Монотеизм

125

(от греч. MТnoj - один, (eТj - Бог) БИБЛЕЙСКИЙ, учение Свящ. Писания об абсолютном единстве личного, сверхприродного Божества, Творца и Промыслителя. Первобытный М. В Библии нет определ. Указания на М. Как первонач. Форму религии, но это может быть выведено из косвенных свидетельств. Первые главы Кн. Бытия говорят только об отношении людей к единому Творцу и не упоминают о почитании ими языч. Богов. Согласно ап. Павлу, народы, "познавши Бога" через Его творение, своевольно отвратились от Него (Рим 1:21). Это можно истолковать в том смысле, что М. Был древнейшей или одной из древнейших форм богопочитания, позднее утраченной. В 19 в. Попытки науч. И филос. Обоснования такой концепции мы находим у *Шеллинга, Вл.*Соловьева, англ. Историка Эндрю Лонга (1844-1912) и нем.

Индолога Леопольда Шрёдера (1851-1920). Возражения против возможности М. У первобытных людей выдвигали сторонники *исторического эволюционизма. Мыслители и ученые этого направления считали, что религия возникла в грубых примитивных формах (анимизм, фетишизм и т.д.) и только в высокоразвитых обществах достигла стадии М. Однако исследования 20 в., проведенные среди народов, находящихся на низшей ступени цивилизации, показали, что понятие о верховном Существе присутствует и в верованиях "первобытных племен". Основной материал по этому вопросу был собран школой австр. Ученого, католич. Свящ. Вильгельма Шмидта (1868-1954), ред. Журн. "Человек" ("Anthropos") и составителя обобщающего труда "Происхождение идеи Бога". Элементы М.

Во внебибл. Мире. Мн. Верования *Древнего Востока и *античности так или иначе приближались к идее М. Как правило, рядом с верховным Божеством помещали пантеон второстеп. Богов (Египет, Двуречье, Финикия, Греция). В Ханаане их называли *"сынами божьими", поскольку они считались детьми гл. Бога Эла (Эля). В Индии единое Божество понималось в духе пантеизма (Упанишады) и как безличное Сверхбытие (буддизм). К инд. Монистич. Концепциям был близок греч. Философский М. Наибольшее сходство с библ. М. Имели религия Эхнатона (см. Ст. Амарнский период) и учение Заратустры (см. Ст. Маздеизм) Однако Эхнатон отождествлял Божество с физическим Солнцем, а маздеизм вскоре после Заратустры превратился в типично дуалистическую доктрину. Т.о., библ. *Откровение о Творце и Промыслителе остается уникальным.

Библ. М. Домоисеева времени. Ветхозав. Религия, хотя и не развивалась по закону прямолин. Эволюции, прошла ряд ступеней, на к-рых полнота единобожия раскрывалась постепенно. Школа *Велльхаузена считала, что до переселения в Ханаан израильтяне были язычниками и чтили многих богов, к-рые потом превратились в образы *патриархов. Новейшие исследования не подтвердили эту т. Зр. (см. Ст. Брайт. Олбрайт. Патриархи. Пятикнижие) Авраам покинул отечество и порвал со своим племенем амореев-язычников именно потому, что был призван Богом (Быт 12:1. Ис Нав 24:2-3). В этот период Бог воспринимался преимущ. Как Покровитель избранной Им родовой группы. О других богах нет речи. Что бы о них ни думали, почитался лишь один Творец неба и земли. Моисеев М.

Содержит недвусмысленный и строгий запрет политеизма (Исх 20:3-5). Яхве есть единственный, перед Кем можно преклониться и Кого должно любить в послушании и смирении (ср. Втор 6:4-5). В то же время Моисеева религия признавала существование элох(м, или эл(м (букв. Богов). Иногда в них видели сонм, окружающий небесный престол Божий (Втор 33:2), а иногда они отождествлялись с богами других народов (Исх 15:11. 18:11). Как в ту эпоху богословски осмыслялась природа этих "элохим" в связи с абсолютным владычеством Божьим, установить невозможно. Во всяком случае, ведущие совр. Экзегеты не считают возможным отрицать единобожие Моисеевой религии. Брайт в связи с этим пишет. "Другие боги, которым было отказано в участии в творении, в какой-либо космической функции, во власти над событиями, в почитании, были, следовательно, лишены всего того, что делало их богами, превращались в ничто.

Иначе говоря, они были лишены "божественности". Хотя полное выражение монотеизма раскрывалось на протяжении многих веков, в этом функциональном смысле Израиль с самого начала верил только в одного Бога". По мнению *Олбрайта, Моисеев М. Явился завершением религ.-историч. Процесса, происходившего на Ближнем Востоке. От Моисея до пророков-писателей. Ветхозав. Религия выдержала суровые испытания, столкнувшись непосредственно с язычеством Ханаана. На протяжении веков, в течение к-рых происходило смешение евреев с коренным населением страны, многобожие оставалось опасным соблазном. М. Не раз оказывался под угрозой и заменялся синкретической религией, где Яхве занимал место главы пантеона. Но духовные вожди народа вели с этим непримиримую борьбу (прор.

Илия) и в итоге библ. М. Побеждал. Правда, элохим стали по ханаанскому обычаю называть сынами Божьими (Пс 28:1. Ср. Иов 2:1), но их не считали детьми верховной супружеской пары, как в Ханаане. Израиль не знал даже слова богиня. Элохим, или сыны Божьи, были окончательно отождествлены с ангельскими силами. Библ. М. У *пророков-писателей приобретает форму предельно отчетливую. Бог есть единств. Творец мира (Ис 42:5). Никакого другого Божества не существует (Ис 45:6-7). Боги народов - ничто, бездушные идолы (Иер 10:5). С этого периода классич. Форма библ. М. Уже не претерпевала изменений (см. Ст. Этический монотеизм) В нем лишь появились новые богосл. Аспекты, связанные с ипостасной тайной. Библ. М. И ипостасная тайна. Бог явлен в ВЗ исключительно в Его проявлениях по отношению к твари.

Внутренняя тайна Божья остается для человека абсолютно запредельной. Человек не может остаться живым, если он соприкоснулся с тайной Божьего Существа (Ис 6:1-5). Это - полная противоположность внебибл. *мистицизму, к-рый ищет слияния человека с Божественным, но при этом человек теряет свое личностное начало, растворяясь в безличном Абсолюте. "Христианство освобождает человека от этих двух ограничений, открывая одновременно во всей полноте личного Бога и Его природу" (В.Н.Лосский). Через Христа человек становится причастным к внутрибожеств. Тайне. Однако еще в ВЗ появляются первые предчувствия этой Тайны. Понятия о Духе Божьем, о Его Премудрости, Слове и Славе приоткрывают завесу над абсолютностью библейского М.

И предваряет новозав. Откровение о Триипостасной природе Божественного Единства. Приобщение к этой Тайне служит не просто для познания, но указывает на онтологич. Божеств. Основу любви и единства в человеческом мире (Ин 17:21). См. Ст. Тринитарное учение. Архим.А л е к с и й (Соловьев), Ветхозав. Учения о таинстве Пресв. Троицы, ПТО, 1849, т.8. Б е л я е в А.Д., Идея единобожия в ВЗ, ПО, 1879, ( 2. *Б е р н ф е л ь д С., М., ЕЭ, т.11. Прот.*Б о г о л ю б о в Н.М., Философия религии, К., 1915, ч.1. Прот.*Б у т к е в и ч Т.И., Религия, ее сущность и происхождение, т. 1-2, Харьков, 1902. В в е д е н с к и й А.И., Вера в Бога, ее происхождение и основания, СПб., 1891. Е г о ж е, Религ. Сознание язычества, т.1, М., 1902. *Г и й е Ж., Бог, СББ.

*Г у с е в А., Единобожие ветхозав. Религии как доказательство божеств. Происхождения ее, ВиР, 1895, ( 16, 17. И н о з е м ц е в А., Единобожие как первонач. Форма религии, М., 1881. *К у д р я в ц е в - П л а т о н о в В.Д., О единобожии как первонач. Виде религии рода человеческого, ПТО, 1857, т.16. Л а н г Э., Мифология, пер. С франц., М., 1901. Свящ.*Л е б е д е в А.С., Ветхозав. Вероучение во времена патриархов, вып. 1, СПб., 1886. Прот.М е н ь А., Элементы М. В дохрист. Религиях и философии, Загорск, 1968 (Ркп. МДА). Е г о ж е, Истоки религии, Брюссель, 19812. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Политеизм и М. В евр. Религии, в его кн. Избр. Произведения по истории религии, М., 1974 (т. Зр. Историч. Эволюционизма). О р н а т с к и й Ф.С., Изложение и критич.

Разбор взглядов М. Мюллера на религию, ее происхождение и развитие, ТКДА, 1887, ( 1. *П о к р о в с к и й А.И., Критич. Разбор эволюционной теории первобытной религии, БВ, 1900, ( 3. Е г о ж е, Библ. Учение о первобытной религии, Серг. Пос., 1901. *С о л о в ь е в Вл., Мифологич. Процесс в древнем язычестве, Собр. Соч., 2-е изд., т.1. *Х р и с а н ф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству, т. 1-3, СПб., 1873-78. Ш р е д е р Л., Сущность и начало религии, Серг. Пос., 1909. *Я х о н т о в И.П., Изложение и историко-критич. Разбор мнения Э.Ренана о происхождении евр. Единобожия, М., 1884. *A l b r i g h t W.F., From the Stone Age to Christianity, Baltimore, 1957. D a w s o n Ch., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960.

*D e n t a n R., The Knowledge of God in Ancient Israel, N.Y., 1968. E l i a d e M., Trait №dhistoire des religions, P., 1959. *M c K e n z i e J.L., Myth and Realities, L., 1963. R a d i n P., Monotheism among Primitive Peoples, L., 1924. *R o w l e y H., The Faith of Israel, L., 1956. S c h m i d t W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd.1-12, Munster, 1926-55. См. Также ст. Богословие библейское..

Значения в других словарях
Монотеизм

(от Моно. И греч. Theós — бог) система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от Политеизма — многобожия. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят Христианство, Иудаизм и Ислам. Однако понятие М. Относительно, т. К. Ни одна религия не является последовательно монотеистической. В ходе исторического развития религии М. Появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних государств боги отдельных ..

Монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от моно. И греч. Theos - бог) (единобожие) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.. ..

Монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от моно. И греческого theos - бог) (единобожие), система> религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм>, христианство и ислам>.. ..

Монотеизм

(от μόνος — единый и θεός — Бог) — вера и поклонение единому Богу. М. Как религиозная форма противоположен политеизму. Как философское учение он отличается не только от политеизма, но и от пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. В совершенной форме — создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных форм до сих пор разрешается различно. Для характеристики этой противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга. Каждый из них имеет и ныне многих последователей..

Монотеизм

-а, м. Книжн.. ..

Монотеизм

"Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)религия, признающая одного Бога, в противоположность политеизму или многобожию.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Монотеизм

Религия, единобожие. Ant. Многобожие. ..

Монотеизм

М.Форма религиозного верования, признающая только одно божество. Единобожие (противоп. Политеизм).. ..

Монотеизм

МОНОТЕИ́ЗМ [тэ], -а. М. [от греч. Monos - единственный, один и theos - бог] Книжн. Система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Единобожие (противоп. Политеи́зм). Сторонники монотеизма.. ..

Монотеизм

[тэ], -а, м. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие. Противоп. Политеизм. II прил. Монотеистический, -ая, -ое. Монотеистические религии (иудаизм, христиан-ство, ислам).. ..

Монотеизм

(тэ), монотеизма, мн. Нет, м. (от греч. Monos - один и theos - бог) (науч.). Единобожие. Противоп. Политеизм.. ..

Монотеизм

(от греч. Monos. ..

Монотеизм

— единственный, единый — религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму — многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане.. ..

Монотеизм

(от греч. Monos - единый и teos - бог) - система религ. Верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. Религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Понятие М. Условно и относительно, четкой границы между М. И политеизмом нет, т. К. Ни одна из религий не является последовательно монотеистической. Для всех характерен дуализм доброго и злого (сатана) бога, а многочисл. Ангелы и бесы вместе с душами уме..

Монотеизм

• МОНОТЕИЗМ - см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ.• ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. Poly - много, гао-nos - один, theos - Бог) - религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. Возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним верованиям, включая различных духов, приходит вера в богов, наделяемых определенным обликом, именем и культом. Переход от П. К М. Явился отражением определенного этапа развития обще..

Монотеизм

Единобожие. религия, признающая только одного бога, в отличие от политеизма - многобожия.. ..

Монотеизм

(от греч. Monos - единственный и theos - Бог) - учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Святой Дух - не ставит под сомнение его единство).. ..

Моногенизм

(от греч. MТnoj - один, gљnoj - род) БИБЛЕЙСКИЙ, учение Слова Божьего о кровном родстве всех народов. Конкретно библ. М. Выражен в перечне потомков Ноя (Быт 10. См. Ст. Этнография библейская) а сформулирован в словах ап. Павла. "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян 17:26). Это учение отличается от взглядов, бытовавших в странах *Древнего Востока. Так, египтяне называли "людьми" только жителей долины Нила, а согласно инд. Мифу, различные сослови..

Монолатрия

- другое название *генотеизма.. ..

Моринус

М о р е н (Morinus, Morin) Жан, иером. (1591-1659), франц. Католич. Библеист. Происходил из протестантской семьи. После обращения в католичество вступил в Ораторианский орден. Рукоположен в 1619. С 1629 по 1645 М. Публиковал *Полиглотту, включавшую текст *самарянского Пятикнижия. Сравнивая *масоретский текст с *Септуагинтой, М. Утверждал, что евр. Текст безнадежно испорчен и издателям следует ориентироваться только на Септуагинту и *Вульгату. Три века спустя, благодаря находкам в *Кумране, выясн..

Мормонское Толкование Библии

Толкование, принятое в секте, называющей себя "Церковью святых последнего дня" (др. Название "Мормонская церковь"). Секта возникла в США в результате проповеди Джозефа Смита (1805-44). Ее успех был подготовлен религ.-обществ. Ситуацией в ряде штатов после войны за независимость. Отсутствие здравого церк. Руководства и богосл. Традиции, склонность к хилиастич. Мечтаниям и субъективизм в понимании Библии нередко порождали религиозные эксцессы. Смит утверждал, что в 1820 ему явился дух древнего оби..

Монотеизм

Греч. Единобожие - система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеизму относят иудаизм, христианство и ислам.. ..

Дополнительный поиск Монотеизм Монотеизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монотеизм" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монотеизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа