Ириней Лионский

11,611

(E"rhna‹oj Р LougdoЪnou), свт. (ок.130 - ок.200), зап. Отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной И.Л. Была, вероятно, М.Азия. Во всяком случае, он тесно связан с малоазийской традицией. В своем послании к другу юности Флорину он вспоминает о Поликарпе, "как он рассказывал о своем обращении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа" (цит. У *Евсевия, Церк.Ист., V, 20). Ок. 177 И.Л. Переехал на Запад в Галлию и поселился в Лионе, христиане к-рого переживали в это время жестокие гонения. Вскоре И.Л. Был рукоположен во пресвитера, а в 190 стал епископом Лиона, преемником мученически погибшего епископа Потина.

В спорах о времени празднования Пасхи И.Л. Занял примирительную позицию, стремясь быть посредником между Востоком и Западом. По сведениям Евсевия, И.Л. Умер мучеником. Правосл. Церковь празднует его память 23 августа. Из соч. И.Л. Полностью сохранилось лишь два. "Опровержение и победа над мнимым гнозисом", или "Против ересей", и "Доказательство апостольской проповеди". Все остальные его труды имеются лишь во фрагментах. Кн. "Против ересей" посвящена полемике с гностиками и *Маркионом, к-рые в годы епископства И. Представляли собой наиболее серьезную опасность для христианства. Полемика шла, гл. Обр., вокруг Свящ. Писания, поэтому творения И. Имеют большое значение для библеистики. Гностики утверждали, что. 1) НЗ не имеет отношения к ВЗ, к-рый есть порождение несовершенного Духа или даже злого Демиурга, 2) истинное Евангелие возвещалось Христом только для избранных и поэтому вера должна опираться на эту эзотерич.

Традицию, при этом Четвероевангелие либо отвергалось, либо перекраивалось. Выступая против указанных тезисов, И. Доказывал, что ВЗ и НЗ представляют собой единое целое, связанное преемственной цепью Откровений. Бог обоих Заветов - один и тот же Бог. "Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы, - писал он, - никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог" (Против ересей, III, 6,1). "И тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин - Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать" (там же, IV, 9,1). В ответ на доводы гностиков, ссылавшихся на свои собственные Евангелия, И.

Показывал, что эти тексты написаны не в апостольское время, а совсем недавно, его современниками. Самая же достоверная и прочная традиция, восходящая к апостолам, отражена лишь в четырех истинных Евангелиях. "Матфей, - пишет И.Л., - издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Эфесе Азийском" (там же, III, 1,1). Среди апостолов, доказывал И.Л., не было избранных, к-рые якобы только одни и были посвящены в тайное учение.

И Петр, и Павел были представителями и посланниками Церкви. В Церкви через преемство *Предания хранится и живет евангельское благовестие (там же, III, 13,1). Даже число Евангелий не случайно. И. Связывает его с древним символом завершенности и вселенскости. "Как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей" (там же, III, 11,8). По ходу своей дискуссии с гностиками И. Поднимал много частных экзегетич. И догматич. Вопросов, особенно останавливаясь на библейской *сотериологии. В противовес гностич. *дуализму он интерпретирует ее как исцеление твари и приобщение ее к божественной жизни.

"Первородное Слово нисходит в тварь, т.е. Создание (телесное), и объемлется им, и, с другой стороны, тварь принимает Слово и восходит к Нему, восходя выше ангелов, и делается по образу и подобию Божию" (там же, V, 26,3). M i g n e. PG, t.7. В рус. Пер. Соч. Св.Иринея, еп.Лионского, М., 1871, репр., М., 1996. Доказательства апостольской проповеди, ХЧ, 1907, №4-6. *Г у с е в Д.В., Догматич. Система св. И. Л. В связи с гностич. Учениями второго века, ПС, 1874, №8-9. [Евгений (Сахаров-Платонов)], Св.Ириней, еп.Лионский, ПТО, т.1, кн.4, 1843. ПБЭ, т.5, с.1018-22. С а г а р д а Н.И., Новооткрытое произведение св. И. Л. "Доказательство апостольской проповеди", СПб., 1907. Ф е д ч е н к о в С.А., Армянские фрагменты творений св.И. Л., ХЧ, 1915, №4.

Е г о ж е, Св.И. Л. Его жизнь и лит. Деятельность, Серг. Пос., 1917. Иностр. Библиогр. См. В журн. "Connaissance des p-res de lEglise", 1979, №2 и в кн. Q u a s t e n. Patr., v.1, p.287. См. Также ст. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Ириней Лионский

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (ок. 130 - ок. 200) - христианский богослов, мученик, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна Богослова. Главное сочинение "Обличение и опровержение лжеименного знания" (на греческом языке) - полемика с еретическими учениями гностицизма. Память в Православной церкви 23 августа (5 сентября), в Католической - 28 июня.. ..

Ириней Лионский

СВ. (ок. 130-202), отец церкви, родился ок. 130 в Смирне (или поблизости от нее) в Малой Азии. Учился у св. Поликарпа Смирнского (который, в свою очередь, был учеником св. Иоанна Богослова), стал пресвитером, а позднее - епископом Лионским. Ириней умер (вероятно, мученической смертью) в 202 в Лионе. День памяти святого 28 июня (в Русской православной церкви 23 августа по старому стилю). До нас дошли многочисленные фрагменты сочинений Иринея, цитируемых позднейшими авторами, и только два сочинени..

Ириней Лионский

(ок. 130 — 200 гг.) епископ Лионский, богослов Разногласием касательно поста утверждается согласие веры. (О спорах из-за сроков празднования Пасхи.)(Христос) сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. (Источник. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М. Просвещение. 2006.). ..

Ириней Лионский

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ. ..

Ипполит (Нippolitus) Римский

Свт. (ок.170 - ок.236). Богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни И. Уже в 4 в. Знали мало (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 61). Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению *Даниелю, И. Мог быть римским уроженцем греч. Происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх *Фотий называет его учеником свт.*Иринея, хотя неизвестно, знал ли И. Лионского святителя..

Ириней

(Иван Иоакимович Фальковский), еп. (1762-1823), рус. Правосл. Богослов и экзегет. Сын священника. Учился в КДА, затем в Венгрии в католич. ДС. Преподавал в КДА словесность, математику, богословие и экзегетику Деяний и Посланий. Монашество И. Принял в 1786, а в 1807 состоялась его хиротония во еп.Чигиринского. В 1812 он занял Смоленскую кафедру (во время Отечеств. Войны находился в Могилеве). Последние годы И. Провел в монастыре. И. Отличала огромная эрудиция и разнообразие интересов. Он был серь..

Ирландский Перевод Библии

См.Переводы Библии на новые европ. Языки.. ..

Исаак Армянский

(С а а к Партев), католикос (ум. Ок. 439), десятый патриарх Армении, с деятельностью к-рого связано начало перевода Библии на арм. Язык. По нек-рым сведениям, И. Род. В Константинополе. Предстоятелем армянских христиан он стал в тот период, когда значит. Часть их страны перешла под власть Иранской империи. Правители Сасаниды, исповедовавшие *маздеизм, пытались подавить национальное и религ. Своеобразие подчиненного народа. Христианство оказалось единственной реальной силой, способствовавшей само..

Дополнительный поиск Ириней Лионский Ириней Лионский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ириней Лионский" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ириней Лионский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 15 символа