Данте Алигьери
(1265-1321), итал. Поэт, мыслитель и политич. Деятель, представитель "христианского Возрождения", предшествовавшего Ренессансу. Род. Во Флоренции, образование получил, вероятно, в школе правоведения в Болонье. Занимал административные должности в родном городе, участвовал в военных кампаниях. Из-за поражения партии, к к-рой принадлежал, Д. Вынужден был навсегда покинуть Флоренцию (1302). После этого жил в ряде итал. Городов и, по нек-рым данным, в Париже. Скончался в изгнании, в Равенне. Поэт имел энциклопедич. По тому времени знания и интересы. Во многом (хотя далеко не во всем) его мировоззрение определялось богословием ср.-век. Схоластики. "От времен юности книги Библии были постоянными спутницами поэта" (И.Голенищев-Кутузов).
Специальных комментариев к ВЗ или к НЗ Д. Не писал, но его трактаты и знаменитая "Комедия" были насыщены библ. Тематикой. Обличая нравств. И социальные недуги своего времени, Д. Постоянно ссылался на книги Свящ. Писания (особенно на *пророков). Современные ему события он осмыслял в образах библ. Истории. Нередко для этой цели поэт использовал метод толкования, способствующий раскрытию *анагогического смысла Свящ. Писания. При этом он не отрицал опасности произвольного комментирования Библии аллегористами. "В отношении мистич. Смысла, - писал Д., - возможны ошибки двоякого рода. Либо тогда, когда его ищут там, где его нет, либо когда толкуют иначе, чем надлежало бы толковать" (Монархия, III, 4, 6). Характерно, что поэт отказывался считать Писание единств.
Источником знаний о мире. По его мнению, Библию дополняют "физика" и "метафизика", т.е. Естественные науки и философия (Рай, XXIV, 133-238). По фабуле "Божественная комедия" Д. Является вариантом распространенных в средние века сказаний о странствиях по загробному миру, но в глубинной своей сущности она есть символич. Описание пути, к-рый проходит душа от пропасти зла (Ад), через зарю надежды (Чистилище) к вечному свету спасения (Рай). Изображая это духовное восхождение, поэт воспроизводит, толкует и переосмысляет библ. Образы Древа Жизни, земного Эдема, Вавилонской блудницы и т. Д. В небесных обителях Д. Встречает библ. Героев, мудрецов и пророков. Особую роль в творчестве поэта играют "Соломоновы писания", и сам царь Соломон изображен в "Комедии" и трактатах Д.
Как идеал мудрости (Рай, XIII). Оpere, Florence, 1921. В рус. Пер. Божественная комедия, М., 1967. Малые произведения, М., 1968. Г о л е н и щ е в - К у т у з о в И.Н., Д. И Библия, в кн. Голенищев-Кутузов И.Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971. Э л л и с [К о б ы л и н с к и й Л.Л.] Учитель веры, "Труды и дни", 1914, №7. См. Также. Д а н ч е н к о В.Т., Д. Алигьери. Библиогр. Указатель рус. Переводов и критич. Лит-ры на рус. Яз. 1762-1972, М., 1973..
Дополнительный поиск Данте Алигьери
На нашем сайте Вы найдете значение "Данте Алигьери" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данте Алигьери, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 14 символа