Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

161

I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) - древесное ползучее растение. Тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к-рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. Ин 15:2 и след.). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит "опробковение" коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Иез 15:1-6).II. 1) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидет-ва о возделывании В. С очень ранних времен (Быт 14:18. Ср. Также Быт 9:20)почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Суд 15:5), на Изреельской равнине (3Цар 21:1), в оазисе Ен-Геди (Песн 1:13), но особенно много В.

Было в холмистых местностях - вблизи Хеврона, в долине Есхол (Чис 13:24), под Силомом (Суд 21:20 и след.), Сихемом (Суд 9:27) и Самарией (Иер 31:5), на вост. Берегу Иордана (Ис 16:8-10. Иер 48:32 и след.), а судя по находкам, также и в пустыне Негев. 2) обычно виноградники располагались на склонах гор (Ис 5:1. Иоил 4:18). Чтобы плодород. Почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и см. Шакалов во избежание потрав (Чис 22:24. Пс 79:9-14. Притч 24:30 и след. Песн 2:15. Ис 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точи-ло (виноградный пресс) (Ис 1:8. 5:1-7. Мф 21:33-41). Виноградник требует много труда (ср. Мф 20:1-16), особенно летом, перед окончат.

Сбором урожая (см. Календарь, III). В это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Притч 24:30 и след. Ис 5:6). Лозы требуется обрезать и очищать (Лев 25:3. Ин 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Иез 17:6. Ос 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев. 3) из ягод В. Получали сок (Ис 63:2. Откр 14:19,20), их ели свежими или сушеными (Чис 6:3. Втор 23:25). Сушеный В., т.е. Изюм, спрессовывали в лепешки (1Цар 25:18, 30:12, в Синод. Пер. - "связки изюма". См. Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября.

Это было время радости (ср. Ис 16:9,10), особенно когда В. Начинали давить - с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Иер 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. Ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Неем 13:15. Иов 24:11. Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис 16:10. Иер 25:30. 48:33). "Кровь гроздов" (Быт 49:11)окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. Ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19. Мф 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер 48:11 и след.), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом.

(см. Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс. 4) виноградный сок пили свежим (евр. Тирош), черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Чис 18:12. Неем 10:38). Перебродив, сок превращался в вино (евр. Яйин) - алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Быт 9:21). "Плод виноградный" (Мф 26:29. Мк 14:25) - издревле принятое у иудеев выражение, обознач. Вино, к-рое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. При пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. Специями (Пс 74:9. Песн 8:2), или о смешанном вине (Притч 23:30. Песн 7:3. Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и "крепкий напиток", к-рый делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Ис 28:7.

29:9. См. Питье). Названия сортов В. Обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез 27:18. Ос 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о к-рых говорится в 1Пар 27:27, могут свидет-вать о существовании такого погреба. В Песн 2:4 говорится "о доме пира", т.е. О помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в к-рых были сложены винные кувшины. Сверху эти ямы были закрыты каменными плитами. 5) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. Времена были основными продуктами питания (2Пар 2:9. Пс 103:14 и след.

Плач 2:12). Вино восхваляется как дар Божий (Быт 27:28. Втор 8:7-10. Пс 103:15. Еккл 9:7. Ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство (Лк 10:34. 1Тим 5:23. Ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при цар. Дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис 28:7 и след. Ам 6:6). От подобного злоупотребления Библия настоят. Предостерегает (Притч 20:1. 23:29-35. Еф 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев 10:8-11), назореям (см. Назорей, Назарянин) было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Чис 6:3 и след.

Суд 13:4), см. Рехавиты также не пили никакого вина (Иер 35). III. В метафорич. Значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Притч 9:2. Ис 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иер 25:15 и след.). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Пс 79:9-16. Ос 10:1), а землю израильтян - с виноградником (Иер 12:10. Ср. Мк 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (Ин 15:1 и след.)..

Значения в других словарях
Вина

I. Согл. Библии, совершаемые человеком грехи делают его виновным перед Богом. Эта В. Отделяет человека от Бога. Быть грешником - значит быть виновным перед Ним (Лк 13:1-5), а грешником является каждый человек, преступивший хотя бы одну заповедь (Иак 2:10). Библии знакомо понятие совокупной В. Перед Богом, охватывающей всех людей (Исх 34:7. Рим 3:19). Но вряд ли можно найти и человека, не провинившегося также перед людьми. (см. Беспорочный.) Каждый отвечает за свои дела (Втор 24:16. 4Цар 14:6. Ие..

Вино

Вино см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.. ..

Виноградная лоза

Виноградная лоза см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.. ..

Виноградник

Виноградник см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.. ..

Дополнительный поиск Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 45 символа