Должность
I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. Чиновники и т.д.) имеются и особые Д. См. Пророка см. Судьи и см. Старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух. Дарованиями и полномочиями. Особое положение занимает см. Царь, к-рый тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь "помазанником Господним", относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями. В религ. Жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д. См. Священника и см. Первосвященника.II. В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (Евр 4:14) и Царем (Ин 18:37. 19:19), учредил в Церкви, к-рая является Его телом (Еф 1:22 и след.) и Храмом Св.
Духа (Еф 2:20-22), определ. Д. Перевод соответствующего понятия как "Д." проблематичен, поскольку в греч. Тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа ("служение"), так что слово "должность" не вполне передает значение того, что имеется в виду. Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла. Поэтому лучше говорить о "служении" или "функции" (к-рые не обязат. Должны быть твердо закреплены за одним лицом). В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит. Понятий для обозначения религиозных Д., а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа. А. НЕОБХОДИМОСТЬПоскольку Церковь, как тело Христово, "представляет" своего Господа на земле, то ее организац.
Устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы - Иисуса Христа. В НЗ мы не находим единой и обязат. Регламентации на этот счет, а видим значит. Многообразие форм (ср., напр., Посл. К коринфянам с Посл. К Тимофею и к Титу). Это не означает, что церк. Устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне). Критерий оценки внешнего церк. Устройства - это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви. Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий "во Христе", о к-ром говорится в Кол 3:10 и след., а также в Гал 3:27 и след. Как о результате облечения в нового человека. Преграды между людьми устраняются только в вере "во Христа Иисуса" (Гал 3:28), но наше пребывание "во Христе" должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (Кол 3:10).
Вторым мерилом оценки церк. Устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви. В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк. Устройства в НЗ. Может случиться, что потребуется изменение тех форм, к-рые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели. Основополагающим для любой Д. В новозавет. Церкви является принцип всеобщего священства (1Пет 2:4-10. Откр 1:6. 5:10. 20:6. 1Кор 12:7 и след.), ни одна Д. Больше не выполняет посреднич. Роли между человеком и Богом. Несмотря на это, в соответствии с различ. Дарованиями (1Кор 12:4) существуют и различные служения.Б. НАЗНАЧЕНИЕЗадача Церкви - распознать это определение Божье (см.
Выше). Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк. Д. (см. Тит 1:3-9. Рим 12:6-8). След., когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д., это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения. По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д. Может осуществляться Церковью по-разному. В Деян 13:2 описан случай, когда община получила указание от Св. Духа во время служения Господу и поста. Но Писание не говорит, как именно это произошло. Из Деян 6:1-7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д. Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся. На собрании общины были названы требования к кандидатам (хорошая репутация, исполненность Св.
Духом и мудростью), после чего особое руководящее служение было возложено на семерых человек (о диаконах, как не-редко называют этих семерых, речь в тексте не идет. Здесь говорится об особой руководящей Д. По вопросам внешней организации, к-рая, возм., включала в себя и функции благовестника. Деян 6:8 - 7:53. 8:5 и след.). Эти служители были выбраны общиной (несмотря на присутствие апостолов). "и избрали Стефана..." Они были введены в свою Д. Апостолами, к-рые помолились и возложили на них руки, а Господь дал на это Свое благословение. Человеч. Участие и назначение Св. Духом здесь не противоречат одно другому, а являются двумя сторонами одного дела. См. Также Деян 15, где после значит. Разногласий руководители Церкви заявляют.
"Ибо угодно Святому Духу и нам...". Осуществляя свою волю зачастую через человеч. Решение, Бог т.о. Снисходит к нам. Церковные Д. Занимали не только люди, избранные общиной, но также назначенные Павлом и Варнавой (Деян 14:23 - см. "Церковную историю" Евсевия Кесарийского, где в 3,23 говорится, что ап. Иоанн в Малой Азии "посвятил в духовный сан тех, кто был отмечен к этому Святым Духом"), Титом по поручению Павла (Тит 1:5), пресвитерами (в Синод. Пер. - "священством", 1Тим 4:14). Пророчество тоже могло играть свою роль (1Тим 1:18. 4:14).В. ФУНКЦИИВ НЗ церк. Д. Возникают только по мере увеличения количества членов общин и по мере появления христиан, обладающих необходимыми качествами (особенно это касается церквей, основанных ап.
Павлом). Каждая Д. Обладает своим авторитетом, но понимается как служение (Мф 20:26. 23:11), но как средство осуществления власти, а как способ "споспешествовать радости" (2Кор 1:24). Но лишь принятие этого служения верующими делает действенной благодать, присущую соответствующей Д. (Мф 10:40 и след. 1Ин 1:3), поэтому Павел и настаивает, чтобы его принимали как апостола (2Кор 12:11 и след.). Цель служения - готовить к нему каждого из членов Церкви (а не в том, чтобы только обслуживать их), чтобы созидать Церковь, тело Христово, и чтобы каждый мог возрасти "в меру полного возраста Христова" (Еф 4:11-13).Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬС исполнением церк. Служения уже во времена апостолов возникали проблемы вплоть до отпадения (2Тим 1:15.
4:10,14-16. 3Ин 9 и след.). Было предсказано и появление лжеучителей (Деян 20:29 и след. 2Тим 4:3. 2Пет 2:1-3). Особая ответственность должностных лиц обнаруживается уже в ВЗ (в словах суда над неверными пастырями, напр. Иер 23. Иез 34. Зах 11 - ср. Ин 10:11-14). Об этом же говорится и в Евангелиях (напр., Лк 12:41-48 - здесь также ответственность соотносится с мерой доверенного, ст. 48). То же самое подчеркивается в пасторских посланиях (1-2Тим, Тит. Напр. В 1Тим 3:1 и след.) и в Иак 3:1.Д. КОНКРЕТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ (ДОЛЖНОСТИ)В НЗ мы находим различные перечни дарований, к-рым соответствуют служения и функции в Церкви (1Кор 12:4-10 - ст. 28). Служения, к-рые можно было бы обозначить как Д. (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, см.
Еф 4:11), названы в одном ряду с другими дарованиями (1Кор 12:28-30), т.е. Они не являются исключит. Или обязат. Во все времена и во всех Церк-вах, что следует и из различий в перечнях. Однако здесь не должно быть другой крайности. Отдельные функции не могут быть просто заменены другими (1Кор 12:29-31), но требуют наличия ряда таких служений, к-рые ни в коем случае не могут отсутствовать в теле Христовом (будут ли они исполняться несколькими людьми или преимущественно одним лицом). Решающее значение здесь имеет цель (Еф 4:11-16), а также то, насколько служения и Д. Соответствуют сущности Церкви (ср. Выше II, А и см. Деяния апостолов, III). Следует различать служения, к-рые совершаются на уровне местных общин (напр., пресвитеры, диаконы), и такие, сфера действия к-рых выходит за пределы местного уровня (напр., апостол).
Нек-рые служения соединяют в себе то и другое (учителя, пророки - Деян 11:27 и след., благовестники, Д. Семерых в Деян 6-8). Руководство общиной осуществляется коллегиально старейшинами (пресвитерами) или епископами (греч. Эпископой, - "блюстители") (слова "пресвитер" и "епископ" употребляются и как взаимозаменяемые, напр. В Деян 20:17,28. В иерусалим. Церкви особую роль играли три "столпа", Гал 2:9, а позднее "Иаков, брат Господень"). Отдельно слово "епископ" встречается только в т.наз. "зеркале епископа" в 1Тим 3:2, слово "старейшина" (пресвитер) - только в 2Ин 1 и 3Ин 1, где его, однако, следует переводить как "старец" (см. Старейшины, III,Б). В местной общине были диаконы (Флп 1:1 - но не в Деян 6), кр. Того, древней Церкви были известны и своего рода "специальные уполномоченные", к-рых иногда тоже обозначали как апостолов ("посланников") (посланники.
2Кор 8:23. Флп 2:25. Апостолы. Деян 14:14. Рим 16:7. Ср. Деян 15:22).Е. СУЩНОСТЬРешающее значение имеет тот факт, что истинный Посланник (Евр 3:1), Пророк (Ин 4:19), Пастырь (Евр 13:20. 1Пет 2:25), Учитель (Ин 3:2), Служащий (Лк 22:27) и Блюститель (1Пет 2:25) - это Иисус Христос. Все человеч. Служения являются лишь производными и должны быть ориентированы на Него (Ин 13:15 - этот конкретный пример особенно важен для "должностных лиц"). Христос руководит Церковью через имеющиеся в ней служения (Деян 21:19. 2Кор 13:3. Гал 2:8. Кол 1:29). Поэтому человек, исполняющий в церкви какое-то служение, с одной стороны, принадлежит к общине и вместе с ней внемлет Слову Божьему, но он же может стать и тем, через кого Бог обращается к общине (2Кор 5:20).
Правда, такая возможность потенциально есть у каждого члена общины и не является привилегией лишь занимающих "официальные должности"..
Дополнительный поиск Должность
На нашем сайте Вы найдете значение "Должность" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Должность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа