Заповеди блаженства
Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. См. Блаженный, 1,2 и 3) выделяются те, к-рые произнес Иисус в начале Нагорной проповеди (см. Нагорная проповедь) и к-рые традиционно именуются "заповедями блаженства". I. Матфей приводит девять "заповедей блаженства" (Мф 5:3-11), восемь из к-рых выражены в форме третьего лица ("блаженны..."), а одни - в форме второго лица (ст. 11 и след. "блаженны вы..."). Первые восемь "заповедей блаженства" разделены на две части (ст. 3-6 и ст. 7-10), к-рые в греч. Тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью. Скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, к-рые в др.-евр. Или арам. Оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме.
Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (Мф 7:24-27). Девяти "заповедям блаженства" в Ев. От Матфея соответствуют четыре в Ев. От Луки (Лк 6:20-23), к к-рым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления (ст. 24-26). При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.II. 1) с явлением Иисуса приблизилось см. Царство Божие на земле (Мф 3:2. 4:17. Мк 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Ис 61:1 и след. Лк 4:18). Его народ навеки наследует землю (Ис 60:21. Ср. Пс 36:9). Преданных Богу Он облачит в одежды правды (Ис 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Ис 61:3).
Иисус призван проповедовать "лето Господне благоприятное" (Ис 61:2. Лк 4:19). Из этого следует, что "заповеди блаженства" и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (Мф 5:1 и след.,11. Лк 6:20). 2) в "заповедях блаженства" предпочтение часто отдается людям, к-рых общество рассматривает как отверженных и презираемых. а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. Общепринятым представлениям. Нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, к-рые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют. Вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, к-рые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (Мф 5:3-6.
Лк 6:20 и след.). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоят-вах жизни этих людей, а Матфей - на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство. Б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в к-рых проявляются Божья сила и любовь. Это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Втор 4:31. Неем 9:17,31), чистые сердцем (ср. Пс 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Лев 26:6. Иов 25:2. Кол 1:19,20. Ср. Рим 15:33. 16:20), а также гонимые, к-рых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (Мф 5:7-10). И эти люди, в к-рых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога - те, "кто от истины" (Ин 18:37) и кто слышит голос Бога - ждут явления Господа и приближения Его Царства (см.
Лк 2:38). 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, к-рые проявляются в разных обстоят-вах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, к-рые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, к-рыми сопровождаются "заповеди блаженства". Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях.
Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним. Он дарует им Свое Царство и землю. Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1Кор 13:12. 1Ин 3:2. Откр 22:4). Но все же разрыв между "заповедями блаженства" и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. 2Кор 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья см. Награда. Тот, кто подвергается поношениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (Мф 5:11 и след. Лк 6:22 и след.). Враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (Ин 15:18-25. 16:2 и след. Ср. Лк 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что "заповеди блаженства", совокупно с их обетованиями, исполнимы только "во Христе".
Дополнительный поиск Заповеди блаженства
На нашем сайте Вы найдете значение "Заповеди блаженства" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заповеди блаженства, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 19 символа