Абеляр
(Abelard, Abailard) Пьер (1079-1142), франц. Философ, католич. Богослов. Род. В семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, А. Стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии получил широкую известность. Трагич. События личной жизни побудили А. Уйти в м-рь св. Дионисия. Богословские соч. А. Вооружили против него влиятельных церк. Лиц. Его книги были осуждены на соборах в Суассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия II. Остаток дней А. Провел в монастыре. Экзегетич. Взгляды А. Выражены им гл. Обр. В трудах "Да и нет" ("Sic et non"), "Послание к Римлянам" ("Commentariorum super sancti Pauli Epistolam ad Romanos libri quingue") и в письмах.
Он пытался вернуться к принципам *святоотеческой экзегезы, преодолевая ср.-век. *фидеизм. Греческих отцов Церкви А., однако, знал мало, но хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал блж. *Августину и блж. *Иерониму. Не ставя под сомнение святость и *боговдохновенность Свящ. Писания, опираясь при этом на свв. Отцов, А. Отмечал наличие разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он утверждал необходимость *текстуальной критики библейской. По его мнению, при формировании текста Свящ. Писания действуют. 1) Божественное вдохновение, 2) свящ. Писатель как человек со свойственными ему особенностями и 3) условия, в каких свящ. Текст записывался, сохранялся и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей и ошибок.
Напр., он приводил замечание блж. Иеронима о том, что ссылка на Иеремию в Мф 27:9 на самом деле имеет в виду Зах 11:12-13. Призывая, однако, к осторожности, А. Писал. "Нельзя говорить. "автор этой книги не придерживался истины", - надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь". А. Подчеркивал, что святоотеч. Экзегеза неоднородна и свв. Отцы часто высказывали различные мнения по одному и тому же вопросу. В кн. "Да и нет" он собрал более 1800 противоречивых высказываний свв. Отцов о Библии. Подобные взгляды А. Вызывали активный протест, к-рый в значит. Мере был оправдан тем, что А. Не развил своих идей до конца и не сумел показать, как можно сочетать подход к Слову Божьему на основе веры с науч.
Критикой текста. Несмотря на осуждение соч. А., они получили широкое распространение. С одной стороны, А. Стал предтечей *рационализма в библеистике, с другой - проложил дорогу для классич. Схоластики (Фомы Аквината и др.), к-рая более удовлетворительно (хотя только в принципе) решила вопрос о соотношении веры и науч. Исследования. M i g n e. PL, t.178. Opera omnia, P., 1855. Ouvrages inedits, ed. Par V.Cousin, P., 1836. Opera..., ed. Par V.Cousin, v.1-2, P., 1849-59. В рус. Пер. История моих бедствий, М., 1959 (в приложении даны пер. Писем А., отрывков из его трудов, в частн., вступление к "Да и нет"). Теологические трактаты, М., 1995. Свящ. А р с е н ь е в И.В., От Карла Великого до Реформации, т.1-2, М., 1909-10. Г а у с р а т А., Ср.-век.
Реформаторы, пер. С нем., СПб., 1900, т.1. Ф е д о т о в Г.П., А., Пг., 1924. ODCC, p.3-4. RGG, Bd.1, S.4..
Дополнительный поиск Абеляр
На нашем сайте Вы найдете значение "Абеляр" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абеляр, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 6 символа