Древний Восток И Библия

309

Д.В. Принято называть группу цивилизаций, развившихся в Вост. Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие "Д.В." включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока). Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Д.В., *Майер Э. И *Тураев употребили термин "классический Восток". Именно этот "классический Восток" и был материнским лоном для культуры, в рамках к-рой сложилось Свящ. Писание ВЗ. Истоки цивилизаций Д.В. Уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тыс. До н.э. И 4 в. До н.э., когда пала последняя древневост. (Персидская) держава. 1. Первые сведения о Д.В. Европа получила только из Библии и из сочинений антич. Писателей, но за последние 150 лет археология как бы воскресила наследие великих угасших культур.

Были раскопаны древние города, найдены памятники религ. И светской лит-ры, восстановлена (хотя далеко не полностью) картина многовековой, богатой событиями истории Д.В. Находки новых памятников постоянно продолжаются (только в 20 в. Были открыты Хеттская, Древнеанатолийская, Угаритская, Эблаитская, Дильмунская и др. Цивилизации Д.В.). 2. Библейский мир невозможно отделить от древневост. Культур, особенно тех, что существовали в районе "Плодородного полумесяца", между Египтом и Месопотамией. В политическом и культурном отношении П а л е с т и н а представляла собой часть Д.В. Международная жизнь и торговля, формы хозяйства и социальные порядки, лит-ра и обычаи - все это (несмотря на примитивные средства сообщения) связывало между собой страны Д.В.

С формальной т. Зр. Библия является произведением древневост. Круга, хотя судьба ее оказалась уникальной. Слово Божье, входя в мир человека, отражается в той конкретной среде, к к-рой оно обращено. А эта среда носила древневост. Характер. Поэтому изучение Д.В. Необходимо для правильного понимания языка, мышления и понятий свящ. Авторов, а также для достоверного и конкретного восстановления историч. Фона свящ. Истории спасения, предварившей явление Богочеловека. Изучение Д.В. Имеет и а п о л о г е т и ч е с к о е значение для библеистики, т. К. Подтверждает многие историч. Сообщения ВЗ и НЗ. В то же время востоковедение внесло ряд уточнений и поправок в старые представления о ходе ветхозав. Истории. 3. К у л ь т у р а М е с о п о т а м и и (ныне Ирак), к-рую условно было принято называть вавилонской, в разные периоды соприкасалась с древнеевр.

И наложила на нее определенный отпечаток. Именно в странах Двуречья число "7" было священным. Оттуда, по-видимому, происходит название субботы. *Дуализм водного *Хаоса и Божественного порядка и др. Элементы сказаний Двуречья в какой-то мере повлияли на ф о р м у начальных глав Кн. Бытия. С Вавилоном связаны сказания о *Потопе и башне. Есть основания думать, что сходство генеалогии десяти допотопных царей в мифологии Двуречья с перечнем десяти праотцев в Библии не случайно. "По общему ходу культуры, - замечает *Гункель, - и по аналогии с историей Творения и Потопа нужно признать, что еврейское предание возникло из вавилонского". Если учесть, что Авраам и его предки жили первоначально в Двуречье (Ур Халдейский), то влияние месопотамской культуры представляется естественным.

Однако оно не носило столь всеобъемлющего характера, как это пытались изобразить Фридрих *Делич и сторонники *панвавилонизма. Вообще в допленный период история ВЗ пересекается с Двуречьем преимущ. В сфере политической (ассир. Завоевания, союз Езекии с Вавилоном). В эпоху же Плена, когда ядро народа Божьего оказалось переселенным в Халдейскую столицу, его верования и свящ. Письменность были уже достаточно сложившимися, поэтому влияние Вавилона было поверхностным. 4. С Е г и п т о м Израиль граничил почти непосредственно. Их отделяла лишь Синайская пустыня, к-рую можно было обойти, двигаясь вдоль Средиземного моря через землю филистимлян. Вопрос, насколько повлияла культура египтян на Израиль в период его долгого пребывания в Дельте, считается открытым.

Есть отд. Сходство между Моисеевым монотеизмом и солярным монотеизмом царя Эхнатона (14 в. До н.э.). Эхнатоновский гимн Солнцу имеет точки соприкосновения со 103-м псалмом (см. Ст. Амарнский период). Из Библии известно, что Моисей был воспитан у египтян и мог познакомиться с монотеистич. Исканиями жрецов. Отмечалось, в частн., что в одной из егип. Космогоний первичной стихией является, как и в Библии, водная бездна. *Тураев усматривал в мемфисском богосл. Трактате домоисеева времени прообразы учения о творческом Слове Божьем. Несомненно, что сословие писцов (соферов), к-рое появилось при Соломоне, имело в качестве образца подобное же сословие в Египте. Есть буквальные совпадения между нек-рыми изречениями Притчей Соломона и егип.

Моралиста Аменемопе. Политически Египет чаще всего выступал союзником иудеев против Ассирии и Вавилона, хотя два раза ненадолго подчинял Палестину (при Шешонке I в 10 в. До н.э. И при Нехо II в кон. 7 в. До н.э.). Егип. Влияние больше всего сказалось на архитектуре и искусстве допленного периода (это видно из материалов раскопок), но это влияние шло косвенным путем, через финикийские каналы. 5. Ф и н и к и й ц ы и х а н а н е и (представлявшие собой фактически единый этнос) оказали наибольшее влияние на израильтян во времена судей и ранней монархии. Это влияние было двойственным. С одной стороны, оно помогло сложиться поэтич. Культуре древнего Израиля (о чем говорит художеств. Родство ханаанской поэзии и псалмов), а с другой - было постоянным соблазном, питавшим языческие склонности народа (см.

Ст. Угарит). 6. Длительное п е р с и д с к о е господство также не прошло бесследно. Хотя оно не затрагивало прямо религ. Жизни народа, косвенно в иудейское сознание проникал иранский дуализм, ангелология и демонология (это особенно сказалось на апокалиптич. Лит-ре и в *кумранских текстах). 7. Однако гораздо важнее этих точек пересечения ВЗ и древневост. Культуры было то п р о т и в о с т о я н и е языч. Миросозерцанию, к-рое мы находим в Библии. "Христианское богословие слагалось в борьбе с ересями, - писал *Трубецкой, - Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой борьбе с язычеством - иноземного и отечественного происхождения. Единство Ягве, Его всемогущество, сила и слава - вот содержание как положительного учения о Боге, так и зарождающейся полемики и апологетики" ("Учение о Логосе", с.245).

Миросозерцание Д.В. Было мифологическим. Народы Востока не ощущали себя отделенными от природы. Природа в их глазах была насыщена высшими и низшими силами, обладающими волей (доброй или злой). Весь космос воспринимался как замкнутая, завершенная, устойчивая система, частью к-рой был человек. В его задачу входило лишь поддерживать своими силами (обрядами, правилами, табу и проч.) единый космич. Порядок. В учении библ. Пророков, начиная с Моисея, Бог открывается как Святой, запредельный миру. Природу наполняет лишь Его отблеск ("Слава"). Важнейшие же Свои деяния Он совершает в истории человечества. Человек занимает исключительное место в творении, он не просто часть его, но и "образ" Бога. Он призван "господствовать" над природой.

Его слабость проявляется лишь тогда, когда он отпадает от Творца (см. Ст. Природа в Библии). Человек свободен в выборе пути д а ж е п е р е д л и ц о м Б о ж и и м. Бог ждет от него д о б р о в о л ь н о г о ответа на призыв, призыв к с о у ч а с т и ю в Божественном Домостроительстве (в этом смысл Завета). Мир в библ. Учении - не завершенная и закрытая система. Он открыт к бесконечному восхождению, к-рое имеет целью полное осуществление Божественной воли (Царство Божье). Все это образует пропасть, отделяющую миросозерцание Д.В. От Библии, несмотря на то, что она зачастую говорит древневост. Языком. Как отмечал в этой связи Вл. *Соловьев, важны не камни, из к-рых строится здание, а само здание, его план и форма. Показательно, что именно Гункель, ученый, больше всего сделавший для выявления древневост.

Влияний в Библии, вынужден был признать, что мифопоэтич. Материал Востока свящ. Писатели очистили, преобразили и сделали средством для передачи учения, в корне отличного от тех, что бытовали на Д.В. Поэзия и проза Древнего Востока, БВЛ, т.1. Хрестоматия по истории Д.В., под ред. В.В.Струве и Д.Г.Редера, М., 1963. Луна, упавшая с неба. Древняя лит-ра Малой Азии, пер. С древнемалоазиат. Яз., М., 1977. Повесть Петеисе III. Древнеегип. Проза, М., 1978. Хрестоматия по истории Д.В., ч.1-2, под ред. М.А.Коростовцева и др., М., 1980. Я открою тебе сокровенное слово. Лит-ра Вавилонии и Ассирии, пер. С аккад., М., 1981. P r i t c h a r d J.B., The ancient Near East. An antology of Texts and Pictures, Princeton, 1958. Б е л я в с к и й В.А., Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1971.

Б е р н х а р д т К.Х., Древний Ливан, пер. С нем., М., 1982. В а р г а Д., Д.В., пер. С венг., Будапешт, 1979. В преддверии философии, пер. С англ., М., 1984. З а б л о ц к а Ю., История Бл. Востока в древности, пер. С польск., М., 1989. ИВЛ, т.1. История древнего мира, под ред. И.М.Дьяконова и др., т. 1, 3, М., 19832. История Д.В., ч.1-2, М., 1983-88. Источниковедение истории Д.В., под ред. В.И.Кузищина, М., 1984. К л е н г е л ь - Б р а н д т Э., Путешествие в древний Вавилон, пер. С нем., М., 1979. К л о ч к о в И.С., Духовная культура Вавилонии, М., 1983. К о р о с т о в ц е в М.А., Религия древнего Египта, М., 1976. Культура древнего Египта, отв. Ред. И.С.Кацнельсон, М., 1976. Лит-ра Д.В., под ред. Н.И.Конрада, М., 1971. О п п е н х е й м А.Л., Древняя Месопотамия, пер.

С англ., М., 1980. ПБЭ, т.5, с.281-94. С а д а е в Д.Ч., История древней Ассирии, М., 1979. С в е т л о в Э. (прот.М е н ь А.В.), Магизм и Единобожие, Брюссель, 1971. Е г о ж е, Вестники Царства Божия, Брюссель, 1972. См. Также библиогр. К ст. Археология библейская. Панвавилонизм в библеистике. Угарит. Эбла..

Значения в других словарях
Древнееврейские Переводы Нового Завета

- делались уже в тот период, когда *древнееврейский язык был исключительно культовым. Первый опыт перевода был осуществлен Симоном Аутоманосом в 1360. В дальнейшем они появлялись неоднократно. *Карминьяк насчитывает их около 90. В 19 в. Наиболее известным был перевод Франца *Делича, переиздававшийся и в 20 в. Из последних переводов лучшим считается перевод Андре Шураки (Иерусалим). Первоначально целью Д. П. НЗ было содействие христианизации лиц, исповедующих иудаизм, но постепенно экзегеты осозн..

Древнееврейский Язык

Язык, на к-ром написано подавляющее большинство книг ВЗ. В библ. Времена он именовался "ханаанским" (Ис 19:18) и "иудейским" (Ис 36:11). Одной из отличительных его особенностей является устойчивость в грамматич. Отношении на протяжении мн. Веков и отсутствие ясно выраженных диалектов. Тем не менее в ВЗ можно различить части архаичные, классические и более поздние, арамеизированные. Существ. Изменения, произошедшие в поздний период, позволяют выделить "среднееврейский" язык, к к-рому обычно относ..

Древс

(Drews) Артур (1865-1935), нем. Философ-пантеист, представитель *отрицательной критики библейской. Окончил Берлинский ун-т. Был приват-доцентом в Высшей технич. Школе (Карлсруэ). В своих религ.-филос. Произведениях развивал идеи Ф.Ницше и Э.Гартмана. Книга Д. "Религия как самосознание Божества" ("Die Religion als Selbst-Bewusstsein Gottes", Jena-Lpz., 1906) посвящена "религии будущего", или "монизму", сущность к-рой заключена в раскрытии божественного начала, скрытого в человеке. Для человека, п..

Дроздов

Николай Михайлович (1849-1920?), рус. Правосл. Библеист и филолог, д-р богословия. Род. В Рязанской губ., в семье священника. Окончил КДА (1876), где с 1883 состоял проф. По кафедре лат. Языка. Принимал участие в переводе трудов блж. *Иеронима. Магистерская работа Д. "Исторический характер Книги Иудифь" (ТКДА, 1876, №4, 5) была написана в духе умеренного критицизма. Автор стремился избежать двух крайностей, к-рые обычно проявлялись в суждениях об Кн. Иудифи. Либо считали ее целиком достоверной, ..

Дополнительный поиск Древний Восток И Библия Древний Восток И Библия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древний Восток И Библия" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древний Восток И Библия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа