Новая Исагогика

301

Свод теорий, касающихся происхождения и датировки книг Библии (гл. Обр. ВЗ), к-рые в наст. Время разделяются большинством экзегетов. Название "новая" эта система исагогич. Концепций получила в силу отличия от *старой исагогики, принятой в раввинистич. *иудействе и отчасти усвоенной отцами Церкви. Однако именно святоотеч. Библеистика сделала первые шаги в плане отхода от староисагогич. Воззрений. *Атрибуция и *хронология иудейских экзегетов были подвергнуты сомнению в ряде пунктов. Так, блж.*Феодорит Киррский относил Ис Нав и Суд ко временам более поздним, чем описываемые в них события. Средневековье, за редкими исключениями (напр., *Ибн-Эзра), сделало в плане исагогики мало. Интенсивное развитие Н.и. Началось лишь в 17-18 вв., продолжается оно и в наст.

Время. Основные выводы Н.и. В самом общем виде можно подытожить в восьми пунктах. 1) *Пятикнижие ведет свое происхождение от Моисея, но не было им целиком написано. В том виде, в к-ром оно существует теперь, оно сложилось постепенно на основе неск. Вариантов Моисеева Предания (см. Ст. Документарная теория происхождения Пятикнижия. Четырех источников Пятикнижия теория). 2) *Исторические книги ВЗ 1-го цикла (*Второзаконническая история) были написаны в *Плена период на основе более древних источников, а Исторические книги 2-го цикла (*Хронист) были написаны ок. 300 до н.э. 3) Не все псалмы, надписанные "ле Давид" (в син. Пер. "Давидов") приналежат ему. 4) Кн. Иова, Экклесиаста и кн.Притчей в ее окончат. Редакции были написаны во *Второго Храма период.

5) Не вся Кн. Прор. Исайи написана им самим. Часть принадлежит его последователям, жившим в период Плена (*Второисайя) и после Плена (*Тритоисайя). 6) Кн. Прор. Захарии, написанная самим пророком в 6 в. До н.э., была дополнена другим пророком ок. 4 в. До н.э. 7) Кн. Даниила написана ок. 165 до н.э., частично на основе более ранних преданий. 8) Посл. К Евреям вышло из круга учеников ап. Павла, а не написано им самим. Первыми эти положения Н.и. Отстаивали гл. Обр. Католич. Богословы (*Симон Р. И др.), но церк. Признание Н.и. Получила у католиков лишь в 20 в. Под влиянием школы *Лагранжа. В протестантизме Н.и. Защищалась сначала преимущ. Сторонниками *рационализма в библеистике и представителями *либерально-протестантской школы. Однако к кон. 19 в. Н.и. Была принята и протестантской ортодоксией (за исключением приверженцев *фундаментализма).

Православную рецепцию осн. Положений Н.и. Осуществили в 19-20 вв. Экзегеты *русской библ.-историч. Школы и ряд греч. Библеистов (напр., *Веллас, *Хаступис). "Открытия, сделанные библейской наукой, - писал Карташев, - так закрепили позиции критики, что спор об ее выводах ныне перешел в область отдельных подробностей. Что же касается прежнего, докритического подхода к Библии, то таковой уже немыслим" (ПМ, 1948, VI, с.140). Однако у концепций Н.и. Долгое время были противники, считавшие, что пересмотр атрибуции и датировки свящ. Книг посягает на догмат *боговдохновенности. Защитники же Н.и. Утверждали, что 1) боговдохновенность, авторитет и духовная ценность Библии не обусловлены авторством и временем написания ее книг.

Уточнение их входит в сферу науч. Дисциплин (*исторической критики, *историко-литературной критики и т.д.) и что 2) исагогич. Теории не относятся к Свящ. *Преданию Церкви (в противном случае у св. Отцов существовало бы полное единодушие в этом вопросе, между тем как у них встречаются самые разные исагогич. Воззрения). В своих исследованиях Н.и. Опирается на сравнительный анализ текстов, анализ языка, внутренние свидетельства самих книг и на данные библ. *археологии. Богосл. И апологетич. Значение Н.и. В том, что она устраняет многие недоумения, соблазны и трудности, порожденные старой исагогикой. *G r o l l e n b e r g L.H., Nieuwe kijk op het oude bock, Amsterdam, 1968 (англ. Пер. Rediscovering the Bible, L., 1978). См. Также ст.

Об указанных библ. Кн., направлениях и авторах и ст. Историко-литературная критика..

Значения в других словарях
Новая Английская Библия (Nев)

См. Переводы Библии на новые европейские языки.. ..

Новая Герменевтика

Система методов, предназначенная для интерпретации Писания в соответствии с запросами совр. Мысли и сознания. Названием "новая" подчеркивается стремление противопоставить ее библейской *герменевтике, сложившейся в древней и ср.-век. Экзегетике. По существу, каждая эпоха, вносившая нечто новое в герменевтику, имела свою Н.г. В свое время новыми были и аллегоризм, и отыскание *прообразов НЗ в ВЗ. Современная Н.г. Возникла в сер. 20 в., преимущ. Среди протестантских библеистов (*Эбелинг, *Фукс и др..

Новицкий

Орест Маркович (1806-84), рус. Историк философии. Окончил КДА. Был проф. Философии Киевского ун-та. К библейской тематике относится работа Н. "О первоначальном переводе Свящ. Писания на славянский язык" (К., 1837). Ш п е т Г.Г., Очерк развития рус. Философии, Соч., М., 1889, с.204 сл.. ..

Новогреческий Перевод Библии

См. Переводы Библии на новые европейские языки.. ..

Дополнительный поиск Новая Исагогика Новая Исагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новая Исагогика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новая Исагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 15 символа