Вербализм
(от лат. Verbum - слово), теория, согласно к-рой Писание полностью было продиктовано Духом Святым и поэтому каждое его слово как исходящее от Бога следует понимать буквально. Происхождение В. Коренится в раввинистич. Представлении о *Торе, к-рая предсуществовала на небе и была в готовом виде дарована людям. В какой-то мере подобный подход был свойствен отцам Церкви раннего периода (напр., мч. *Иустин Философ сравнивал библ. Писателей со струной, из к-рой извлекается звук). Однако в дальнейшем такой механистич. Подход к теории *боговдохновенности был переосмыслен. Против В. Свидетельствуют след. Факты. 1) сами свящ. Писатели, напр. Ап. Павел, иногда говорят от себя, а не по велению Божьему (1 Кор. 7:6-12). 2) язык, воззрения и стиль библ.
Авторов различны, что труднообъяснимо в случае, если бы они записывали только данное им единое Слово Божье. 3) при составлении свящ. Книг их авторы, по собств. Признанию, пользовались лит. *источниками и *Преданием Церкви (ср. "Я первоначально преподал вам, что и сам принял" - 1 Кор 15:3. 4) повествования свящ. Книг об одних и тех же событиях различны и даже противоречивы. 5) в библ. Книгах есть фактические неточности, касающиеся естествознания (см. Ст. Космография библейская) и истории. 6) то, что в НЗ приводятся ссылки на ВЗ по *Септуагинте, показывает, что само по себе чтение Библии в переводе допустимо. Но любой перевод уже есть отход от буквы и является интерпретацией текста. Следовательно, как сказал блж. *Иероним. "Евангелие заключается не в словах Писания, но в его смысле" (Толкования на Гал., 1:11-12).
7) следует учитывать и *разночтения в библейских *рукописях, к-рые не дают возможности реконструировать каждое слово Писания. 8) В. Фактически отрицает богочеловеч. Характер Писания, делая автором его только Бога и лишая людей подлинного соучастия в передаче *Откровения (см. Ст. Синергизм) 9) книги Писания содержат цитаты из гражданских документов (напр., 1 Ездр. 2), а также сведения по истории и естествознанию, к-рые не относятся к области Откровения. 10) само Писание не рассматривает тайну Божественного вдохновения как такое воздействие Духа Божьего на человека, к-рое делает его бессознательным орудием. И пророки, и апостолы пишут в полном сознании и при участии своих сил, разума и способностей (см. Свт. Василий Великий.
"Толкования на Ис", Предисловие). В. Тесно связан с убеждением, что в Библии следует искать только буквальный смысл. Между тем, начиная с эпохи свв. Отцов, толкователи прибегали не только к этому методу, но и к поискам сокровенного смысла, стоящего за буквой. Боговдохновенность, ПБЭ, т. 2, с.729-47. *В и г у р у Ф., Руководство..., М., 1897, т. 1. *К а р т а ш е в А. В., Ветхозав. Библ. Критика, Париж, 1947. Прот. *К н я з е в А., О боговдохновенности Свящ. Писания, ПМ, вып. VIII, 1951. Л е о н а р д о в Д. С., Вербальные теории богодухновенности Свящ. Писания среди западных богословов в XVII в., ВиР, 1900, №15-16. *B e n o i t P., Aspects of Biblical Inspiration, Chi., 1965. См. Также ст. Боговдохновенность Свящ. Писания..
Дополнительный поиск Вербализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Вербализм" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вербализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 9 символа