Масоретский текст
Масоретский текст (от евр. Масора, "передача", "предание") - название др.-евр. Оригинала текста ВЗ (МТ), к-рый в неискаж. Виде передавали из поколения в поколение евр. Ученые-книжники. Масора - это совокупность норм и правил, связанных с записью и произношением названного текста, первоначально передававшихся в устной форме, а впоследствии записанных. Масора создавалась в течение приблизит. Тысячи лет. Сначала было зафиксировано правильное (каноническое) написание текста Торы, а затем и других книг. Текст записывался с помощью только 22 согл. Букв др.-евр. Алфавита. Главным из ученых-книжников среди возвратившихся из вавил. Плена и называемых "старшими масоретами" считается Ездра. До конца III в. По Р.Х. Центрами евр. Учености являлись палест.
Синагоги. Уже со II в. Первенство Палестины в сохранении иуд. Религ. Культуры стала оспаривать Вавилония, знаменитая своими учебными заведениями, академиями (иешивами), в городах Суре, Пумпадите, Нагардее и др. Вавил. Иешивы сохраняли свою роль до X в. С VII в. Возобновилась деят-сть палест. Центров учености. В VII-IX вв. Особую известность приобрела школа раввинов в Тиберии (Тверии). Следует различать палест. И вавил. Традиции, причем роль палест. Школы, функционировавшей в Тиберии, оказалась решающей в окончат. Завершении Масоры. Главной целью масоретов было не только сохранить правильное произношение текста ВЗ, но и зафиксировать это произношение на письме с точностью до знака. По-видимому, уже в VI-VII вв. Записанный одними согл.
Буквами текст ВЗ был снабжен гласными знаками в виде точек и черточек (евр. Некуддот, "точки", т.е. Вокализация), а также интонац. Знаками, передающими (евр. Тааммим, букв. "вкусовые свойства", т.е. Кантилляция) ударения, паузы и т.д. И являющимися своего рода "нотами". Первонач. Использовались три системы вокализации текстов ВЗ - "тивериадская", "вавилонская" и "страны Израиля". Первая из них стала в конце концов повсеместно принятой и дожила до наших дней. Знаки вокализации и кантилляции, а также свои примечания масореты помещали на полях текста. В Палестине различали "малую Масору" (пометки на полях сбоку от текста) и "большую Масору" (пометки на верхнем и нижнем краях свитка). Вместе они составляли "сопроводительную Масору", к-рую, в свою очередь, следует отличать от "заключительной Масоры", помещавшейся в конце каждой книги ВЗ и заключавшей в себе сведения о количестве слов, букв и т.д.
Данной книги. Нек-рые списки содержат в конце ВЗ весь масоретский материал в алфавитном порядке. Наиб. Авторитетной стала школа масоретов, действовавшая в IX-X вв. Ею руководили представители семейства Бен-Ашер. Если в основу первых двух печатных изданий др.-евр. Библии (конец XV в.) был положен текст масорета Иакова бен-Хайима, то уже третье издание базировалось на тексте масорета Бен-Ашера (т.наз. Санкт-Петербургская рукопись), нач. X в. Со времени открытия рукописей Мертвого моря (III в. До Р.Х. - II в. По Р.Х.) (см. Рукописи Мертвого моря) ученые получили возможность позна-комиться с большей частью текстов ВЗ в их домасоретских редакциях, причем получило подтверждение древнее происхождение МТ..
Дополнительный поиск Масоретский текст
На нашем сайте Вы найдете значение "Масоретский текст" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Масоретский текст, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 17 символа