Малый Апокалипсис, или Синоптический Апокалипсис
Условное название тех разделов *синоптических Евангелий, где передается эсхатологич. Речь Христа Спасителя, произнесенная на горе Елеонской (Мф 24. Мк 13. Лк 21:5-36). По стилю М.А. Отличается от др. Частей Евангелия, что обусловлено использованием в нем образов и символов ветхозав. Апокалиптики и *эсхатологии. Как отмечают мн. Толкователи, евангелисты, особенно ев. Марк, при передаче слов Христовых еще недостаточно четко видели различие между концом ветхозав. Эпохи и событиями, к-рые должны предварять *Парусию. Однако они сохранили пророчество Христово о том, что конец истории наступит не ранее, чем Евангелие будет проповедано "во свидетельство всем народам". Предполагается, что М.А. Входил в число древнейших *логий (см.
Ст. Квелле) Нек-рые экзегеты 19-20 вв. Пытались на основе М.А. Установить даты составления синоптич. Евангелий. Не веря, что Христос мог предвидеть будущее, они считали, что пророчество о падении Иерусалима указывает на время после 70 г. Но, допустив эту априорную т. Зр., придется отодвинуть датировку всех пророков *допленного периода к 6 в. До н.э., т.к. Они предрекали изгнание, а Апокалипсис Иоанна - к 5 в. Н.э., поскольку в нем сказано о гибели "Вавилона" (Римской империи). Следует отметить, что пророчество Христово, заключенное в М.А., не имеет конкретно-историч. Характера, а выдержано в общих чертах библ. Апокалиптики ("войны и военные слухи", ср. Дан 11:40-45. "мерзость запустения" на святом месте, ср.Дан 9:27. Землетрясения, ср.Ис 29:6).
В М.А. Отсутствуют подробности войны 66-70, известные по книгам *Иосифа Флавия (междоусобная борьба защитников города, массовые распятия повстанцев, пожар Храма и т.д.). Гонения на учеников Христовых со стороны иудейских властей, описанные в М.А., имели место гл. Обр. До 66 г. Что же касается *лжемессий и лжепророков, то они появлялись и до и после 70 г., так что ссылка на них не может служить хронологич. Критерием. То, что в М.А. Евангелисты недостаточно ясно дифференцировали гибель Храма и Парусию, свидетельствует именно об ожидании обоих событий в будущем. Сам факт веры в скорый конец мира у первых христиан объясняется двойственным характером Царства Божьего. С одной стороны, оно есть реальность футурологическая, а с другой - оно уже наступило с момента выхода Иисуса Христа на проповедь (Лк 17:20.
Ср.Ин 9:39. 12:31). См. Ст. "Осуществленная эсхатология". Б о р к о в И.В., О знамениях второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию и посланиям св. Апостолов, ч.1-2, М., 1905. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М., 1922. *С а в и н с к и й С.В., Эсхатологич. Беседа Христа Спасителя, К., 1906. B e a s l e y - M u r r a y G.R., Commentary on Mark Thirteen, L.-N.Y., 1957. L a m b r e c h t J., Die Logia-Quellen von Markus 13, "Biblica", 1966, №47..
Дополнительный поиск Малый Апокалипсис, или Синоптический Апокалипсис
На нашем сайте Вы найдете значение "Малый Апокалипсис, или Синоптический Апокалипсис" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малый Апокалипсис, или Синоптический Апокалипсис, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 48 символа