Сергий

251

(Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867-1944), рус. Правосл. Церк. Деятель и богосл. Род. В г.Арзамасе Нижегородской губ. В семье священника. Окончил СПб.ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. Вел курс Свящ.Писания НЗ в СПб.ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афинах. В 1895 С. Защитил магистерскую дисс. "Правосл. Учение о спасении" (Cepr.Пoc., 1895), к-рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. Богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб.ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. Религ.-филос. Собраниях, организованных *Мережковским.

В 1905 С. Назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 - член Свят.Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. Как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. Правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время 2-й мировой войны С. Вдохновлял патриотич. Деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. Был избран Патриархом Московским и всея Руси. Магистерская работа С. Внесла огромный вклад в понимание библ. *сотериологии. Схоластическое богословие, оказавшее влияние и на правосл. Мысль, опираясь на нек-рые выражения Евангелия и ап.Павла, создало теорию "сатисфакции", к-рая носила юридический характер.

Эта теория рассматривала тайну спасения формально, по образу и подобию правовых отношений (удовлетворение гнева Божьего через искупительную смерть Христа, через добрые дела и заслуги верующих). С. Подчеркнул, что методологич. Ошибкой теории было вырывание отд. Образов и слов из контекста библ. И церк. Учения. Понять это учение правильно нельзя, "если мы будем пользоваться Свящ.Писанием или Преданием только как сборником бессвязных изречений, а не как единым словом Божиим, не как выражением цельного мировоззрения. Все эти юридические следы необходимо сопоставить с длинным рядом идей, которые тоже были постоянно на устах священных писателей и оо. Церкви и которые тем не менее прямо отрицают юридическое жизнепонимание" (с.71).

Собрав воедино свидетельства Библии и святоотеч. Предания, С. Показал, что в них господствует учение о спасающей любви Божьей, приобщении к высшей жизни через веру во Христа, приобщении, к-рое дается не только в *посмертном бытии, но и в этой жизни (с.115). Социоморфные выражения Библии в свете целостного восприятия библ. И святоотеч. Богословия не могут быть аргументом в пользу юридической теории. Их следует рассматривать как условный язык, приспособленный к уровню определенного круга читателей. "Попытки обосновать добродетель на побуждениях, чуждых чистой нравственности, на выгоде или пользе, имеют в Свящ.Писании и Предании происхождение совершенно случайное, обусловленное степенью развития читателей и слушателей, а совсем не существом того учения, к-рое там проповедуется" (c.95).

В период, когда С. Был ректором и проф. Петерб. ДА, он много занимался библ. Текстологией. Известно, что и позднее в течение мн. Лет он ежедневно изучал евр. И греч. Текст Писания. Он был убежденным сторонником теории, согласно к-рой *Септуагинта отразила древние варианты чтения, многие из к-рых были утрачены в масоретских рукописях (впоследствии дискуссия о соотношении Септуагинты и *масоретского текста была разрешена благодаря открытию неск. *рукописных традиций в *Кумранских текстах Библии). Ряд толкований ВЗ С. Поместил в неофиц. Богосл. Журнале. Хотя впоследствии в своих работах С. Уже меньше обращался к библ. Проблематике, все его дальнейшие труды были проникнуты Духом Писания. До конца дней "библейский час" входил в постоянный распорядок его чтения.

Одна из поздних его работ была посвящена тайне Воскресения Христова ("Воскресение Христово в отличие от Воскресения Лазаря", ЖМП, 1933, ( 16-17. То же, ЖМП, 1973, ( 10). В этой статье он указал, что в *иконописи Лазарь обычно изображается выходящим из гроба. Икон же, где был бы изображен сам момент Воскресения Христова, нет. Отличие обьясняется тем, что по природе своей эти события не были тождественными. Лазарь вернулся к временной жизни. Между тем пасхальная тайна знаменовала полное преображение человеческого естества Христова. Вопрос о личном спасении, Серг.Пос., 1895. Вечная жизнь как высшее благо, М., 1895. Происхождение пастырского спужения и его необходимость, БВ, 1900, ( 8. Закон Божий, написанный в сердце человека, СПб., 1904.

Архиеп.(ныне митр.) В л а д и м и р (Сабодан), Актовая речь в МДА (о жизни и трудах С.), ЖМП, 1973, ( 11. Архиеп.(впосл. Митр.) Г у р и й (Егоров), Литературные труды Патриарха С., ЖМП, 1954, ( 5,7. Патриарх С. И его духовное наследство, М., 1947. Архим.Ф е о г н о с т, Памяти выдающегося рус. Богослова-экзегета, ЖМП, 1960, ( 10..

Значения в других словарях
Сергий

(до пострижения в монахи в 1890 — Иван Николаевич Страгородский) [11(23).1.1867, Арзамас, — 15.5.1944, Москва], патриарх Московский и всея Руси. В 1890 окончил Петербургскую духовную академию, магистр богословия. С 1901 епископ Ямбургский, с 1905 архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1917 митрополит Нижегородский, с 1934 митрополит Московский и Коломенский и одновременно с 1925 заместитель, а с 1937 патриарший местоблюститель. Вёл борьбу за возвращение обновленцев (См. Обновленцы) в лоно право..

Сергий

СЕРГИЙ - патриарх Константинопольский в 610-638. Был в близких отношениях с императором Ираклием, в отсутствие которого управлял империей. С целью примирения с монофиситами сформулировал положение о двух природах, но единой воле (энергии) Иисуса Христа, легшее в основу учения монофелитов. Согласно традиции, автор знаменитого акафиста Божией Матери, составленного по поводу избавления осажденного Константинополя от аваров и персов в 626.. ..

Сергий

СЕРГИЙ (в миру Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944), патриарх Московский и Всея Руси с 1943. В начале 1900-х гг. Глава Петербургской духовной академии, председатель религиозно-философских встреч в Петербурге. С 1917 митрополит Владимирский, затем Нижегородский. С 1925 заместитель, с 1937 патриарший местоблюститель. В 1927 опубликовал декларацию, призывавшую священнослужителей и верующих к лояльности в отношении советской власти. С 1934 митрополит Московский и Коломенский. В Великую Отечест..

Сергий

СЕРГИЙ (Страгородский Иван Николаевич) (1867 - 1944), патриарх> Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит>, с 1925 заместитель и с 1937 патриарший местоблюститель, одновременно с 1934 митрополит> Московский и Коломенский. В Великую Отечественную войну руководил деятельностью церкви по сбору средств в Фонд обороны.. ..

Сергий

Имя святых православной церкви. 1) св. Мученик, пострадал вместе с другими иноками от разбойничьих шаек сарацин, напавших на обитель св. Саввы в 796 г. С. Была отрублена голова. Пам. 20 марта. 2) С. И Вакх — св. Муч., родом римляне, знатные сановники при имп. Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Узнав из доноса завистников, что они — христиане, Максимиан приказал С. И Вакху принести жертву. Когда они отказались, он велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обруча..

Сергий

Патриарх Константинопольский в 610-638. Был в близких отношениях с императором Ираклием, в отсутствие которого управлял империей. С целью примирения с монофиситами сформулировал положение о двух природах, но единой воле (энергии) Иисуса Христа, легшее в основу учения монофелитов. Согласно традиции, автор знаменитого акафиста Божией Матери, составленного по поводу избавления осажденного Константинополя от аваров и персов в 626.. ..

Сергий

(в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867, Арзамас Нижегородской губернии — 1944, Москва), патриарх Московский и Всея Руси. Из духовенства. В 1886 поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в мае 1890. В январе 1890 пострижен в монашество, в апреле 1890 рукоположен в иеромонахи. В июне того же года назначен членом Православной духовной миссии в Японии (в 1897—99 помощник начальника миссии), в декабре 1891 — судовым священником на корабль «Память Азова». С 1893 преподаватель, ..

Сервет

(Servet), С е р в е д о, Мигель (1511-53), исп. Богослов, ученый, медик. Получил гуманистич. Образование в Сарагосе, Тулузе и Париже. Первоначально готовился к церк. Служению, но затем посвятил себя медицине (С. Открыл малый круг кровообращения). Страстные религ. Искания ученого привели его к разрыву с католичеством. Однако не примкнул он и к Реформации, поскольку считал, что она сохранила слишком много от церк. *Предания. Для него единств. Критериями истины стали Библия и разум. Он тщательно из..

Сергиевский

Николай Александрович, протопр. (1827-92), рус. Правосл. Церк. Писатель, деятель духовного просвещения. Род. В Коломне в семье священника. Окончил СПб.ДА (1849). Проф. Богословия в Московском ун-те (1858). В 1860 основал в Москве журнал "Правосл. Обозрение", в к-ром печатались труды крупнейших рус. Богословов и библеистов, а также переводы иностр. Богосл. Литературы. С 1884 состоял протопр. Большого Успенского собора, членом моск. Синодальной комиссии. К области библиологии принадлежит труд С. "..

Серии Трудов По Библеистике

Циклы работ по Свящ.Писанию, специальных и общедоступных, объединенных общим планом, замыслом и методом изложения. Из рус. Соч. Такого рода следует отметить серию из 20-ти популярных книжек, написанных педагогом Ф.Ф.Пуцыковичем (1846-99). Они имеют общее название "Библейские рассказы" и посвящены отд. Лицам библ. Истории (СПб., 18952). К С.т. По б. Близко стоит серия "Христианство, наука и неверие на заре XX века", основанная *Лопухиным и выходившая с 1902. Большая часть книг серии посвящена биб..

Серфо

(Cerfaux) Люсьен (1883-1968), бельг. Католич. Экзегет. Учился в *Папском библейском ин-те. Вел курс Свящ.Писания в ДС Турне. С 1928 преподавал историю *эллинизма в Лувенском ун-те, где в 1930-53 был проф.НЗ. В 1941 назначен членом *Папской библейской комиссии. Принимал участие в работе II *Ватиканского собора в качестве эксперта. Был сотрудником "Библейского словаря" (DBSpl). Важнейшие исследования С. Посвящены богословию ап.Павла и толкованию его посланий. Кроме того, он написал ряд монографий ..

Дополнительный поиск Сергий Сергий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сергий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сергий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа