Единство Библии

288

Вероучительная истина, вытекающая из догмата о боговдохновенности Свящ. Писания, согласно к-рому оно создано людьми под воздействием единого Духа Божьего. Поверхностный взгляд с трудом улавливает в Библии это единство. Она скорее представляется ему пестрым собранием книг, написанных в разное время, в разных жанрах, отражающих различные, а подчас и противоречивые богосл. Концепции. Только вера в единство Откровения, даруемого на протяжении веков, способна помочь человеку осмыслить Е. Б., увидеть в элементах Писания звенья одной цепи. Первая попытка отрицания Е. Б. Была предпринята во 2 в. Гностиками и *Маркионом Синопским, к-рые стремились отсечь НЗ от ВЗ, отрицая при этом Божеств. Происхождение последнего. В свою очередь, иудейские толкователи стояли на противоположной т.

Зр., признавая только ВЗ. Церковь Христова в лице своих отцов и учителей недвусмысленно осудила оба эти подхода. Мч. *Иустин Философ говорил, обращаясь к иудею Трифону. "Не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем О д н о г о и Т о г о ж е (разр. - А. М.), Который вывел отцов ваших из земли Египетской рукою крепкою и мышцею высокою, не на другого кого уповаем (ибо нет другого), кроме Того, на Которого и вы, - Бога Авраама, Исаака и Иакова. Наша надежда, впрочем, не чрез Моисея и не чрез Закон. Иначе не было бы различия между вами и нами" (Диалог с Трифоном иудеем, 11). Ту же мысль мы находим и у свт. *Иринея Лионского. "Тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин - Слово Божье" (Против ересей, IV, 9, 1).

"Для чего Евангелие у Маркиона и манихея, отрицающих Закон. - пишет свт. *Афанасий Великий. - Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается?" (К епископам Египта и Ливии, IV). Блж. *Августин спрашивает. "Что называется Заветом Ветхим, как не прикровение Нового, и что - Новым, как не откровение Ветхого?" (О Граде Божьем). "Мы знаем единого Установителя и Ветхого и Нового Завета, и сему самому ясно научает Он нас устами пророка Иеремии (31:31-33). Сими словами ясно дал видеть, что давший Ветхий Завет дает и Новый" (блж. *Феодорит Киррский. О том, что Один и Тот же дал и Ветхий и Новый Завет) Эти и подобные им многочисл. Высказывания свв.

Отцов опираются. 1) на то, что изначально ВЗ был свящ. Книгой Церкви Христовой. 2) на свидетельства НЗ, в к-ром постоянно подчеркивается его связь с ВЗ - через пророчества, прообразы, центральные вероучит. Истины (Единый Бог, Завет, Откровение, свящ. История, мессианство, эсхатология и т. Д.) и 3) на общность основных нравств. Заповедей. Однако единство не означает тождества. ВЗ есть чаяние, а НЗ - исполнение. В свете Евангелия Церковь определяет, какие элементы ВЗ являются в р е м е н н ы м и, а какие - н е п р е х о д я щ и м и. Ко временному относится несовершенное ветхозав. Понимание мессианства, мн. Уставы Закона и сам принцип законнической религии (см. Ст. Закон и законничество). Этот принцип был введен по Промыслу Божьему как педагогич.

Средство, чтобы "соразмерять уроки с силами обучаемых" (блж. Феодорит Киррский. Толкование на Быт, 1) и "приспособительно к слабости слушающих" (свт. *Иоанн Златоуст. Беседы на Быт, III, 2). Неоднородность частей самого ВЗ обусловлена и особенностями эпох, и личными чертами свящ. Писателей, и самим и с т о р и ч е с к и м х а р а к т е р о м библ. Откровения. Оно давалось не сразу в готовом виде, а постепенно, в соответствии с духовным состоянием людей. Обетование требовало веры, причем полнота его смысла была сокрыта до времени. Ап. Павел, говоря о Законе как о "детоводителе ко Христу" (Гал 3:24), отмечал, что спасение всего мира - оставалось эсхатологич. "тайной", к-рой не ведали древние поколения (Кол 1:26-27). Тайна эта как бы прорастала в обетованиях ВЗ, чтобы осуществиться в НЗ.

Е. Б. Связано с тем, что Свящ. Писание отражает непрекращающийся диалог между Богом и человеком, историю, к-рая исполнена верой и отпадениями, колебаниями и преданностью до конца. Эта история, по словам митр. *Филарета (Дроздова), "разделяется на две части великою эпохою воплощения Сына Божия. Доселе простирается история Церкви ветхозаветной, сохранявшейся верою в грядущего Мессию. Отселе начинается история Церкви новозаветной, собранной и распространенной по всему миру во имя Иисуса Христа пришедшего" ("Начертание церк.-библ. Истории", СПб., 18365). Поэтому без ВЗ мн. Места НЗ остались бы непонятными, они проясняются только через знание дохрист. Части Библии (ср. Такие понятия, как Мессия, Завет, Царство Божье, и такие имена, как Авраам, Давид и т.

Д.). Е. Б. Оттеняется с к в о з н ы м и т е м а м и, к-рые проходят по всей ткани Свящ. Писания от Бытия до Апокалипсиса. Темы эти имеют три аспекта. 1) Тайна Бога. Господь Един. Он Творец Вселенной. Его Слово действует в мире как сила, созидающая и поддерживающая бытие. Бог "свят", т. Е. Превышает все тварное. Природа Его личностна. Его воля направлена ко благу. 2) Отношение Бога к человеку. Сущий открывает Себя людям - от первых библейских Теофаний до прихода в мир Богочеловека. В диалоге Бога с миром инициатива исходит от Него. Это Он призывает апостолов, как некогда призвал Авраама и пророков. Он избирает отдельных лиц и группы людей в качестве призванных служителей Своего Домостроительства (от Авраама через ветхозав. Народ Божий к новому народу, соединенному во Христе).

Слово Божье обращено к людям (Откровения ВЗ и Откровение Воплощенного Слова). Бог заключает Завет во имя любви к людям и дает им Обетования. "Человек не в силах уничтожить любовь Божью, как он и не в силах заслужить ее" Маккензи( Даже когда призванные отворачиваются от этой любви, она находит себе новых избранников (*"остаток"), принимающих ее дар. 3) Отношение человека к Богу. Ответ человека на призыв Господень выражается в вере, надежде и любви. Вера есть безусловное доверие к Богу (от веры Авраама до веры во Иисуса Христа, к-рой учит ап. Павел). Вера неотделима от надежды на исполнение обетований, на приход Царства Божьего, в к-ром будет полностью царить только воля Творца. Вся Библия - от *Первоевангелия (Быт 3:15) до Апокалипсиса - пронизана этой надеждой.

Уже Моисей призывает. "люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор 6:5. Ср. Втор 10:12. 30:16. Пс 30:24. 118:97). Грех не есть "сакральная скверна", как у язычников, а измена любви Божьей, удаление от любящего Господа. Служение Ему лишь на начальных стадиях имеет обрядовый характер. Уже в *Декалоге оно тесно связано с этическими нормами. У пророков этот *этический монотеизм достиг необычайно высокого уровня, преодолевая магическое сознание (ср. Мих 6:8). Слова "милости хочу, а не жертвы" (Ос 6:6) освящены и подтверждены Христом Спасителем (Мф 9:13), Который все ветхозав. Учение выразил в двух гл. Заповедях - о любви к Богу и к ближнему (Мк 12:28-33. Лк 10:25-28). Таким образом, когда свт.

Ириней Лионский говорил о Е. Б. (Против ересей, IV, 13), он имел в виду именно эти непреходящие аспекты ВЗ, к-рые связывают древнее и новое генетически и исторически, будучи Откровением в о л и Е д и н о г о Б о г а. B a k e r D.L., Two Testaments, one Bible, Downers Grove (Ill.), 1976. R o w l e y H.H., The Unity of the Bible, L.-Phil., 1953. См. Также ст. Богословие библейское. Святоотеческая экзегеза..

Значения в других словарях
Егишэ

Монах (ок.410-ок.480), арм. Писатель, историк и экзегет, ученик *Месропа Маштоца. По преданию, учился в Александрии, где овладел мастерством переводчика. Возвратившись на родину, Е. Вступил в войско Вардана Мамиконяна, к-рый боролся против иранского владычества. Впоследствии Е. Принял монашество и посвятил себя лит. И богосл. Трудам. Он прославился как историограф Вардана. Ему принадлежат толкования на Быт, Ис Нав и Суд. Основа его экзегезы была святоотеческой. Однако в ней сказалось влияние нео..

Ездры 1-3 Книги

Ветхозав. Писания, носящие имя деятеля эпохи Реставрации Ездры. 1-я кн. Ездры входит в число *Исторических книг ветхозав. Канона и помещается после 2-й кн. Паралипоменон. Первоначально она, скорее всего, составляла одно целое с Неем, к-рая стоит непосредственно вслед за 1-й кн. Ездры. Обе свящ. Книги частично написаны от лица гл. Героев - Ездры (евр. Эзры) и Неемии (евр. Нехем(и), а частично от лица повествователя-"летописца". Нек-рые разделы 1 Езд написаны на арам. Языке. 1 Езд имеет 10 глав, а..

Екклесиаста Книга

(евр. Кох(лет), канонич. Книга ВЗ, помещаемая в разделе *Учительных книг. Еврейское ее название означает, по-видимому, человека, находящегося в собрании (от евр. Каг(л - собрание) или говорящего перед собранием, проповедника. По своей лит. Форме Е.К. Является сборником поэм, объединенных общей мыслью, к к-рым добавлен прозаический эпилог (12:9-14). Книга содержит 12 глав. Наиболее ранняя рукопись Е.К. Найдена в Кумране и датируется временем между 175-150 до н.э. Содержание, учение и композиция Е..

Дополнительный поиск Единство Библии Единство Библии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Единство Библии" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единство Библии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 15 символа