Десятина

254

I. Д. - это одноразовое отчисление от воен. Добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу святилища (Лев 27:30-33) или царя (1Цар 8:15,17. См. Подати, II,1). Эти подати составляли 1/10 часть от размера имущества или дохода. Д. Была известна и за пределами Израиля, напр., у финикийцев и карфагенян, нововавилонян, персов, аравийцев, греков и римлян. Еще Авраам отдал Мелхиседеку Д. От своей добычи (Быт 14:20. Евр 7:4), а Иаков обещал отдавать Господу Д. От всего своего состояния (Быт 28:22).II. 1) Закон предписывал. Израиль должен давать Господу Д. "из семени земли и из плодов дерева" (Лев 27:30), а также от крупного скота и от овец (ст. 32. Ср. 2Пар 31:6), и эти Д. Должны быть посвящены Господу.

В Чис 18:30 Д. От зерна и от плодов названа так. "получаемое с гумна и получаемое от точила". Согл. Этому правилу, Д. Отсчитывали от обмолоч. Зерна, от получ. В точиле сока (см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино) и от добытого оливкового масла (ср. Втор 12:17). Эти подати натуральным продуктом могли быть заменены денежными отчислениями, т.е. Выкуплены, но сумму надлежало увеличить на 1/5 часть стоимости продукта (Лев 27:31). Д. От скота определяли так. Животных из стада пропускали по одному под посохом пастуха, и каждое десятое животное отделяли, причем (в отличие от требований, предъявляемых к жертвенным животным, Лев 22:19 и след.) было безразлично, имели волы, коровы, овцы и т.д. Недостатки или нет (Лев 27:32 и след.).

Замена этих животных была запрещена, а там, где это случалось, оба животных - предназнач. Для отделения и отдел. Вместо него - считались святыней Господу (ст. 33). 2) после завоевания Ханаана см. Левиты получили города для проживания с пригородными участками для выпасов скота (Чис 35:2-5. Нав 21:2 и след.), но не получили земельных наделов. В качестве возмещения за это они получали Д. От прочих израильтян (Чис 18:21,24), от к-рых они, в свою очередь, должны были отделять десятую часть священникам на их содержание (ст. 26-30). В этой связи существуют ясные упоминания только в отношении Д. От зерна и плодов (ст. 27,30). 3) во Второзаконии дан ряд расширяющих и дополняющих предписаний о Д. Непосредств. Перед завоеванием страны.

Как и все жертвы, возношения, обеты, начатки урожая и первенцы скота, Д. Также надлежало приносить в центральное святилище (Втор 12:4 и след. 14:22 и след.), если же люди жили слишком далеко, разрешалось продавать их. Получ. Выручка от продажи затем служила опять-таки для приобретения продуктов питания в том месте, где находилось святилище (ст. 24-26). С уплатой Д. Была связана радостная жертв. Трапеза, в к-рой принимали участие и левиты (Втор 12:17 и след. 14:26 и след.). В каждый третий год следовало приносить Д. Не в святилище, а предоставлять их по месту жительства в распоряжение левитов и бедных (иноземцев, сирот и вдов) (Втор 14:28 и след. 26:12). Исполнив эту заповедь, каждый глава семейства должен был свидет-вать "пред Господом", т.е., вероятно, в святилище, по устоявшейся формуле (ст.

13-15). Эти два года Д. (ст. 12) каждый раз приходилась на период между двумя субботними годами (см. Субботний год), когда урожай не собирали и, след., Д. Не отчисляли. 4) в истории народа Израиля эти предписания о Д. Часто не соблюдались или соблюдались частично, хотя отчисление Д. Продолжалось в Северном царстве и после его отделения от Иудеи и Иерусалимского храма (Ам 4:4), но в какой форме, неизвестно. Реформа Езекии восстановила отчисление Д. От скота и плодов земли. В храме были заново оборудованы помещения для запасов (2Пар 31:4-12). После вавил. Плена пр. Малахия укорял израильтян за то, что Д. Собираются лишь частично (Мал 3:8-10), а в обязат-ве соблюдать Закон, принятом при Неемии, отчетливо упоминаются и Д. (Неем 10:38).

Д. От урожая зерновых и от плодов теперь вновь стали храниться в кладовых храма (Неем 12:44. 13:5,12). При этом ничего не сказано о Д. От скота, однако скот и не мог размещаться в храме. В новозаветную эпоху фарисеи распространили взимание Д. На все виды дохода (Лк 18:12), так что к собственности, с к-рой брали подать, стали относить даже травы, употреблявшиеся в качестве приправы к пище (Мф 23:23. Лк 11:42). III. В ветхозаветных апокрифах о Д. Как таковой упоминается в 1Мак 3:49. О Д. От вина и масла говорится в Иудифь 11:13. В Тов 1:6-8 приводится перечень приношений Д. И "начатков". Иосиф Флавий различает Д., к-рую отдают левитам (Лев 18), вторую Д., или "Д. Святыни" (Втор 12. 14:22-27), и Д. Для бедных (Втор 14:28 и след. 26), то же о трех Д.

Говорится в Талмуде и в другой позднеиуд. Лит-ре, однако в этом перечне не упоминается Д. От скота. Первую Д. (зерно и плоды) отдавали. Вторая Д. Оставалась у ее владельца, и ее следовало употреблять во время праздничных посещений Иерусалима. Третья Д., или "десятина для бедных", возм., замещала в каждом третьем году вторую Д., но полной уверенности в этом нет. Насколько эти предписания о двух или даже трех Д. Выполнялись на практике, неизвестно.IV. Д., как и первородное, и первенцы, были святыней Господней (см. Святое святых) (Лев 27:30). Вручая ее Богу, израильтяне тем самым исповедовали, что земля, как и ее урожаи, принадлежит Господу (Исх 19:5. Лев 25:23. Пс 50:12), что все имущество народа не является приобрет. Им самим см.

Собственностью (Втор 8:17 и след.), но что люди получили это как дар от Бога (Втор 28:1-14. См. Суббота см. Субботний год см. Юбилейный год). Этими отчислениями у израильтян освящалось все их имущество и приобретения, в этом проявлялось их подчинение воле Божьей (ср. Рим 11:16)..

Значения в других словарях
Десятина

(лат. Decima) 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. В 585. С 779 Д. Стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католической церковью, бралась с урожая зерна и винограда (так называемая больш..

Десятина

ДЕСЯТИНА - основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. Н. Казенная). В 18 - нач. 19 вв. Употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).. ..

Десятина

ДЕСЯТИНА, поземельная мера, равная 2400 кв. Саженей (1,09 га, т.н. Казенная Д.). В 18 - начале 19 вв. Употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. Саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или иных доходов, взималась с населения на нужды церкви.Источник. Энциклопедия "Отечество"1) Десятина церковная — десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназнача..

Десятина

I(на западе Европы) первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов. Но мало-помалу церковь сделала Д. Обязательной. Турский собор 567 г. Приглашал верных вносить Д., маконский собор 585 г. Уже предписывал платить Д., под угрозой отлучения. Карл В. В 779 г. Превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государствен. Закона, под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни). Вместе с этим Карл В. Предписал делить Д. На три части. 1) на ..

Десятина

Или десятая часть (Быт.14:20 ) - род дара, известный Евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и ·т.п. И шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому нуждавшихся в средствах своего существования. , в означенном случае, составляла нечто в роде ренты, платимой им взамен земли. Одну десятую часть своей десятины левиты в свою очередь вносили на содержание первосвященника (Чис.18:21 ,32). Остающиеся дев..

Десятина

Десятинник. ..

Десятина

Основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. Н. Казенная). В 18 - нач. 19 вв. Употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).. ..

Десятина

Ж.1) Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы.2) Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).. ..

Десятина

ДЕСЯТИ́НА -ы. Ж. Ист.. ..

Десятина

-ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. Саженям или 1,09 гектара. II прил. Десятинный, -ая, -ое.. ..

Десятина

Десятины, ж. 1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 кв. Саж., или 1,092 гектара. 2. В католических странах - налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (Первонач. Одна десятая часть чего-н.). ..

Десятина

Десяти́на 1. "земля площадью 2400 кв. Саженей", 2. "десятая часть урожая", 3. "число церквей и монастырей под управлением десятинника". От де́сять. Первично 2-е знач., из которого развились остальные (Филин 62 и сл.).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Десятина

Одна десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма.. ..

Десятина

- одна десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма.. ..

Десятина

(лат. Decima) - десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в.. ..

