Маймонид
Моисей, М о ш е б е н М а й м о н (1135-1204), иудаистский экзегет, богослов, философ и врач. Род. В Кордове (Испания). В семье отца получил религ. Воспитание и образование. Через араб. Учителей познакомился с естеств. Науками и философией. Преследование евреев династией Альмохадов вынудило М. Покинуть родину. После долгих скитаний он поселился в Египте, где занял должность лейб-медика при дворе султана Саладина. М. Высоко ценил Аристотеля, труды к-рого читал в араб. Переводе. Цель собств. Работ М. Видел в том, чтобы "согласовать Тору с истинной наукой", т.е. С учением Аристотеля. Если *Филон Александрийский толковал ВЗ в свете платонизма, то М. Привлекал к экзегезе аристотелизм. В кн. "Путеводитель колеблющихся", написанной на араб. Яз.
(1190), М. Пытался сформулировать и интерпретировать основные догматы ВЗ. Из талмудич. Предания философ хотел вычленить только рациональное зерно, надеясь, что его собств. Комментарии заменят это предание. Прежде всего, М. Утвердил для понимания Библии принцип *апофатического богословия. Ни *антропоморфизмы, ни *имена Божьи в Библии, по его мнению, не отражают высшей Реальности адекватно. Бог превышает любые определения. Его имена и свойства - это лишь указания на Божественные деяния в мире. Однако М. Считал возможным толковать отношение Бога и мира по аналогии с природной душой человека. Мир - целостный организм, а Бог - его незримая, животворящая Душа. Идея вечности Вселенной казалась М. Философски обоснованной, но в данном случае он склонялся перед библ.
*креационизмом как перед Откровением, превышающим пределы разума. Первые главы Быт М. Интерпретировал аллегорически. Адам - разум, Ева - чувство. Тем не менее нек-рые образные выражения Библии он понимал буквально, в соответствии со своим представлением об одушевленности природы. Особое внимание М. Уделял вопросу об *Откровении и пророчестве. Пророк, утверждал он, не просто передатчик слов Божьих и не человек, своим разумом постигающий истину, а тот, кому она открыта и кто выражает ее, используя свои знания, опыт, силы души. Прежде чем учение М. Было принято в иудаизме, оно подвергалось нападкам ортодоксов. В 1234 иудейские религ. Власти добились от католич. Инквизиции осуждения и сожжения его книг. Однако опыт М. По созданию рациональной религ.
Философии оказал большое влияние на формирование европ. Схоластич. Мысли. В лат. Переводах его труды изучали *Альберт Великий, Александр Гэльский (ок.1186-1245), Дунс Скотт (ок.1265-1308). M o s e s b e n M a i m o n. The Guide of the Perplexed, Chi., 1963. В рус. Пер. "Путеводитель колеблющихся", в кн. Г р и г о р я н С.Н., Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7-12 вв., М., 1960. Антология мировой философии, М., 1969, т.1, ч.2. [*В о р о н ц о в Е.], Учение Маймонида о ветхозав. Пророчествах, ВиР, 1900, т.1, ч.1. *Г р е т ц Г., История евреев от древнейших времен до настоящего, Одесса, 1906, т.7. ЕЭ, т.10. С о к о л о в В., Ср.-век. Философия, М., 1979. Ф и л и п п о в М., М. И Каббала, "Век", 1882, №10. ФЭ, т.3 (там же указана библиогр.).
H e s c h e l A., Maimonides, B., 1935. L №v y L.-G., Maїmonide, P., 1932. M u n z J., Maimonides, Boston, 1935. См. Также ст., посвященную 850-летию со дня рождения М., "Курьер ЮНЕСКО", 1986, №10..
Дополнительный поиск Маймонид
На нашем сайте Вы найдете значение "Маймонид" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маймонид, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа