония Руфа. Освобожденный ок. 90 г., сам начал учить. Будучи изгнан из Рима императором Домицианом, осел в Никополе в Греции и там основал собственную философскую школу. Э. Не оставил ни одного произведения, но его ученик Арриан записал учение своего мастера. Также мы находим сентенции ..

Эпиктет

Эпиктет - греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него. В его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную с..

Эпиктет

Эпиктет (ок. 55-135) Фтософ-стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии – в Никополе, имел большой круг учеников. Среди последних был историк Арриан, опубликовавший заметки о лекциях Эпиктета – «Руководство морали», - которые оказали сильное влияние на императора- стоика Марка Аврелия. Сам Эпиктет имел глубокую религиозную веру в божественность принципов стоицизма и учил, что абсолютная вера в провидение и безразличие к внешнему миру – единственный путь к д..

Эпиктет

- греческий философ-стоик, живший в конце I и начале II века нашей эры. Главная задача философии заключается, по его мнению, в том, чтобы сделать человека свободным и счастливым. Для этого человек должен ясно различать между тем, что находится в его власти, и тем, что не зависит от него. В его власти внутренняя жизнь сознания, не зависят от него внешние обстоятельства. Только сосредоточение на своей внутренней жизни и полное равнодушие к внешнему миру может обеспечить человеку истинную свободу и..

Эпиктет

ЭПИКТЕТ. ..

Эпиктет

(греч. Epictetus - не имя собственное, а разговорное прозвище раба - 'приобретенный') (50- 125/135/138?) - античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. Явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. Избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочинитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - кра..

Эпиктет

(греч. Epictetus — не имя собственное, а разговорное прозвище раба — "приобретенный") (50— 125/135/138?) — античный философ, представитель позднего стоицизма. Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. Явились стоики — Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. Избрал Сократа, выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочи- нитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь — к..

Эпиктет

(Epictetus, Έπίχτητος). Философ — стоик. Он был сначала рабом любимца Нерона, Эпафродита, затем был изгнан из Рима по распоряжению Домициана и жил в Эпире в г. Никополисе. Учение его отличалось нравственной высотой и привлекло много последователей.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Дополнительный поиск Эпиктет Эпиктет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эпиктет" в словаре Сводная энциклопедия афоризмов, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эпиктет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 7 символа