Десятина

ДЕСЯТИНА Перевод старинная русская земельная мера, употреблявшаяся до введения метрической системы. Д. Равна 2 400 кв. Саж. (обычно 80 x 30 или 60 х 40 саж.)= 12/11 (точно 1,093) га.. ..

Десятина

Рус. Ед. Земельной площади, применявшаяся до введения метрической системы мер. 1 Д.= 2400 кв. Саженей =10 925,4 м2 = 1,09254 га. ..

Десятина

— отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части денежных и натуральных доходов верующих. Существовала у многих народов в древности. Упоминается в Библии, чем духовенство и обосновывало необходимость соблюдать этот обычай. Сохранялась в феодальной Европе и крепостнической России до замены ее другими формами взимания средств на содержание храмов и духовенства. Сейчас обязательна у адвентистов.. ..

Десятина

(лат. Décima, франц. Décime, dîme, нем. Zehnt, англ. Tithe) - 1) Д. Церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. Века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. Народов, в частности у евреев, от к-рых перешла в зап. Христ. Церковь. Впервые церковь, опираясь на Библию, потребовала Д. В 585 (Маконский собор). Пипин Короткий ввел Д. В качестве возмещения церкви при секуляризации. При Карле Великом с 779 (Геристальский капитулярий) Д. Стала обязательной для в..

Десятина

Десятая часть дохода (урожая, денежной прибыли и т.д.), взимавшаяся с населения в пользу церкви. Существовала еще в странах Древнего Востока, в частности у евреев. В христианстве д. Известна с III в. Как добровольное пожертвование верующих. Впервые церковь потребовала д. В 585 г. (Маконский собор). В 779 г. При Карле Великом д. Стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Основная тяжесть при сборе д. Падала на крестьянство. Д. Делилась на «большую» (decima major. ..

Дерзость

Д. В Библии называется заблуждение, при к-ром человек, пользуясь неверными критериями, оценивает себя или собств. Возможности выше, чем это есть на самом деле, и потому ведет себя вызывающе по отношению к Богу и к др. Людям. Д. Чревата тем, что по легкомыслию человек может попасть в беду, грозящую ему гибелью (Ос 7:16). Эта угроза особенно актуальна, если человек отвергает авторитет служителей, поставленных на служение Богом (Втор 17:12). Д. Ведет к надменности, к-рая выражается в презрит. Отнош..

Десятиградие

Десятиградие (греч. Декаполис). Города на вост. Берегу Иордана, со времен Александра Македонского населенные преимущ. Или исключит. Неевреями. Они, по примеру других греч. Колоний, объединились в союз городов. В эпоху рим. Владычества города Д. Подчинялись непосредств. Наместнику провинции Сирия. Первонач. Этих городов было 10. Скифополь (см. Беф-Сан), Гиппос (Фик), см. Дамаск, Гадара (Умм-Кейс), Рафана (Эр-Рафе), Канафа (см. Кенаф), см. Пелла, Дион (Телль-Ашари или, возм., Айдун, в 5 км юж. Ирб..

Десять

Десять см. Число.. ..

Десять заповедей

I. Д.З. Перечислены в Исх 20:2-17. Втор 5:6-18. В ВЗ они названы "словами завета" (Исх 34:28), или "десятословием" (Исх 34:28. Втор 4:13), а в НЗ - "заповедями" (греч. Энтолай. Мф 19:17. Рим 13:9). В совр. Лит-ре Д.З. Часто именуют "Декалогом" (от греч. Дека - "десять" и логос - "слово"). Десятословие - первая часть обширного законодат-ва Моисея, свидет-во заключения завета на горе Синай. Это основной Закон израильтян, к-рый был написан на двух каменных плитах (в Синод. Пер. - "скрижали") Самим ..

Десятина

Или десятая часть (Быт.14:20 ) - род дара, известный Евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и ·т.п. И шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому нуждавшихся в средствах своего существования. , в означенном случае, составляла нечто в роде ренты, платимой им взамен земли. Одну десятую часть своей десятины левиты в свою очередь вносили на содержание первосвященника (Чис.18:21 ,32). Остающиеся дев..

Десятина

Владельческая = 3200 кв. Саженей = 1,45 га.Казенная = 2400 кв. Саженей = 1,09 га.Старая русская мера = 1,092 га.. ..

Дополнительный поиск Десятина Десятина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Десятина" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Десятина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа