"Новый Поиск Исторического Иисуса",
Условное название, объединяющее ряд работ протестантских экзегетов, к-рые в сер. 20 в. Возобновили попытки старой либеральной школы реконструировать жизнь и учение *"исторического Иисуса". Эти попытки еще в 1906 были подвергнуты критике *Швейцером А., а представители *"истории форм" школы решительно от них отказались. Однако историч. Скептицизм указанной школы в свою очередь подвергся сомнению. Начала "Н.п.и.И." положил доклад *Кеземанна "Проблема исторического Иисуса", прочитанный в Марбурге (1954) в присутствии *Бультмана. Вслед за тем появилось немало исследований (*Борнкамм, *Иеремиас, *Робинсон Джеймс, *Перрин и др.), к-рые возродили историко-христологич. Тему. Исходные богосл. Позиции у этих экзегетов во многом различны, но все они сходятся на существовании прямой связи между учением Самого Христа и апостольской *керигмой.
Они утверждают, что новозав. Писания вводят нас не только в духовный мир ранних общин (как думали Бультман и его приверженцы), а приближают к реальному Христу истории. Поскольку между Ним и Его Церковью была прямая преемственность, в ее наследии (в частн., в Евангелиях) можно услышать Его живой голос. Перрин пытался выработать ряд критериев, помогающих отделить подлинные слова Иисусовы от последующих "напластований" и интерпретаций. Напр., то, что в Евангелиях не имеет параллелей в иудействе и в апостольской керигме, Перрин считает наиболее аутентичным. Аутентичными он считает и речения, лежащие в основе сходных или параллельных евангел. Текстов. Такого рода критерии, однако, отнюдь не носят характера бесспорности.
В "Н.п.и.И." особенно ценят указания Евангелия, к-рые нельзя объяснить с т. Зр. Развитой догматики (напр., слова о том, что Христос "не мог" исцелить больных в Назарете, Мк 6:5). Но и в данном случае критерий этот не может быть признан абсолютным. Нет оснований отвергать как неподлинное то, что согласуется с раннехрист. Богословием. Коренным недостатком "Н.п.и.И." является постановка веры в зависимость от точности записанного текста. По существу, он отказывается от "иной реальности, нежели та, что зафиксирована в исторических документах" (*Маккензи). Между тем никакой, даже самый достоверный документ не мог быть и не был источником христианской веры, к-рая коренится в христоцентрическом, духовном опыте Церкви.
Архиеп. *М и х а и л (Чуб), Христологич. Проблемы в зап. Богословии, БТ, 1968, сб.4. Р е ф у л е Ф., Иисус - Тот, Кто приходит из иного мира, "Логос", 1973, ( 3-4. *R o b i n s o n J.M., A New Quest of Historical Jesus, L.-Naperville (Ill.), 1959. См. Также ст. Об авторах, указанных выше..
Дополнительный поиск "Новый Поиск Исторического Иисуса",
На нашем сайте Вы найдете значение ""Новый Поиск Исторического Иисуса"," в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Новый Поиск Исторического Иисуса",, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 35 символа