Новгородцев Павел Иванович
(1886-1924) - русский юрист и философ права,профессор,один из виднейших представителей школы возрожденного естественного права. После 1917 г. Эмигрировал. .Методологической опорой философ-ско-правовых воззрений Н. Служило неокантианство, с которым был связан его переход к "системе нравственного идеализма". Вместе с тем разработанная Н. Концепция философии права опиралась на принцип личности, заимствованный у Сократа и обогащенный пониманием постоянного стремления личности к нравственном у совершенствованию. Понятие естественного права, как подчеркивал Н.,всегда определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма неизменная, обусловленная самой природой.
Особенности естественного права Н. Видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и его нравственных критериев. С помощью естественного права Н. Обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей".В отличие от Л. Петражицкого Н. Отстаивал мысль о том. Что право и нравственность сосуществуют в тесном единстве. Он объяснял это следующими обстоятельствами:а) право и нравственность образуют единую сферу идеального и должного, которая не может предполагать раздвоение человеческого идеала:б) право и нравственность имеют одинаковую конечную цель - воплощение идеи справедливости и добра;в) данная цель может быть осуществлена только на основании единого принципа личности.Существенное место в теоретических разработках Н.
Занимало философское обоснование концепции правового государства новейшего времени, в рамках которого можно выделить следующие основополагающие идеи:а) признание дуализма права, т.е. Его деления на право положительное (позитивное) и естественное(субъективное):б) учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства;в) идея единства власти и необходимости разделения властей:г) принцип законности, "господство знающих" и естественное подчинение им всех остальных субъектов права:д) цель такого государства - "не гармония общественного совершенства. А свобода бесконечного развития". Именно в стремлении к "общественному совершенству" Н. Видел главный недостаток учений о правовом государстве, который он определял как рациональный утопизм.
Следствием последнего Н. Считал появление теорий.социализма и анархизма, построенных на абсолютизации роли абстрактного научного мышления. Являясь противником научного социализма, Н. В своих работах по общей теории права обосновывал необходимость борьбы за конституционно-демократические преобразования в России.К сожалению, абсолютизация духовного начала в учении о личности не позволила Н. По справедливости оценить социально-экономические, политические и другие факторы общественного развития. Тем не менее концентрация на проблемах нравственного становления личности позволила Н. Достаточно полно и последовательно охарактеризовать эвристические возможности связи этического начала с философско-правовыми воззрениями.Соч.
Историческая школа юриспруденции, ее происхождение и судьба (1896');Из лекций по общей теории права (1904);Введение в философию права. Государство и право(1907). Вехи(1909). Кризис современного правосознания (1911). Об общественном идеале (1917) и др.Лит. История политических и правовых учений. XX в. М., 1995. Медушев-ский А.Н. Русские правоведы. Мир источниковедения. М., 1994.Жуковская Н.Ю..
Дополнительный поиск Новгородцев Павел Иванович
На нашем сайте Вы найдете значение "Новгородцев Павел Иванович" в словаре Юридический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новгородцев Павел Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 26 символа