Амос
1) (евр. Амоц, кр. Ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)), отец пр. Исаии (4Цар 19:2. Ис 1:1 и др.). 2) (евр. Амос, "Яхве понес").I. О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКАА. Был родом из Фекои (Ам 1:1), располож. В Иудее, в 16 км юж. Иерусалима, но главным местом его деятельности было Северное царство. Исаия, Осия и А. Являются первыми пророками, авторами библейских книг. А. И Осия - единств. Пророки, проповедовавшие в Северном царстве (Осия и происходил оттуда). До того как Бог призвал А. На пророч. Служение, он был пастухом овец (Ам 1:1), а из Ам 7:14 можно заключить, что он, кроме того, собирал сикоморы. А. Был человеком простым. По тем образам, к-рые он использует в своей проповеди, можно судить, что его жизнь была связана с природой и трудом на земле (см.
Ам 3:4,8,12. 4:1. 5:8,19 и др.). Призванный Богом (ок. 760 г. До Р.Х.), он оставил свои стада (Ам 7:15) и отправился из Иудеи в царство десяти колен Израилевых, к-рое в это время, при царе Иеровоаме II (787-747 гг. До Р.Х.), переживало период своего политич. И экономич. Расцвета. Как гром среди ясного неба прозвучала здесь пророч. Проповедь А. О Божьей справедливости, указавшая на упадок в религ., нравств. И социальной областях, к-рого не мог скрыть блестящий фасад экономич. Подъема. Поэтому суд был неотвратим. Хотя А. И происходил из Иудеи, он проповедовал преимущественно в Северном царстве, в частн. В Вефиле, у главного святилища Израиля. Вероятно, как раз в это время проходили осенние празднества. Перед толпой, пришедшей поклониться золотому изваянию тельца, установленному Иеровоамом II, А.
Рассказывает свое видение о свинцовом отвесе (Ам 7:7-9. Возм., отвес был оловянным). Священник см. Амасия (4) (ср. Ам 7:10-15) пытается удалить А. Из Вефиля, запрещая ему проповедовать и донося на него Иеровоаму. Знаменитый ответ А. Гласил. "Я - не пророк . Но Господь взял меня от овец..." (Ам 7:14 и след.). Однако А. Не был пророком, предсказывавшим только невзгоды, он также предрекал спасение, восстановление падшей скинии Давида (Ам 9:11-15).II. ПРОПОВЕДЬ АМОСА 1) Ам 1-2 - суд над шестью соседствующими народами, а также над Иудейским и Израильским царствами. 2) Ам 3-6 - суд над Израилем. 3) Ам 7-9 (рассказ о видениях) - о саранче, пожирающем огне, свинцовом отвесе, корзине с плодами, Господе над жертвенником (7:1-9. 8:1-6.
9:1-10). 4) Ам 7:10-17 - Амос в Вефиле (столкновение с Амасией). 5) Ам 8:7-14 - предсказание о неутолимом голоде алчущих слова Божьего. 6) Ам 9:11-15 - заключит. Обетование. Восстановление падшей скинии Давида. III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ АМОСАСтиль и изложение Книги пр. А. Всегда привлекали внимание читателей. Вызывают интерес не только суровость его пророчеств, но и мощная выразительность образов. Стиль А., одного из первых пророков, чьи собрания изречений сохранились, точен и ясен. Его речь иногда возвышается до поэтич. Параллелизма (см. Поэтическое искусство). В изложении видений А. Видна четкая композиция. Эмоц. Напряжение к концу нарастает. Речь и видения А. Наполнены символами. Его книга имеет немало точек соприкосновения с пятикнижием Моисея (Ам 1:11 - Втор 23:7.
Ам 2:3 - Чис 24:17. Ам 2:8 - Исх 22:26. Ам 2:9 - Чис 21:21-28. Ам 2:11 - Чис 6:2-13. Ам 3:2 - Втор 4:34. Ам 4:4 - Втор 14:28 и др.), а также с книгами его современников, пр. Осии (ср. Ос 1:1. 4:15. 8:14) и Исаии (Ис 1:11 - Ам 5:22. Ис 5:12 - Ам 6:5 и след. Ис 13:10 - Ам 5:8. Ис 17:1 - Ам 1:3 и др.). Девиз Книги пр. А. "Господь возгремит с Сиона..." (Ам 1:2) встречается и у пр. Иоиля (ср. Иоил 3:16). Кр. Того, обнаруживается созвучность и с Книгой пр. Иова (Ам 5:8 - Иов 38:31 и др.). Время начала проповеди пророка указано в заглавии книги А. "...во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года пред землетрясением". Более точная датировка проповеди А. Невозможна, т.к. Неизвестно, в каком году произошло упомянутое А.
Землетрясение (см. Также Зах 14:5). Но прибл. Время деятельности А. Можно определить, исходя из времени правления обоих назв. Царей. В соотв. С этим, пророк выступил со своей проповедью ок. 760 г. До Р.Х. Иуд. Историк Иосиф Флавий стремился установить точное время землетрясения (Ant IX,10). Возм., в картине суда (Ам 8:9) отражается воспоминание о солнечном затмении, к-рое, согл. Астрономич. Расчетам, состоялось 15 июня 763 г. До Р.Х. (см. Летосчисление).IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТКнига пр. А., как никакая другая пророч. Книга, может служить "учебником" классич. Прорицания. Основные черты истинного пророчества выступают в ней с непревзойденной яркостью. Господь лично призывает А. И является ему в видениях. Пророк, наделенный способностью по-новому видеть людей, возвещает откровение, данное ему Богом.
С беспощадной суровостью указывает А. На социальное неблагополучие (Ам 5:4-17. 6:7,12) и бичует безответственность богатых. Он предсказывает разрушение Израильского царства и пленение народа (Ам 9:1 и след.). Творимый Богом суд подтверждает Его власть над всем, что не только внешне, но и своей сущностью восстает против Него. Нередко люди, уверовав в собств. Избранность, успокаивают этим свою обвиняющую совесть. А. Разрушает это обманчивое чувство безопасности. Избранность не дает абсолютной гарантии спасения, но налагает повыш. Ответственность, к-рая своим следствием может иметь и суд (3:2. Ср. 9:7). (см. Остаток). Но слова А. Позволяют увидеть за Божьим судом Божью любовь. Возвещая наказание народам и призывая к покаянию, А. От имени Господа обещает спасение (Ам 5:14 и след.).
Согл. Божьему обетованию, после суда настанет время, когда Бог Сам восстановит Свой народ и приведет его к окончат. Спасению (Ам 9:11 и след.). В словах о суде над другими народами обращает внимание, что и враждебное отношение прочих народов друг к другу, а не только к Израилю и Иудее, рассматривается как основание для суда..
Дополнительный поиск Амос
На нашем сайте Вы найдете значение "Амос" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 4 символа