Исход

97

I. ЗНАЧЕНИЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДЛЯ ИЗРАИЛЯ1) И. Из Египта имел столь огромное значение для народа Израиля, что в Писании более 60 раз упоминается об этом событии (напр., Втор 16:3. Пс 77:40-55. Ам 4:10). 2) более ста ссылок указывают на то, что И. Определялся Божьим замыслом и был великим деянием Господа. Яхве открывает в нем Себя как Спасителя - это особо отмечается как в свидет-вах израильтян (Втор 26:5 и след. Исх 32:11. 1Пар 17:21. Неем 9:9. Пс 79:9. Иер 2:6. Дан 9:15. Ос 12:13. Ам 2:10), так и в словах Самого Бога (около 80 примеров, в т.ч. Исх 3:8. Лев 11:45. Суд 2:1. 1Цар 8:8. 3Цар 8:16. Иер 7:22. Иез 20:5. Агг 2:5). В И. Господь столь определенно открылся ветхозаветным праведникам как Спаситель, что И. Стал для них образом спасения (напр., Ис 19:19.

43:3. Зах 10:10). Пророки ожидали нового И. (Иез 20:34 и след. Ис 43:14. 51:10 и след. 52:11), а именно возвращения евреев из плена. На то, что И. Можно истолковать в мессианском смысле, указывает Мф 2:15, связывающий это событие с Иисусом Христом (ср. Ос 11:1. 2:17). Можно сказать, что И. Из Египта имел для ветхозаветных праведников почти такое же значение, как смерть и воскресение Иисуса - для новозаветной Церкви. II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИСХОДАОна подтверждается. 1) многочисл. Библ. Упоминаниями об И. 2) распространенными среди израильтян личными именами егип. Происхождения (напр., Моисей, Финеес, Офни, Пасхор). 3) егип. Происхождением названий городов (напр., Раамсес, Пифом, Сокхоф). 4) библейскими описаниями Египта, ист. Достоверность которых засвидет.

Археол. И др. Научн. Данными (напр., Быт 40:1 и след.,20 и след. 41:8,30,35. 46:6,34. 50:2,26). Ни в одном из егип. Источников об И. Прямо не упоминается, поскольку египтяне часто замалчивали свои поражения. III. ПРЕДЫСТОРИЯ И СОБЫТИЯ ИСХОДАБибл. Рассказ об И. Содержится в Быт 37 - Исх 14. 1) Иосифа приводят в Египет (Быт 37. 39-41). 2) семейство Иакова поселяется в вост. Части дельты Нила (Быт 45 и след.). Продолжительность пребывания там израильтян - 400-450 лет (ср. Быт 15:13-16. Исх 12:40 и след. Деян 13:20. Поскольку Гал 3:17, очевидно, засчитывает в общий срок, т.е. В 430 лет, время патриархов продолжительностью в 215 лет, то, в этом случае, на пребывание израильтян в Египте остается лишь 215 лет. См. Летосчисление, IV,3). 3) потомки Иакова воспринимаются как угроза для Египта.

Их обращают в рабство. Приказ умерщвлять всех новорожденных мальчиков-израильтян поставил под угрозу само существование этого народа (Исх 1). 4) Бог спасает Моисея, повелевает ему стать вождем народа, призывает его и наделяет необходимыми способностями (Исх 2-5). 5) десять казней (см. Казни египетские) принуждают фараона отпустить израильтян (Исх 7-12). 6) израильтяне собрались в дорогу (позже в этот день они будут отмечать праздник Пасхи). Обходными путями, разбивая по пути свои станы в Сокхофе, Ефаме, Пи-Гахирофе, они добираются до Чермного моря (Исх 12-14). 7) войско фараона, преследующее народ Божий, гибнет в Чермном море (о гибели самого фараона ничего не сообщается), а израильтяне, благодаря чуду, явленному Богом, благополучно переходят на другой берег по морскому дну (Исх.

14). IV. ДАТИРОВКА ИСХОДА (см. Летосчисление, IV,2, см. Египет, V,Г) 1) если ориентироваться на 3Цар 6:1, где сказано, что Соломон приступил к строит-ву Иерусалимского храма через 480 лет после И. (а именно в 966 г. До Р.Х.), то И. Произошел в 1446 г. До Р.Х. Значит, семейство Иакова пришло в Египет до 1800 г. До Р.Х. Начиная с 1400 г. До Р.Х., израильтяне под руководством Иисуса Навина покоряли народы, населявшие землю обетованную. След., фараоном, притеснявшим израильтян (Исх 1:8), мог быть Тутмос III (1490-1436 гг. До Р.Х.), а фараоном, правившим во время И., - Аменхотеп III (ок. 1400 г. До Р.Х.). Такая хронология согласуется с данными 3Цар 6:1 и Суд 11:26 и оставляет достаточно времени для событий, имевших место между И. И временем царств;2) однако более вероятна другая датировка, исходящая из того, что фараоном во времена И.

Был Рамсес II (тогда его отец, Сети I (1304-1290 гг. До Р.Х.), был фараоном-притеснителем), т.к., согл. Исх 1:11, евреи ко времени Моисея построили города Пифом и Раамсес. В пользу этой версии говорят и археол. Изыскания. В таком случае И. Произошел между 1280 и 1250 гг. До Р.Х., семейство Иакова пришло в Египет прим. В 1700 г. До Р.Х., а Иисус Навин вошел в Ханаан ок. 1230 г. До Р.Х. Правда, при таком расчете остается слишком мало времени между И. И периодом Царств. Это время сокращается еще больше, если предположить, что фараоном-притеснителем являлся Рамсес II, а его преемник Мернептах (1224-1204 гг. До Р.Х.) был фараоном в период И. В пользу этого говорит тот факт, что строит-во городов Пифом и Раамсес (Исх 1:11) происходило в период правления Рамсеса.

V. МАРШРУТ ИСХОДА 1) отправным пунктом И. Был Раамсес или Пи-Раамсес ("дом Рамсеса") (ср. Исх 1:11. 12:37. Чис 33:3). С 1100 г. До Р.Х. Этот город назывался Танис. Его отождествляли с Цоаном (Чис 13:23), что, однако, не соответствует действительности. 2) народ Израилев отправился в Ханаан не прямым путем по древней филистимской дороге, т.к. Она была защищена целым рядом погран. Укреплений, а через располож. Прим. В 50 км юж. (и прим. В 13 км вост. Пифома) Сокхоф. (При раскопках были обнаружены остатки сооружений этого города. 3) от Сокхофа израильтяне двинулись далее на юго-восток, к Ефаму, располагавшемуся сев. Горьких озер, на краю пустыни Cур. Через Ефан (= "крепость") вела еще одна дорога в Ханаан, начинавшаяся в г. Он (Илиополь, Гелиополь).

4) затем, чтобы обмануть фараона, беглецы повернули обратно - на запад и на север (Исх 14:2 и след.) - и достигли места, где в третий раз расположились станом, "пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом (= "крепость", "башня") и между морем, пред Ваал-Цефоном". Названия "Пи-Гахироф" и "Мигдол" встречаются в егип. Текстах, но местонахождение этих городов пока не установлено. Полагают, что Пи-Гахироф располагался юго-зап. Горьких озер. Мигдол, возм., находился у Джебель-Абу-Хасана, прим. В 20 км сев.-зап. Суэца. Тогда возм., что Ваал-Цефон - это совр. Джебель-Мурр, находящийся прим. В 10 км сев.-зап. Суэца, но такие предположения возникали и в отношении Джебель-Атаки, располож. Зап. Суэца. 5) переход через "море" (Исх 14:9,22) произошел на пути из Пи-Гахирофа.

При этом вряд ли может идти речь о совр. Красном море, к-рое находится на 20-30 км южнее. Вероятно, место перехода следует искать где-то в районе Горьких озер или к югу от них - в то время они еще соединялись с Красным морем. VI. ЧУДО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ МОРЕЭто явление может быть объяснено с естественно-науч. Т.зр., что дает возможность обойти понятие чуда (напр., сильный ветер, отлив. См. Исх 14:21). Но Писание подчеркивает, что переход стал возможен только благодаря непосредственному вмешательству Бога (напр., Исх 14:14,16,18-21,26,30. 15:6. Чис 33:3). Домыслы о том, как Бог использовал при этом природные стихии, излишни, поскольку не объясняют самого главного (см. Чудо).VII. КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ИСХОДАСогл. Исх 12:37 и след., число вышедших из Египта мужчин достигало 600 тыс., общая же численность беженцев была гораздо больше.

Поскольку Синайский полуо-в - относит. Небольшая бесплодная область, многие считают эту цифру завышенной. Трудно представить, чтобы столь многочисл. Народ в течение 40 лет мог находить здесь пропитание. Согл. Библии, израильтяне не только думали так же, но и испытали это на себе. И в этой ситуации Бог предстал как чудотворец, оказав им помощь (Исх 16. 17. Чис 20). Количество металла, к-рое израильтяне пожертвовали для сооружения святилища (Исх 38:21-24), говорит о том, что число мужчин могло быть прим. 600 тыс. Если же беглецов было меньше, то количество металла представляется невероятно завышенным..

Значения в других словарях
Исход

вторая книга Пятикнижия (См. Пятикнижие). ..

Исход

ИСХОД ("Книга исхода") - вторая книга Пятикнижия.. ..

Исход

Библейское историческое событие, означающее выход еврейского народа из Египта. Во время своего пребывания в Египте евреи, пользуясь сначала милостями правительства, начали быстро размножаться, так что из них образовался целый народ. Пока в Египте властвовали так называемые цари-пастухи, гиксы (см.), родственные евреям по своему племенному происхождению и положению в стране, последним жилось привольно. Но когда гиксы были изгнаны из Египта и власть снова перешла к туземным фараонам, положение их ..

Исход

Уход сынов Израилевых из Египта под предводительством Моисея (между 1500 и 1200 до н.э.). Исследователи спорят по поводу точного маршрута исхода. По преданию, евреи вышли из Гесема, где они жили, направились на юг к Сокхофу, переправились через Красное море и двинулись на юг через пустыни Ефам и Син к Синайской пустыне и горе Хорив. Долгое время евреи располагались станом в Синайской пустыне, затем вновь двинулись в путь на север - через пустыню Син и земли Едома и Моава, пока не подошли с юго-з..

Исход

Давать (делать) исход кому. Кар. Оказывать уважение кому-л. СРГК 2, 305.. ..

Исход

См. Конец, освобождение. ..

Исход

М.1) устар. Действие по знач. Глаг. Исходить (2*1).2) перен. Способ разрешить затруднения, возможный выход из сложных или неприятных обстоятельств.3) а) Окончание, завершение чего-л.б) Результат.. ..

Исход

ИСХО́Д -а. М.. ..

Исход

-а, м. 1. Выход откуда-н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. Дела. В исходе (на ис- ходе) дня (вечером). Летальный м. (смерть. Спец.). Ладейныйи. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический u. Будущего построения. * Дать исход чему — дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам. На исходе— о том, что кончается, чего почти не осталось. Горючее на исходе. Силы на исходе.. ..

Исход

Исхода, м. (книжн.). 1. Движение, выход откуда-н. (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. В исходе (книжн.) - к концу чего-н. В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) - приближаться к концу, быть близким к полному израсходованию. День уже на исходе. Патроны были на исходе.. ..

Исход

— вторая книга Пятикнижия Моисеева, составная часть Ветхого Завета, о том, как древние евреи, попавшие в рабство к египетскому фараону, были выведены из Египта по воле бога Яхве пророком Моисеем. В современном значении слово употребляют также для обозначения вынужденного переселения народов в результате локальных конфликтов, странствия беженцев и маргиналов, оставивших родные места.. ..

Истукан

Истукан см. Идол, идолослужение.. ..

Истязатель

Истязатель, специально назначенный человек (Мф 18:34), подвергавший истязуемых бичеванию и пыткам, как правило, с целью принудить их к признанию (ср. Деян 22:24). См. Бичевание, палки.. ..

Исцеление больных

См. Болезнь и см. Смерть - это враждебные Богу силы, к-рые пришли в мир в результате совершенного людьми см. Греха. В славе Божьей не будет болезней. I. В ВЗ Бог называет Самого Себя см. Врачом, исцеляющим от болезни (Быт 20:17. Исх 15:26. Иов 5:18. Пс 102:3. Ос 6:1). Именно к Нему человек должен обращаться за помощью (4Цар 1:2 и след.). Его призывали, постясь (2Цар 12:16 и след.) и отстраняясь от греха, к-рый является причиной болезни (Чис 25).II. 1) в НЗ болезнь также рассматривается как враж..

Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление

I. Слова, связанные с процессом лечения, исцеления, часто употребляются в Библии не только в прямом значении (Нав 5:8. 2Пар 21:18. См. Врач), но и в метафорич., когда говорится о восстановлении учрежденного Богом порядка. Это относится к И. Тела. Бог исцеляет женщин в доме Авимелеха от бесплодия (Быт 20:17), а Мариамь - от проказы (Чис 12:13 и след.). Он исцеляет "все недуги" наши (Пс 102:3). Иисус исцеляет больных (Мф 14:14), "хромых, слепых, немых, увечных и иных многих" (Мф 15:30), а также од..

Дополнительный поиск Исход Исход

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исход" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исход, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа