Справедливость, праведность, правда
I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 1) в библ. Понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. С его обязат-вами перед Богом и людьми. Г. Фон Рад передает значение слова "справедливость" (цедака) как "верность общине". Божья С. Проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Пс 21:32. 35:7. 70:19,24. 88:15 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется "праведным Господом" (2Пар 12:6. Пс 144:17. Втор 32:4. Езд 9:15. См. Вера). 2) Божья С. Проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета - Закона, к-рому Израиль обязан следовать.
Во-вторых, Божья С. Проявляется в Его вмешат-ве во внутр. Жизнь избранного народа, к-рое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Ис 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог - это оплот и порука их спасения (Пс 70:2,15 и след.,19,24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам. Совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов 34:10-12. Пс 95:13. Ис 59:17). В-третьих, Божья С. Проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. Народа. Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар 6:8 и след.). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, к-рая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Ис 51:5 и след.
56:1). 3) Божья С. Может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет. Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬПраведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. С Божьими заповедями (Втор 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, "праведность" во многом зависит от Божьей воли. О том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидет-вует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Пс 13:1-3.
142:2. Еккл 7:20), а с другой, - что нек-рые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Пс 36:30 и след.). О том, что праведность - это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоят-во, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов 9:2. 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов 13:18. 16:20 и след. 17:8 и след.), но и обретает это признание (Иов 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. Совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Пс 32:5. 35:11 и след. 102:17. 111:1 и след.). Праведность человека выражается в его готовности к смирению. Но т.к. На его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через см.
Прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Пс 50:4-14). Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Пс 102:6. 124:3. 128:4). См. Оправдание.В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕЗнаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6. Пс 17:21,24). "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9). Подобная оценка человеком собств. Праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. Праведности. Любые человеч. Усилия они считают тщетными, а человеч.
Праведность несовершенной (Ис 64:5. Дан 9:18). Они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис 45:24 и след.).Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯЧем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. Праведности и грех Израиля (Ис 43:26. 48:1. 53:11. 57:12. 58:2. 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. Следует возлагать все надежды (Ис 45:8,23 и след.). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1 и след. 51:17 и след. 54:7 и след. 60:17 и след. 61:1 и след.). Божья С. Является главным условием спасения.
Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога. II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУВ книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла - 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность - это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1Ин 3:7. Откр 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф 5:10. 1Пет 3:14). Страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Евр 12:11).
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1Пет 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф 5:6). Преследуемым праведникам обещано утешение - "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2Пет 3:13). Миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян 17:31).Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА 1) праведность, основанная на вере. Праведность - это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, к-рое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение.
Представления человека о собств. Праведности, к-рая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп 3:4 и след.) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян 9:1 и след.), Павел осознал, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Еф 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Гал 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Рим 3:20).
"Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою", а не под Божьей правдой (Гал 3:10). "Христос сделался для нас . Праведностью" (1Кор 1:30), потому что "не знавшего греха Он (Бог) соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2Кор 5:21). Праведность - это Божий дар в Иисусе Христе (Рим 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, - в мире греха. Эта праведность становится реальной через веру (см. Вера), и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом "праведностью от веры", "праведностью веры" (Рим 4:9,11,13.
9:30. 10:4,6. Гал 5:5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. По милости Божьей, во имя Христа. 2) новая праведность и христ. Этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. Праведности отсутствует нравств. Элемент. "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим. Праведен суд на таковых" (Рим 3:8. Ср. 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. Элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Рим 6:2). Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом - все это означает лишь одно. Желание быть угодным Господу (2Кор 5:9 и след.). Павел убедительно призывает нас к праведности (Рим 6:13,16,18-20.
9:30. 2Кор 9:10. Еф 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. В Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. С благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом..
Дополнительный поиск Справедливость, праведность, правда
На нашем сайте Вы найдете значение "Справедливость, праведность, правда" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Справедливость, праведность, правда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 35 символа