Вайсс

268

Вайс (Weiss) Иоганн (1863-1914), нем. Исследователь НЗ либерально-протестантского и рационалистич. Направления. Сын Бернхарда В. Образование получил в ун-тах Марбурга, Берлина, Геттингена и Бреслау. Был проф. По НЗ в ун-тах Геттингена (с 1890), Марбурга (с 1895) и Гейдельберга (с 1908). В. Исходил из общей для *либерально-протестантской школы установки. Церк. Представление о "Христе веры" радикально отличается от "исторического Иисуса", каким Он был в действительности. В поисках разгадки Его личности В. Обратил внимание на апокалиптич. Мотивы в Евангелиях. Сравнивая их с иудейскими апокалипсисами, насыщенными напряженным чувством скорого конца и Суда Божьего, В. Предположил, что Иисус, будучи простым галилейским Учителем, разделял чаяния народной *эсхатологии.

Проповедь Иоанна Крестителя якобы сыграла в этом решающую роль. Ожидая пришествия Царства Божьего в силе, Иисус осознал Себя Мессией, провозвестником этого Царства и погиб в столкновении с властями. Значение же Иисуса не в этом ошибочном воззрении, а в Его нравств. Проповеди. Все это В. Изложил в кн. "Проповедь Иисуса о Царстве Божьем" ("Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes", Gott., 1892). Концепция В. Нашла защитника в лице А. *Швейцера, но в то же время подвергалась справедливой критике (см. Ст. Додд. Оулдем. "Осуществленная эсхатология". Эсхатологич. Школа в библеистике). В статье о лит. Критике НЗ, помещенной в энциклопедии "Религия в истории и современности" ("Religion in Geschichte und Gegenwart", 1912), В. Предвосхитил метод *"истории форм" школы, к-рый спустя неск.

Лет был разработан преемником В. По кафедре в Гейдельберге *Дибелиусом и *Бультманом. Когда *Древс стал ездить по всей Германии с лекциями о мифичности Христа, В. Откликнулся на это брошюрой "Иисус Назарянин, миф или история?" ("Jesus von Nasareth, Mythus oder Geschichte?", Tub., 1910), в к-рой подверг *мифологическую теорию уничтожающей критике. В вышедшей уже посмертно книге "Первохристианство" ("Das Urchristentum", Gott., 1917) В. Выступил против *Буссе и др. Представителей *религиозно-историч. Школы, утверждая, что Церковь была основана на вере в Иисуса и под непосредственным впечатлением первохристиан от Его личности, а не являлась продуктом эллинизма. Несмотря на значительное влияние эллинизма на ап. Павла и первохристиан, определяющим было не это воздействие, а именно жизнь и учение Христа.

Evangelien der Markus und Lukas, Gott., 18928. Paulus und Jesus, B., 1909. Christus. Die Anfange des Dogmas, Tub., 1909. Перечень трудов В. См. В англ. Пер. Его кн. Jesus Proclamation of the Kingdom of God, L.-Phil., 1971. B u r k i t t F.C., Johannes Weiss. In Memoriam, "Harvard Theological Review", 1915, v.8. G e n t h e, S. 169-78. ODCC, p. 1464. S c h w e i t z e r A., GLJF, K.XV..

Значения в других словарях
"Высшая Критика"

См. Историко-литературная критика библейская. Г. ..

Вавилонское Столпотворение

Сказание Быт. 11:1-9 о сооружении огромной башни (слав. Столпа), к-рое было прервано Богом. Рассказ помещен вслед за родословием народов, рассеявшихся по земле после *Потопа. Люди, имевшие "один язык и одно наречие", пришли с востока в землю Сеннаар (евр. Шенеар. Имеется в виду Шумер в Месопотамии) и решили построить там город и башню "высотою до небес". Они хотели "сделать себе имя" и поставить ориентир, далеко видный на равнине ("чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли" - син. Пер. Здесь не..

Вайссе

(Weisse) Христиан Герман (1801-66), нем. Исследователь НЗ, принадлежавший к радикальному крылу протестантских теологов. Преподавал в Лейпциге философию и богословие. В своей "Философской догматике" ("Philosophische Dogmatik, oder Philosophie des Christentums", Bd.1-3, Lpz., 1855-62) пытался связать христианство с рационалистич. Мировоззрением и пониманием истории, к-рое в ту эпоху считалось наиболее передовым. Свои взгляды на Евангелие и на Христа В. Изложил в двух книгах. "Критическое и философ..

Вайцзеккер

(Weizsacker) Карл Генрих фон (1822-99), нем. Протестантский экзегет, представитель *тюбингенской школы. Состоял придворным пастором в Штутгарте, а с 1861 стал преемником *Баура. Его построение евангельской истории мало отличается от принятых в *рационализме и *либерально-протестантской школе шаблонов. Единственным важным исключением является признание В. Историч. Ценности Ев. От Иоанна. "В Четвертом Евангелии, - писал он, - мы имеем столь же подлинные апостольские воспоминания, как и в любой час..

Дополнительный поиск Вайсс Вайсс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вайсс" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайсс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа