Гункель

193

(Gunkel) Герман (1862-1932), нем. Протестантский историк и исследователь ВЗ. Род. В Ганновере, в семье пастора, рано увлекся проблемами религ. Истории. Окончил ун-т в Геттингене, где специализировался по библ. Экзегетике. Преподавал ВЗ в Галле (1889-93). С 1894 по 1907 э. Орд. Проф. Свящ. Писания в Берлине, затем орд. Проф. В Гессене (с 1920) и в Галле (с 1927). Проявил себя талантливым ученым и лектором. Слушать его съезжались студенты со всех концов мира. Г. Был инициатором создания, редактором и одним из авторов либерально-протестантской энциклопедии "Религия в истории и современности" (RGG). Г. Как библеист. Г. Не удовлетворяла текстуальная и лит.-критич. Экзегеза, на к-рую опиралась школа *Велльхаузена. Он обратил внимание комментаторов на роль духовной культуры *Древнего Востока в формировании Библии.

По его мнению, Свящ. Писание следует рассматривать в контексте этой культуры, чтобы точнее понять язык библ. Авторов. Г. Солидаризировался с *Буссе и др. Представителями *религиозно-исторической школы, к-рые понимали *боговдохновенность очень широко. Творчество свящ. Писателей Г. Приравнивал к любому высокому религ.-поэтич. Творчеству. Специфику же библ. Учения он видел в его идейном содержании, к-рое и отождествлял с *Откровением. Так, он признавал, что у пророков много общего с вост. Прорицателями, однако подчеркивал, что *профетизм есть нечто уникальное. "Главную его ценность для нас, - писал Г., - представляет не его форма, а смысл. Мы признаем, что Божественное Откровение всегда присутствует в этих глубоко благочестивых и вдохновенных людях и в тех вечных мыслях, которые они высказывали".

Огромное влияние на ветхозав. Экзегетику имел классич. Труд Г. "Творение и Хаос" ("Schopfung und Chaos in Urzeit und Endzeit", Gott., 1895), в к-ром подчеркнут аспект библ. Учения о творении, прежде мало привлекавший внимание исследователей. В целом ряде мест Писания творческой силе Бога противостоят чудовища водного Хаоса. Левиафан, раав, дракон (Иов 9:13 /в рус. Переводе слово "раав" в этом месте заменено словом "гордыня"/. Пс 73:13-14. 88:11. Ис 51:9-10 и др.). Они являются наиболее ранними в ВЗ символами сатаны. Образы Хаоса, как показал Г., генетически связаны с вавилонским мифом о борьбе бога весеннего солнца Мардука с чудовищем Тиамат. Эта тема, по гипотезе Г., пришла в ВЗ из Ханаана, к-рый находился под сильным вавилонским влиянием.

В то же время Г. Признавал, что "Израиль самым радикальным образом приспособил миф к себе и своей религии. Прежде всего был устраняем мифологический элемент, к-рый так противоречил его религии и в конце концов был полностью изъят". Действительно, Хаос в Библии не божество, а тварь, восставшая против Бога. Ее разрушительные действия обузданы Богом, но полное поражение дракона совершится лишь в эсхатологич. Время. Т. О., Библия, используя *дуализм Востока, приоткрывает завесу над тайной миротворения, показывает его как процесс, в к-ром Бог торжествует над искажением Его замысла. Следует подчеркнуть, что дуализм творческой Гармонии и Хаоса не был чертой, свойственной только вавилонскому мировоззрению. Впоследствии он был обнаружен и в ханаанской, и в егип., и в др.

Религиях (см. Т о п о р о в В., Хаос, МНМ, т.2, с.581-82). Г. Проследил, как дуалистическая и другая древневост. Символика оказали влияние на *апокалиптическую лит-ру, в т. Ч. На Откровение Иоанна (свящ. Число 7, эсхатологич. Битва и т. Д.). Г. Подчеркивал и даже утрировал синкретич. Элементы в иудаизме и христианстве, но считал, что это не может быть аргументом в пользу *отрицательной критики. "Общий итог сравнительного изучения, - писал он, - сведется, конечно, не к тому, что исчезнет своеобразие Израиля и его религии, но к тому, что именно эта религия еще яснее засияет в своем удивительном величии. Все яснее будет для нас, что Бог, в Которого мы верим, был к этому народу ближе, чем к какому-либо другому до него и рядом с ним, что великим религиозным вождям Израиля открывались фундаментальные истины религии, которые человечество уже не сможет забыть, не теряя себя.

Ибо будет проходить и то впечатление, которое нередко создавалось прежде, - будто эта религия в своем начале была примитивна. Мы все больше будем понимать, насколько длинную, необозримую историю имело позади себя человечество, прежде чем могла появиться такая религия. И, быть может, когда-нибудь придет час, когда Христианская община осознает, что это исследование способно служить ей. Служить тем, что оно по-новому сделает привлекательными и дорогими сокровища Библии, и тем, что все яснее предстанет перед ней удивительная картина истории библейской истины". Одна из ведущих идей Г. Заключалась в установлении Sitz im Leben - *"жизненного контекста" того или иного библ. Произведения. Для этой цели он разработал методику различения *жанров в Библии, к-рые указывали бы на среду и обстоятельства, служившие фоном для Свящ.

Предания. Тому, что записано в Библии, предшествовала долгая письменная традиция. В свою очередь, она уходила корнями в устное предание. Г. Смотрел на экзегезу как на искусство, к-рое требует тонкого чутья и позволяет определить особенности дописьменных элементов Предания и их "жизненный контекст". Сам он применил свой метод в толковании *Псалтири ("Ausgewahlte Psalmen", Gott., 1904. "Die Psalmen", Gott., 1926), в посмертно изданном "Введении в Псалтирь" ("Einleitung in die Psalmen", Gott., 1933). Метод Г. Положил начало *"истории форм" школе в новозав. Науке (*Дибелиус, *Бультман, *Шмидт К.). Наиболее слабой стороной в наследии Г. Является его историч. Скептицизм, мешавший ему видеть за большинством сказаний Быт и Исх реальную основу.

Г. Считал, что легенда развивается по собств. Законам, не находясь в большой зависимости от подлинных историч. Воспоминаний. Развитие библ. Археологии в 20 в. Сильно подорвало аргументы в пользу такого скептицизма. Хотя взгляды и выводы Г. Нередко оспаривались, влияние его трудов сказывается и по сей день. В наше время с подходом Г. К истории свящ. Письменности считаются почти все европ. И амер. Библеисты. Genesis, Gott., 1901. В рус. Пер. Храм в Элефантине, "Странник", 1912, №2. G i b e r t P., Une Theorie de la legende. Hermann Hunkel et les legendes de la Bible, P., 1979 (там же дана библиогр. Трудов Г.). ODCC, p.607. RGG, Bd.2, S.1908..

Значения в других словарях
Гуго Сен-викторский

(Hugo de Saint-Victor), иером. (ок. 1094-1141), франц. Католич. Богослов, философ и экзегет. Ок. 1115 вступил в обитель св. Виктора близ Парижа, руководил монастырской школой. Г.С.-В. Внес вклад в церк. Возрождение, связанное с именем Бернара Клервоского, и в своих трудах сочетал мистику с признанием прав разума. По его мнению, разум ниже веры и Откровения, но в своих пределах он также приводит человека к Богу. Эти взгляды отразились и в экзегетич. Трудах Г.С.-В. "Замечания к Пятикнижию" и "О Пи..

Гуляев

Михаил Спиридонович (ум. 1866), рус. Правосл. Гебраист, переводчик ВЗ. Род. В Киеве, в семье проф. КДА. Окончил КДА (1849) со степенью магистра, затем состоял в академии бакалавром по каф. Свящ. Писания, а с 1861 преподавал и евр. Язык. С 1863 орд. Проф. КДА. Кафедра НЗ была открыта в связи с проникновением в рус. Общество сочинений представителей *отрицательной критики (*Баура и др.). В период подготовки *синодального перевода, когда духовные академии приглашены были дать свои варианты переводо..

Гупфельдт

Герман - см. Хупфельдт.. ..

Гурий

Григорий( Платонович Карпов), архиеп. (1814-82), рус. Правосл. Богослов, переводчик Библии на кит. Язык. Род. В Саратове, в семье священника. Окончил СПб.ДА и с 1839 находился в составе пекинской миссии, к-рую возглавлял в 1855-66. Г. Принадлежит перевод НЗ и Псалтири на кит. Язык. В 1876 получил степень магистра за труд "О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви" (ХЧ, 1876, I). С 1881 архиеп. Таврический. О переводе НЗ на китайский язык, "Рус. Архив", 1893, №11, 1894, №1. Кончина..

Дополнительный поиск Гункель Гункель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гункель" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гункель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа