Царь

262

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5. Пс 149:2. Ис 33:22. Ср. 1Цар 8). Он давал народу Свои см. Законы и установления (Исх 20:11 и след.), открывал Свою волю через см. Урим и туммим и через Своих см. Пророков (Втор 18:15 и след.). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10. Чис 27:18-20). После их смерти религ. И обществ. Порядок нарушился. Израильтяне стали поступать, исходя из собств. Представлений о справедливости (Суд 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и см. Судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16 и след.).

Угроза Израилю, исходившая от филистимлян (см. Филистимляне) (ср. 1Цар 13:19-22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. И, т.о., отверг владычество Бога (1Цар 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (ст. 7,22). 2) Ц. Должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар 10:6. 3Цар 3:8 и след.). В Законе, даров. Евр. Народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор 17:14-20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. Повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. Царь см. Саул не смог выполнить этого требования. Непослушание Ц. Привело к его свержению (1Цар 13:9-14.

15:13-23). Преемник Саула см. Давид (XI), напротив, был и остался - несмотря на свои прегрешения - человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14. Деян 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. Власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (см. Мессия см. Иисус Христос см. Имена Иисуса Христа, III,А), Царства Божиего (см. Царство Божие) (2Цар 23:1-5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. Становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. До Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. Противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие.

3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29-39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (ст. 33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (ст. 36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (ст. 38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26 и след.). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27. 16:9 и след. 4Цар 15:10,14,25,30). Вероятно, т.о. Вершится Божий суд (3Цар 15:29 и след. 16:11 и след.), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1-13).

Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа. Правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16). II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯДля народа Божьего Ц. Был Божьим см. Помазанником (1Цар 10:1. 16. 3Цар 1:32-35). Помазание должно было свидет-вовать о том, что новый Ц. Поставлен Богом и что он получил от Него соотв. Дарования. Знаками цар. Власти явл. Венец и скипетр (Быт 49:10. 2Цар 1:10). Истинные пророки - Нафан (2Цар 12), Илия (3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8 и след.), и др. - вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, к-рого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22).

Отношение неправедных Ц. К богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, к-рый вынес им Бог (3Цар 22:43. 4Цар 16:2 и след.). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, к-рые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21-23. Ср. 3Цар 12:28-32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в к-ром были повинны и иуд. Ц. - Ахаз, Манассия, Амон (4Цар 16. 21). См. Высота.III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯИзраил. Ц. Были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7. 11:1). В руках Ц. Находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар 3:9).

В его пользу взимались подати (1Цар 8:14-17. См. Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7-20). Кроме них, цар. Службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар 8:15-18. 20:23-26. 3Цар 4:1-6. 1Пар 27:25-34 и соотв. Статьи). Их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14 и след.). Кр. Того, Ц. Мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. Или согласит. Функциях старейшин (см. Старейшины) (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1-4), однако нет никаких сведений об ограничении цар.

Власти или контроле над ней.IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯПомимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. Других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. Властью. 1) правители великих держав. В Египте (см. Египет) - см. Фараон. В Ассирии (см. Ассирия) - см. Феглаффелласар, см. Салманассар, см. Саргон, см. Сеннахирим, см. Асархаддон, см. Аснафар. В Вавилонии (см. Вавилония) - см. Меродах-Валадан, см. Навуходоносор, см. Евилмеродах, см. Нергал-Шарецер, см. Валтасар. В Персии - см. Кир, см. Дарий, см. Артаксеркс. А также см. Александр Македонский, см. Кесарь. 2) правители малых царств. Месопотамские Ц., современники Авраама (Быт 14:1), см. Ог, Ц. Васанский, и см. Сигон, Ц. Есевонский (Втор 29:7). Месопотамский Ц. См. Хусарсафем (Суд 3:8). Арам. (сир.) правители см.

Разон, см. Венадад, см. Азаил, см. Рецин, см. Адраазар (2Цар 8:3), см. Фой (ст. 9), Ц. См. Маахи (2Цар 10:6), см. Фалмай (2Цар 3:3), Ц. См. Емафа и см. Арпада (4Цар 19:13). Из Ц. Племен упоминаются см. Аммонитяне см. Наас (1Цар 12:12), см. Аннон (2Цар 10:1) и см. Ваалис (Иер 40:14). См. Моавитяне см. Валак (Чис 22:4), см. Еглон (Суд 3:12) и см. Меша (4Цар 3:4), а также цари см. Эдома (Быт 36:31-39). Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен:см. Мадианитяне - Зевей и Салман (Суд 8:12), амаликитянин - Агаг (1Цар 15:8), кедарянин см. Гешем. Набатей см. Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит. Властью. 3) еще менее влият., чем Ц. Племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят финикийцы (см. Финикия, финикийцы), см. Хирам и см.

Ефваал, к-рые благодаря своим обширным торг. Связям добились значит. Международного влияния. Филистимские князья (см. Филистимляне) также в нек-рых случаях названы Ц., напр. См. Авимелех, Ц. Герарский, см. Анхус, Ц. Гефский, и Ц. Газы (Зах 9:5). Среди многочисл. Ц. Ханаан. Городов упоминаются см. Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2)- все они были современниками Авраама. Говорится также о см. Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кр. Того, о Ц. Арада (Чис 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9-24), и о см. Иавине (2). 4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. См. Маккавеи. О Ц., правивших в новозаветную эпоху, см. Ирод Великий, см. Архелай, см. Ирод Антипа, см. Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II..

Значения в других словарях
Царь

(от лат. Caesar — цезарь, титул римских императоров) в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. Впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. Приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул Ц. С конца 19 в. До провозглашения народной республики (1946).. ..

Царь

ЦАРЬ (от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

ЦАРЬ (от латинского caesar - цезарь), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.Источник. Энциклопедия "Отечество"(лат. Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.В России ..

Царь

Один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира, a также русских государей с XVI в., и давая имя королей главным образом западноевропейским государям в средние века и в новое время. Французы, немцы, англичане, поляки и т. Д. Одними и теми же терминами roi, König, King, Król обозначают и древневосточных, и..

Царь

При царе Горохе (Косаре, Копыле). Разг. Шутл. Очнь давно, в незапамятные времена. ФСРЯ, 512. БТС, 1458. БМС 1998, 609. МФС, 108. СРНГ 13, 62. СРГА 3-III, 167. ЖРКП, 72. Мокиенко 1989, 33, 184. Мокиенко 1990, 16, 155. Глухов 1988, 134. ЗС 1996, 339. Янин 2003, 238. МФС, 108. СОСВ, 197. ЯОС, 8, 82.. ..

Царь

Бог на небе, царь на земле.Один Бог, один государь.Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится.Царю правда нужна. Без правды боярский царь Бога прогневит.Царь без слуг, как без рук.Верный слуга царю всего дороже.Холоден, голоден - царю не слуга (солдатск.).До царя далеко, до Бога высоко.До неба высоко, до царя далеко.До неба умом не сягнешь, до царя рукою.Царю из-за тына не видать.Царю застят, народ напастят.Ограда выше колокольни.Стол здоров, да забор плох.Не ведает царь, что делает псар..

Царь

(сокращ. Caesar) титул правителя у вост. Славян. Титул рус. Царей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)(сокращ. От лат. Caesar). 1) титул государя, монарха России. 2) в персидском языке трон, верховная власть.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)древн.-польск. Czar, czarz, теперь car, кроатское czar, венгер. Czaszar. Верховный властитель. - Царская водка. Смесь азотной кислоты с соляной ..

Царь

См. Правитель. ..

Царь

М. Вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли. Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. Русские государи, до Петра, чествовались царями, и ныне русский император пишется царем польским и иных. Народ зовет государя царем. Народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит. Народ думает, а царь ведает. Как весь народ воздохнет, до царя дойдет...

Царь

М.1) Титул монарха в некоторых странах.2) Монарх, имеющий такой титул.3) перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё. Владыка, властитель.4) перен. Употр. Как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных.. ..

Царь

ЦАРЬ -я́. М.. ..

Царь

-я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха. Лицо, носящее этот титул. 2. Перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. И книжн.). Ц. Своей судьбы, Ц. Моей души. 3. Перен. Кого-чего. О том, кто (что) является первым, лучшим среди кого-чего-н. Дуб — ц. Лесов. Лев — ц. Зверей. 4. Царь-. В сочетании с другим существительным характеризует кого-что-н. Как нечто выдающееся среди других подобных (устар. И раэг.). Ц. -колокол. Ц.-пушка. Ц.-рыба. ..

Царь

Царя, м. 1. Название монархов в нек-рых странах. В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил. Пушкин. Протестуя против "крайностей" царизма, либералы преследовали две цели. Во-первых, "образумить" царя, во-вторых, - накинуть на себя маску "большого недовольства" царизмом. История ВКП(б). 2. Перен., чего. О ком-н., господствующем в каком-н. Отношении над кем-чем-н. Или где-н., превосходящем всех (книжн.). Царь песнопений, неумирающий О мир. Гнедич. 3. Употр. В сочетании с другими..

Царь

Восходит к общеславянскому цьсарь, которое в свою очередь восходит к латинскому Caesar – имени человека, который оставил заметный след во всемирной и римской истории – Гая Юлия Цезаря, который фактически стал первым римским монархом, чье имя сделалось нарицательным, превратившись в титул императоров. Добавим, что к этой же основе восходит и немецкий титул кайзер.. ..

Царь

Искон. Возникло в др.-рус. Эпоху как аллегроформа из цесарь <. Цѣсарь <. Лат. Caesar «Цезарь» (римский политик, диктатор и полководец). С правления Октавиана слово цезарь стало титулом императора.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Царь

Латинское – caesarius (Цезарь, император).. ..

Царь

Род. П. -я́ – титул, принятый в 1547 г. Иваном Грозным (см. Соболевский, "Slavia", 8, 491), укр. Цар, др.-русск. Цьсарь – в качестве обозначения визант. Императора (ХI в. См. Бернекер I, 127), др.-русск. Царь "властитель, государь", а также название татарского хана (последнее – в грам. 1267 г. См. Срезн. III, 1433 и сл.), болг. Цар – титул др.-болг. Правителей, начиная с царя Симеона (917 г.), сербохорв. Ца̏р. Поздним заимств. Из русск. Является чеш. Саr, польск. Саr "царь". Источником этих слов..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

(от лат. Caesar цезарь). ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. Официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Гроз При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.. ..

Царь

- титул, официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь. ..

Царь

(от лат. Caesar - цезарь, титул рим. Императоров) - офиц. Звание (титул) главы гос-ва (монарха) в России (до 1917) и Болгарии (до 1946). Ц. Принято называть и монархов древних гос-в. Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Ирана, Греции, древнейшего Рима, эллинистич. Египта и др. Титул Ц. Равнозначен титулу король, он является высшим (после императора) монархич. Титулом. В России титул Ц. Официально принял в 1547 Иван IV Грозный, хотя им иногда (неофициально) именовали его деда и отца (Ивана III и Вас..

Царь

(лат. Caesar цезарь - титул римских императоров) - в России в 1547- 1721 официальный титул главы государства. Первым Ц. Был Иван IV Грозный. При Петре I был заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917. В Болгарии монархи носили титул Ц. С конца XIX в. До провозглашения Народной республики в 1946.. ..

Царство Небесное

Царство Небесное см. Царство Божие.. ..

Цартан

Цартан, город в долине Иордана (Нав 3:16. 3Цар 4:12. 7:46), в 2Пар 4:17 он назван Цередой. В Нав 3:16 говорится о разливе Иордана "до города Адама, который подле Цартана". По предположению Н.Глюка, Ц. Находился на месте Телль-эс-Саидие, располож. На 18 км выше Адама (Эд-Дамие) по течению Иордана, юж. Вади-Куфринджи и в 1,5 км зап. Курейимы. По другим данным, Ц. Располагался под Карн-Цартабе, на зап. Берегу Иордана, напротив Адама.. ..

Цафнаф-панеах

Цафнаф-панеах (егип. "Бог говорит. Он живет"), имя, к-рым фараон нарек см. Иосифа (1) (Быт 41:45).. ..

Цафон

Цафон ("север"), город в уделе Гада (Нав 13:27). Здесь ефремляне переправились через Иордан, когда хотели призвать Иеффая к ответу (Суд 12:1). Н.Глюк считает, что Ц. - это совр. Телль-Кос на реке Вади-Раджиб, в 5 км сев. Суккота (библ. Сокхофа).. ..

Царь

Как и в др. Древних об-вах, в Индии не только правитель гос-ва, но и фигура сакральная. Осн. Термин, обозначающий Ц. - раджа(н), - встречается еще в "Ригведе".Ц. Именовались нек-рые боги (Индра, Варуна и др.) в момент их триумфа, во время совершаемого в их честь торжеств, ритуала. В Ведах обычно речь идет о Ц. Как предводителе племени, "владыке людей" (нарапати), позднее - как "владыке земли" (бхупати). "Царские" наименования (раджанья, раджапутра) имели все представители военной знати (см. КШАТ..

Царь

- титул прилагаемый в Библии к предводителям войск (Иов.15:24 ), князьям колен и городов (Нав.12:9 ,24), правителям народа или народов (Ис.8:21 ), к идолам от идолопоклонников (Соф.1:5 ), к Иегове (Пс.5:2 ) и к Мессии (Пс.2:6 ). Ассирийский называется великим царем (Ис.36:4 ), царю Вавилонскому приписывается титул царя царей (Иез.26:7 ). Им же украшают себя и цари Парфийский, Могульский и Персидский. Понятие о невидимом Царе царствующих, представителями которого здесь на земле, или орудиями, слу..

Царь

Один из центральных образов в мифологии. «Мифологический Ц.» в архаических мифах - это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях - это фигуры божественных или священных Ц., а также образ Ц. Богов. Ц. Мыслится центром вселенной, осью мира, в нём неразличимо слиты космическое и социальное. В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения Ц. Воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива..

Дополнительный поиск Царь Царь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Царь" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Царь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 4 символа