Сергий
(Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867-1944), рус. Правосл. Церк. Деятель и богосл. Род. В г.Арзамасе Нижегородской губ. В семье священника. Окончил СПб.ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. Вел курс Свящ.Писания НЗ в СПб.ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афинах. В 1895 С. Защитил магистерскую дисс. "Правосл. Учение о спасении" (Cepr.Пoc., 1895), к-рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. Богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб.ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. Религ.-филос. Собраниях, организованных *Мережковским.
В 1905 С. Назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 - член Свят.Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. Как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. Правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время 2-й мировой войны С. Вдохновлял патриотич. Деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. Был избран Патриархом Московским и всея Руси. Магистерская работа С. Внесла огромный вклад в понимание библ. *сотериологии. Схоластическое богословие, оказавшее влияние и на правосл. Мысль, опираясь на нек-рые выражения Евангелия и ап.Павла, создало теорию "сатисфакции", к-рая носила юридический характер.
Эта теория рассматривала тайну спасения формально, по образу и подобию правовых отношений (удовлетворение гнева Божьего через искупительную смерть Христа, через добрые дела и заслуги верующих). С. Подчеркнул, что методологич. Ошибкой теории было вырывание отд. Образов и слов из контекста библ. И церк. Учения. Понять это учение правильно нельзя, "если мы будем пользоваться Свящ.Писанием или Преданием только как сборником бессвязных изречений, а не как единым словом Божиим, не как выражением цельного мировоззрения. Все эти юридические следы необходимо сопоставить с длинным рядом идей, которые тоже были постоянно на устах священных писателей и оо. Церкви и которые тем не менее прямо отрицают юридическое жизнепонимание" (с.71).
Собрав воедино свидетельства Библии и святоотеч. Предания, С. Показал, что в них господствует учение о спасающей любви Божьей, приобщении к высшей жизни через веру во Христа, приобщении, к-рое дается не только в *посмертном бытии, но и в этой жизни (с.115). Социоморфные выражения Библии в свете целостного восприятия библ. И святоотеч. Богословия не могут быть аргументом в пользу юридической теории. Их следует рассматривать как условный язык, приспособленный к уровню определенного круга читателей. "Попытки обосновать добродетель на побуждениях, чуждых чистой нравственности, на выгоде или пользе, имеют в Свящ.Писании и Предании происхождение совершенно случайное, обусловленное степенью развития читателей и слушателей, а совсем не существом того учения, к-рое там проповедуется" (c.95).
В период, когда С. Был ректором и проф. Петерб. ДА, он много занимался библ. Текстологией. Известно, что и позднее в течение мн. Лет он ежедневно изучал евр. И греч. Текст Писания. Он был убежденным сторонником теории, согласно к-рой *Септуагинта отразила древние варианты чтения, многие из к-рых были утрачены в масоретских рукописях (впоследствии дискуссия о соотношении Септуагинты и *масоретского текста была разрешена благодаря открытию неск. *рукописных традиций в *Кумранских текстах Библии). Ряд толкований ВЗ С. Поместил в неофиц. Богосл. Журнале. Хотя впоследствии в своих работах С. Уже меньше обращался к библ. Проблематике, все его дальнейшие труды были проникнуты Духом Писания. До конца дней "библейский час" входил в постоянный распорядок его чтения.
Одна из поздних его работ была посвящена тайне Воскресения Христова ("Воскресение Христово в отличие от Воскресения Лазаря", ЖМП, 1933, ( 16-17. То же, ЖМП, 1973, ( 10). В этой статье он указал, что в *иконописи Лазарь обычно изображается выходящим из гроба. Икон же, где был бы изображен сам момент Воскресения Христова, нет. Отличие обьясняется тем, что по природе своей эти события не были тождественными. Лазарь вернулся к временной жизни. Между тем пасхальная тайна знаменовала полное преображение человеческого естества Христова. Вопрос о личном спасении, Серг.Пос., 1895. Вечная жизнь как высшее благо, М., 1895. Происхождение пастырского спужения и его необходимость, БВ, 1900, ( 8. Закон Божий, написанный в сердце человека, СПб., 1904.
Архиеп.(ныне митр.) В л а д и м и р (Сабодан), Актовая речь в МДА (о жизни и трудах С.), ЖМП, 1973, ( 11. Архиеп.(впосл. Митр.) Г у р и й (Егоров), Литературные труды Патриарха С., ЖМП, 1954, ( 5,7. Патриарх С. И его духовное наследство, М., 1947. Архим.Ф е о г н о с т, Памяти выдающегося рус. Богослова-экзегета, ЖМП, 1960, ( 10..
Дополнительный поиск Сергий
На нашем сайте Вы найдете значение "Сергий" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сергий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа