Польская Библеистика

123

В Средние века и Новое время П.б. Не имела самостоят. Значения. Экзегеты Польши пользовались гл. Обр. Трудами лат. Отцов Церкви и схоластич. Толкованиями (см. Ст. Схоластич. Ср.-век. Экзегеза) Картина не изменилась и после проникновения в Польшу Реформации и социнианства (см. Социнианская экзегеза) Фактически развитие П.б. Началось лишь в 20 в. Ведущей в Польше всегда была католич. Библеистика. До 2-й мировой войны шел процесс интенсивного усвоения новейших методов и принципов, выработанных в зап. Библеистике. Работа была сосредоточена в Краковском Ягеллонском ун-те, Виленском ун-те Яна Казимежа, в Люблинском и Варшавском ун-тах. Ряд библеистов получил образование в *Папском библейском институте. После войны П.б. Заняла полноправное место в совр.

Библеистике. С 1948 в Польше выходит журнал "Библейское и литургическое движение" ("Ruch Bibljny i Liturgiczny"), ряд *серий трудов по библеистике и сборников, посвященных экзегетике и вопросам библ. Богословия, создана спец. Библ. Школа. Все польские католич. *периодические издания помещают статьи по Свящ.Писанию. Из отдельных трудов последних десятилетий следует указать на работу по библ. *антропологии свящ.Мариана Филипяка (р.1939) "Библия о человеке" (Lublin, 1979. См. Рец. ЖМП, 1979, ( 12), на библейско-догматич. Труды *Романюка, на книги по библ. *археологии и истории свящ. *Кудасевича, иером.Хуголина Лангкаммера (р.1930), автора толкований на Езд (1971), Мк (1977), толкование на Зах свящ. *Хомерского (1968) и на работы свящ.Феликса Григлевича (р.1909), бывшего в 1950-78 проф.

Люблинского католич. Ун-та ("Маккавейские книги", 1961. "Христос глазами современников", 1966. "Духовный характер Ев. Св.Иоанна", 1969. "Ев. От Луки", 1974. "Хлеб, вино и Евхаристия в символике НЗ", 1968. А также исследования по *христологии, *Кумрану, *Соборным посланиям и истории П.б.). II *Ватиканский собор явился важным импульсом для развития П.б. Первым специалистом по Библии, получившим в Риме степень доктора, был свящ. Евгений Домбровский (1901-70), проф. Люблинского католич. Ун-та (1954-59). Он написал ряд исследований, посвященных вопросу об отношении ап.Павла к античной философии и религии, о *демифологизации, о происхождении человека в свете Библии и совр. Данных. Им также был написан спец. Труд о *Кумране ("Открытия в Кумране у Мертвого моря и НЗ", Любляна, 1966).

Под его ред. Вышла 2-томная "Библейская энциклопедия" (1960-61). Проблемами Кн.Бытия в свете *новой исагогики и библ. *богословия занимался иером. *Стысь, автор трудов. "Антитеза Ева - Мария в первоевангелии и у Отцов" (1953) и "Библейское учение о творении мира в связи с наукой" (1953). Анализу кумранских текстов в свете Библии посвящены исследования свящ. Людовика Стефаняка (ум.1972). Первым польским консультантом *Папской библейской комиссии стал свящ. Станислав Лях (1906-83), основатель и директор Библейской школы, член Комитета востоковедения Польской АН. Ему принадлежат многочисл. Труды по *Пятикнижию, написанные с учетом всех совр. Достижений историко-критич. Изучения ВЗ Декалог( 1948. Кн. Бытия, 1962. Кн. Исход, 1964. Кн.

Второзакония, 1966). Большая работа была проделана польскими библеистами при подготовке "Библии тысячелетия" (1971), вышедшей под общей ред. Иером. Августина Янковского (р.1926), свящ.*Стаховяка и Романюка. По образцу Иерусалимской Библии издание снабжено вводными статьями, подстрочными примечаниями, словарем и таблицами. Текст комментариев построен на основе новой исагогики. В частн., признается, что Пятикнижие приобрело окончател. Форму после Моисея. Своего рода дополнением к этому изд. Служит многотомная *Толковая Библия, к-рая выходит в Познани (изд.Паллотинум). Этот научно-богословский комментарий еще не завершен. Опубликовано 12 т. Новозав. Толкования и 16 т. Ветхозаветного. В 1969 под ред. Стефаняка Л. И с предисловием *Олбрайта группа польских библеистов выпустила обширный сборник статей "Археология Палестины".

Популярный труд по библ. Археологии, *географии и текстологии принадлежит перу Зенона Жиолковского ("Встреча с Библией", 1971). Единственным правосл. Польским богословом, освещавшим библейские темы, был вице-ректор Христианской академии в Варшаве прот.*Клингер. Существует П.б. И внецерковная. Рационалистич. Идеи *Ренана и *Луази развивал Игнаций Радлиньски (ум.1920), *мифологическую теорию - Анджей Немоевски (ум.1921). Научно-популярный характер носят книги З. Косидовского. "Библейские сказания" (1963, рус. Пер. М., 1966 и последующие изд.), "Сказания евангелистов" (1975, рус. Пер. М., 1977). Развернутую критику этих работ дали свящ. Кудасевич Ю. И др. Представители католич. П.б. На польский яз. Переведены многие важнейшие европ. И амер.

Работы по библеистике. К а р е е в Н.И., Очерк истории реформационного движения и католич. Реакции в Польше, М., 1886. М а т у ш е в с к и й С., Изучение религии в Польше, ЕМИРА, 1964, сб.7. F i l i p i a k M., Biblistyka polska w Sobore Watykanskim II, "Euhemer", 1958, ( 4. F r a n k o w s k i J., Dzisiejsza biblistyka polska, "Wi((", 1973, t.9. G r z e b i e n L. (red.), Slownik polskich teologоw katolickich, 1918-1981, Warsz., 1983. L a c h S., Wspotczesna biblistyka polska, "Znak", 1972, t.10. *S t a c h o w i a k L., Katolocka biblistyka polska Starogo Testementu, "Collectanea Theologica", 1967, ( 37..

Значения в других словарях
Полнота Смысла Свящ. Писания

(лат. Sensus plenior), термин, означающий, что *Откровение, запечатленное в Библии, не во всей полноте осознавалось самими свящ. Авторами, и полнота его смысла могла раскрываться позднее. Термин П.с.С.П. Был введен в католич. *герменевтику в 20-х гг. 20 в. Однако сама идея, выраженная в этом термине, зародилась еще в *святоотеческий период и вошла в правосл. Библеистику. Постепенное раскрытие истин веры предполагает определ. Ограниченность людей, воспринимавших их в отдельные эпохи. Только в пол..

Полотебнов

Андрей Григорьевич, прот. (1843-1905), рус. Правосл. Экзегет и духовный писатель. Род. В Рязанской губ. В семье сел. Священника. Окончил МДА (1868). Ученик прот. *Горского и *Михаила (Лузина). По окончании академии преподавал Свящ.Писание в Псковской и Вифанской семинариях. Магистерская работа П. "Св.Евангелие от Луки. Православное критико-экзегетич. Исследование, против Ф.Х.Баура" (М., 1873), включало комментарий к Лк и опровержение гипотез *тюбингенской школы. В 1875 П. Принял сан священника. ..

Польские Переводы Библии

См. Переводы Библии на новые европейские языки.. ..

Полянский

Петр Федорович - см.Петр Полянский( митр.. ..

Дополнительный поиск Польская Библеистика Польская Библеистика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Польская Библеистика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Польская Библеистика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 20 символа