Кумранские Тексты

118

Древние рукописи, преимущ. *междузаветного периода, найденные в пещерах близ Мертвого моря. Название К.т. Получили по первым открытиям, сделанным у "вади" (пересохшего русла) Кумран. К.т. - важнейший источник для библейской, особенно для новозав. Историографии и *текстуальной критики. История находок. Впервые кожаные свитки К.т. Были обнаружены бедуинским пастухом Мухаммедом эд-Дибом в 1947, а по нек-рым данным - еще раньше. Часть свитков была куплена проф.Иерусалимского ун-та Э.Сукеником, а часть - сирийским митр.Самуилом Афанасием, к-рый перепродал их в США. *Олбрайт подтвердил их глубокую древность, и с тех пор начались интенсивные поиски новых рукописей. На протяжении 30 лет было обследовано ок. 200 пещер и извлечено на свет более 600 манускриптов, целых и фрагментарных.

Их находили не только в районе Кумрана, но и в др. Пунктах побережья Мертвого моря. Айн-Фешха, Масада, Вади-Мураббаат, Хирбет-Мирд, Нахал-Хэвер, Вади-Далиех и др. С 1948 началась работа над К.т. И их публикация, продолжающаяся и поныне. В исследованиях принимают участие специалисты различ. Стран и конфессий. Изучение К.т. Получило название к у м р а н о в е д е н и я. Состав К.т. Рукописи Мертвого моря содержат весьма разнообр. Тексты. 1) манускрипты всех канонич. Книг ВЗ на *древнеевр. Яз., кроме Есф. Из *неканонических - евр. Списки Ис Сир, Тов, Посл.Иер. 2) ветхозав. *апокрифы. Кн.Еноха, неск. Отличающаяся от известной, Кн.Юбилеев, Заветы XII патриархов на арам. Яз., Кн.Амрама, Апокриф Кн.Бытия, Псалмы Иисуса Навина, Молитва Набонида.

3) документы общин, обитавших в районе Мертвого моря (три варианта Устава, Свиток войны, Гимны, Дамасский документ, коммент. К ВЗ, сборники мессианских текстов, Свиток Храма, Мидраш Мелхиседека и др.). Один свиток был медным. Его сумели развернуть, но смысл зашифрованного текста разгадать не удалось. Отождествление и датировка К.т. После длительных дискуссий б. Ч. Исследователей пришла к заключению, что тексты принадлежат *ессеям или очень близким к ним сектантам. Свитки были спрятаны в пещерах во время войны с Римом (66-70-е гг. 1 в.), но созданы были гораздо раньше. Нек-рые из них датируются 3 в. До н.э., а самые поздние - временем восстания Бар-Кохбы (ок.134 н.э.). Раскопки показали, что кумраниты жили в укрепленных прибрежных поселениях, основанных ок.

130 до н.э. Реконструкция истории общин Мертвого моря. Имена историч. Деятелей и даты почти отсутствуют в К.т., что затрудняет реконструкцию событий. На основании косвенных данных ход их представляется след. Образом. В период эллинизации (нач. 2 в. До н.э.) группы хасидов (благочестивых, арам. Хасайя, откуда, видимо, слово "ессеи") обособились от официального *иудейства, считая его погрязшим в нечестии. Согласно "Дамасскому документу", эти люди, называвшие себя "избранниками" и "простецами", "двадцать лет, как слепые, нащупывали дорогу, блуждая во тьме, пока Бог не поставил им Учителя Праведности, чтобы направить их по пути Своего сердца и чтобы он известил последующие поколения о том, что Он сделал последующим поколениям отступников".

Учитель нигде не назван по имени. Он упоминается в К.т. Как Священник, Избранник, Взыскующий Закона, единств. Учитель (вначале историки ошибочно отождествили его с Иисусом Христом). Ок. 130 до н.э. Учитель увел своих приверженцев в пустыню и поселился с ними у берегов Мертвого моря. Его община (евр. Яхад) называлась общиной Нового Завета, т.к. Относила к себе пророчество Иеремии (31:31). Уход не был добровольным. Некий "нечестивый священник" гнал Учителя и покушался на его жизнь. Полагают, что это был один из Хасмонеев (см. Ст. Второго Храма период). Скончался Учитель, вероятно, не позже 100 до н.э., но и после его смерти община продолжала существовать, ожидая скорого прихода Мессии. Группы ессеев постепенно расселились по побережью, а нек-рые эмигрировали (см.

Ст. Терапевты). Ок. 30 до н.э. Поселок в Кумране был разрушен землетрясением, но в первые годы н.э. Он был вновь восстановлен и заселен. Когда в 66 в Иудею пришли легионы Веспасиана и Тита, ессеи покинули свои убежища, спрятав предварительно собранную ими библиотеку. Вероятно, они примкнули к восставшим и погибли в ходе войны, т.к. В дальнейшем они полностью исчезают с историч. Сцены. Мировоззрение и уставы общины. Будучи представителями строгого иудейского благочестия и законничества, кумраниты отличались рядом специфич. Воззрений. Они верили в двух Мессий. Царя и Священника, делили весь мир на "сынов света" и "сынов тьмы", к первым причисляя себя, а ко вторым - весь остальной мир иудеев и язычников. В их воззрениях ощущается острый дуализм Правды Божьей и Кривды, добра и зла, возможно, навеянный иранскими влияниями (см.

Ст. Маздеизм) Составители К.т. Жили в напряженной эсхатологич. Атмосфере. Учитель был для них предтечей "*мессианской эры". Эта эра начнется апокалиптич. Битвой между "сынами тьмы" и "сынами света", к-рым будут помогать небесные силы. О порядках в общине известно из сохранившихся 3-х Уставов. Осуждая богатство, кумраниты ввели общность имущества и отказались от рабов. Большинство из них придерживались безбрачия. В общину допускали только мужчин, хотя позднее возникли и семейные группы. Больных и инвалидов принимать не разрешалось. Вступлению предшествовал испытательный срок, после к-рого неофит отдавал общине "свои знания, свой труд и свое имущество". Верховная власть принадлежала потомственным священникам. День в колониях начинался с молитвы, после к-рой расходились на работы.

Режим общины был похож на монастырский. Форменные белые одежды, братские трапезы с чтением молитв, изучение Слова Божьего. Особые писцы были заняты размножением книг Библии и документов общины. Она имела и своих толкователей, к-рые применяли библ. Пророчества к кумранскому движению. В частн., считалось, что под "гласом вопиющего" подразумеваются "избранники", "истинный Израиль", т.е. Сами кумраниты. Все уставы *Закона и правила общины неукоснительно соблюдались. В субботу запрещалось даже вытаскивать скотину, упавшую в яму. Нарушителей ждали суровые наказания, к-рые предусматривал Устав. К.т. И текстуальная критика. Свитки Мертвого моря дали в руки библеистам более древние манускрипты Свящ. Писания, чем те, что были до сих пор известны.

В частн., список Кн. Прор.Исайи из 1-й пещеры датируется 2 в. До н.э. В свете К.т. Экзегеты смогли по-новому оценить соотношение *Септуагинты и *масоретского текста. До открытий у Мертвого моря разночтения объяснялись только ошибками писцов или намеренными искажениями. Теперь же выяснилось, что в древности существовало неск. Вариантов свящ. Текста, к-рых придерживались различ. Школы *книжников. От одной из этих традиций ведет свое происхождение Септуагинта, от другой - масоретская Библия. Помимо этого, открытия помогли уточнить ряд неясных мест в книгах ВЗ. К.т. И междузаветный период. Находки позволили ознакомиться с языком, на к-ром говорили и писали люди в междузаветный период и еванг. Эпоху. Отныне было доказано, что древнеевр.

Язык во времена земной жизни Христа не превратился в мертвый. На нем писали книги и даже письма. К.т. Вводят нас в мир чаяний ветхозав. Церкви накануне явления Христа, о к-рых дотоле было известно лишь по фрагментарным свидетельствам (*Филон Александрийский, *Иосиф Флавий). К.т. И НЗ. Уже первые исследователи Кумрана предположили, что до своего выхода на проповедь Иоанн Креститель был связан с ессеями или даже принадлежал к их среде. Есть сведения, что ессеи брали на воспитание детей, а о юности Предтечи ничего не известно, кроме того, что он был "в пустынях", а именно так называли кумраниты свои поселения. Но, начав пророческое служение, Иоанн должен был порвать с изоляционизмом кумранитов. В Кумране практиковали ежедневные священные омовения.

Иоанн превратил их в "крещение покаяния", совершаемое только один раз. В НЗ ессеи не упоминаются. Но в ряде мест Евангелий можно найти полемику, направленную против них. Мнение историков, к-рые выводят христианство из Кумрана, опровергается фанатично-законническим духом К.т. Однако какие-то контакты между первообщиной апостолов и Кумраном существовали. Песнь Захарии (Лк 1:68-79) есть своего рода вариант кумранского гимна. Примечательно, что Иоанновы писания по стилю близки к кумранским (частое противопоставление света и тьмы, духа Божьего и духа заблуждения, ряд характерных оборотов речи). Быть может, ап.Иоанн, к-рый вначале был учеником Крестителя, воспринял через него элементы кумранской фразеологии. В любом случае близость Ин к К.т.

Опровергает теории о позднем, чисто эллинском происхождении Иоанновой традиции. Кумранский лексикон можно найти даже у ап.Павла, хотя он был потомственным фарисеем ("Велиар", "наследие святых", "тайны Божии", "ангел Сатаны" и т.д.). Учение апостола о первородном грехе имеет точки соприкосновения с К.т. К.т. И ранняя Церковь. В обычаях и терминологии первообщин НЗ есть немало сходного с практикой Кумрана. В Кумране молились, обращаясь не к Иерусалиму, а на восток, как это делали и христиане. Время молитвословий было разделено ессеями на три "часа", как установилось и в новозав. Церкви. Трапезы кумранцев напоминают христ. Агапы. В общине существовала должность надзирателя (евр. Мевакар), что соответствует греч. Слову епископ.

Общность имущества в Иерусалимской церкви также наводит на мысль о сходстве с Кумраном. Ессеи подчинялись коллегии, состоявшей из 12 священников, подобно тому как во главе Церкви апостольских времен стояли Двенадцать. Члены Иерусалимской церкви (как и кумраниты) называли себя "бедняками". Символ веры ессейских пустынников имеет точки соприкосновения с раннехрист. Лит-рой. С НЗ (выражения "нищие духом", "сыны света" и т.д.), *Дидахе, *Варнавы послание и "Пастырем" Герма. Молчание НЗ о ессеях нек-рые историки объясняют тем, что большинство кумранитов уверовало во Христа (не их ли имеет в виду Деян 6:7?). Однако если это и так, пропасть между К.т. И Евангелием остается. Обратившись к Господу Иисусу, "сыны света" должны были внутренне переродиться, отринуть мнимый "Новый Завет" и обрести подлинный, к-рый действительно был предсказан пророками.

Те же христиане из ессеев, что не смогли порвать с узостью и гордыней законничества, обречены были создавать расколы и ереси, отдаляясь от Церкви. Знаменательно, что доктрины нек-рых иудео-христиан обнаруживают тесное родство с ессейством. Т.о., открытия в пустыне у берегов Мертвого моря не только приподняли завесу над идеями и чаяниями евангельской эпохи, но и показали, насколько велика была сила и новизна Благой Вести, принесенной в мир Богочеловеком. И з д а н и я и п е р е в о д ы. С т а р к о в а К.Б., "Устав для всего общества Израилева в конечные дни", ПСб., 1959, ( 4 (67). Е е ж е, Дополнение к "Уставу" Кумранской общины, ПСб., 1960, ( 5 (68). Тексты Кумрана, вып.1, М., 1971 (там же см. Рус. И иностр.

Библиогр.). Храмовый свиток, "Путь", Правосл. Альманах, Нью-Йорк, 1987, №10, 11. Barrows M., Trever J., Brownlee W., The Dead Sea Scrolls, New Haven, 1950-51. *Carmignac J., Guilbert P., Les Textes de Qumran, P., 1961-63. Gaster T., The Dead Sea Scriptures in English, Garden City (N.Y.), 1956. Verm-s G., The Dead Sea Scrolls in English, Harmondsworth (N.Y.), 1968. *А л л е г р о Дж.М., Сокровища Медного Свитка, М., 1967. *А м у с и н И.Д., Рукописи Мертвого Моря, М., 1960. Е г о ж е, Находки у Мертвого моря, М., 1964. Е г о ж е, Кумранская община, М., 1983. К о в а л е в С.И., К у б л а н о в М.М., Находки в Иудейской пустыне, М., 19642. Л и в ш и ц Г.М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967.

Архиеп.*М и х а и л (Чуб), К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря, ЖМП, 1957, ( 12. Е г о ж е, Иоанн Креститель и община Кумрана, там же, 1958, ( 8. С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983. С о м о в К.В., Ессеи и христиане, БВс, 1964, ( 3. *С т а р к о в а К.Б., Лит. Памятники кумранской общины, "Палестинский сборник", ( 24 (87), 1973. *A l l e g r o J.M., The Dead Sea Scrolls and the Origins of Christianity, N.Y., 1957. *B r o w n R., Apocrypha. Dead Sea Scrolls, JBC, v.11. *B r u c e F., Second Thoughts on the Dead Sea Scrolls, L., 1958. C a r m i g n a c J., Le Docteur de Justice et Jesus Christ, P., 1957. *C r o s s F.M., The Ancient Library of Qumran and Modern Biblical Studies, L., 1958.

*D a n i №l o u J., Les Manuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme, P., 1957. M e n A. Erzp., Die Gemeinschaft von Qumran und das Christentum, "Stimme der Orthodoxie", 1977, ( 8-9. *M i l i k G.T., Dix ans de decouvertes dans le desert de Juda, P., 1957 (англ. Пер. Ten Years of Discovery in the Wilderness of Judaea, L., 1959..

Значения в других словарях
Кульманн

(Cullmann) Оскар (р.1902), протестантский богослов, исследователь НЗ, историк древней Церкви. Род. В Страсбурге, где окончил ун-т. С 1930 проф. НЗ в Страсбурге. С 1938 проф. Истории древней Церкви в Базеле. С 1949 проф. Протестантского богосл. Ф-та Сорбонны. В 1945 получил степень д-ра богословия. Член Французского ин-та Академии наук. Принимал деятельное участие в экуменич. Движении. Присутствовал на II *Ватиканском соборе в качестве наблюдателя от протестантов. Примыкая к диалектич. Богословию..

Кумран

См.Кумранские тексты.. ..

Кумулятивные Указатели Библейские

Периодич. Указатели трудов по Свящ. Писанию, отражающие выход очередных работ. См. Ст. Библиография библейская.. ..

Курциус

(Curtius) Эрнст (1814-96), нем. Специалист по истории и археологии древней Греции. Был проф. В Геттингене и Берлине. Проводил ряд раскопок в Олимпии. К библ. Тематике относится его работа "Апостол Павел в Афинах и следы греч. Влияния в его языке и миросозерцании" (рус. Пер. С предисл. И прим. *Лопухина, СПб., 1894). НЭС, т.25.. ..

Дополнительный поиск Кумранские Тексты Кумранские Тексты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кумранские Тексты" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кумранские Тексты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа