Филистимляне
Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт 10. "От Мицраима произошли. Каслухим, откуда вышли филистимляне" (ст. 13 и след.). Из Втор 2:23. Иер 47:4. Ам 9:7 можно понять, что Ф. Происходили с о-ва см. Кафтор (Крит). Об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. Яз. - ф-ма мн.ч.) - это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. Вост. Дельты Нила. Часть Ф. Сначала переселилась туда с Крита вместе с теми "народами моря", к-рые в XII в. До Р.Х. Совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. Границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. Часть Ф. Переселилась в Палестину непосредств. С о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, к-рая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака (Быт 21:32,34.
26. Исх 13:17. 15:14. 23:31).Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. Надписи до 1200 г. До Р.Х. Не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. Оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались. В пользу версии Нордзея говорят результаты раскопок, прежде всего в Гераре. Там были найдены сосуды, относящиеся к 2000-1500 гг. До Р.Х., аналогичные тем, что встречаются в слоях более позднего периода у Ф. Создается впечатление, что Ф., к-рые издавна селились в прибрежных областях Ханаана юж. Яффы, ок. 1200 г. До Р.Х. Слились с родств. Племенами. К ним, вероятно, относились пурасати, или пуласати (название к-рых соответствует обозначению Ф.), упоминаемые Рамсесом III (1195-1164 гг.) среди тех "народов моря", что угрожали в это время Египту.
Критское происхождение Ф. Подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или ее части), к-рую егип. Тексты обозначают как "землю Кефто". В одном из егип. Док-тов встречается имя см. Анхус, к-рое в Библии носит царь Гефа. Кр. Того, на одном из егип. Рельефов времен Рамсеса III пленные воины "народов моря" изображены в украш. Перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1Цар 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается "земля Филистимская". (Ср. Иез 25:16. Соф 2:5, где критяне также отождествляются с Ф.) Под хелефеями и фелефеями (см. Хелефеи и Фелефеи), телохранителями Давида, следует понимать критян и Ф. В.Гельдерен высказал предположение, что хелефеи, в отличие от других Ф., были потомками древнейших жителей Крита.
Со временем это различие сгладилось.Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. Было пять главных городов. Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из к-рых имел своего правителя (Нав 13:3). Эти "владельцы Филистимские" поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам (Суд 16:5,23,27. 1Цар 5:8,11), так что Ф. Выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа. В ВЗ Ф. Выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений.
Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. До Р.Х. Ф. Разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета (1Цар 4). Хотя Самуил и добился в то время убедит. Победы над Ф. (гл. 7), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя (гл. 8). Согл. 1Цар 13:3 (ср. 10:5), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. Охранный отряд (ср. 10:5). Саул нек-рое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом (гл. 17), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй (гл. 31) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф.
И освободить Израиль. При Соломоне Ф. Сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. И Северным царством, был осажден Гавафон (3Цар 15:27. 16:15). Иуд. Царь Иосафат взимал с Ф. Дань (2Пар 17:11). При Иораме Ф. Грабили Иудею и Иерусалим (2Пар 21:16 и след.), при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. На города, располож. На равнине и на юге, причем нек-рые из этих городов Ф. Избрали местом своего поселения (2Пар 28:18). Езекия одержал победу над Ф. (4Цар 18:8). Ф. Упоминаются и в ассир. Надписях, напр. В надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. Тоже пришлось испытать на себе ассир., вавил., а затем и перс. Господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов.
Среди божеств Ф. Самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (см. Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. Вновь и вновь постигали предсказ. Пророками наказания (см. Ис 11:14. Иер 25:20. 47. Иез 25:15-17. Ам 1:6-8. Соф 2:4-7). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. Познают истинного Бога (Зах 9:5-7)..
Дополнительный поиск Филистимляне
На нашем сайте Вы найдете значение "Филистимляне" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филистимляне, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 12 символа