Старая Исагогика
Условное обозначение господствовавших до 19 в. Взглядов на происхождение библ. Книг. С.и. Стремилась установить *авторство для каждой свящ. Книги даже тогда, когда данных для этого было недостаточно. Ветхозаветная С.и. Сложилась в рамках *иудейства *междузаветного периода и в какой-то мере была воспринята рядом отцов Церкви. Первые данные о ветхозав. С.и. Содержатся в самой Библии, в *неканонической Кн.Иисуса, сына Сирахова (ок.190 до н.э.). Из Сир 48:27 явствует, что автор приписывал прор. Исайе не только 1-ю, но и 2-ю часть его книги. Для *Филона Александрийского Моисей несомненно был автором всего *Пятикнижия. Таким же было убеждение *Иосифа Флавия. Если Кн.прор.Даниила в Сир еще не упоминается, то Иосиф Флавий уже знаком с ней и приписывает ее автору, жившему в *Плена период.
В *Талмуде (Бава Батра 15 а) имеется краткое изложение взглядов раввинистич. С.и. На *атрибуцию ветхозав. Книг. "Моисей написал свою книгу, отдел о Валааме и Иова. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия. Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, книги Царей и Плач. Иезекииль и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклесиаст. Мужи Великого Собора написали Иезекииля, Двенадцать пророков, Даниила и Ездру. Ездра написал свою книгу и родословия в Паралипоменоне до сего времени". В этом перечне обращает на себя внимание то, что автор его не отрицает участия редакторов в составлении свящ. Книг. В частн., он признает, что Кн.Исайи была "написана", т.е.
Соединена в сборник в эпоху Плена, *Мужи Великого Собора "написали" книгу прор.Иезекииля, *Малых пророков, Дан и Езд. В святоотеч. Эпоху не сложилось единого мнения об авторах ряда книг (напр., *Исторических книг ВЗ, Иудифь, Есф, Иов), но принадлежность всего Пятикнижия (кроме заключит. Стихов) Моисею и всех пророческих книг - лицам, имена к-рых стоят в заглавии, почти никем из св.отцов не оспаривалась. Новозаветная С.и. Формировалась в течение неск. Веков. Долгое время шли споры об авторах Иак, Иуд, 2 Петр, Евр, Откр (см. Ст. Дионисий Великий. Евсевий Кесарийский). К 4-5 вв. Утвердилось мнение, что Мф написано мытарем, одним из Двенадцати, Мк, Лк и Деян - спутниками ап.Павла, о к-рых говорится в НЗ, Ин - любимым учеником Господа Иоанном Богословом.
14 посланий ап.Павла - им самим. *Соборные послания - апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и Иудой. Откр - ап.Иоанном Богословом. В процессе развития *историко-литературной критики представления С.и. Перестали быть господствующими. Коррективы в них были внесены *новой исагогикой. В наст. Время С.и. Придерживаются гл. Обр. Консервативные протестанты (см. Ст. Фундаментализм в библеистике). Для правосл. Библеистики вопрос об авторстве той или иной книги, как показали прот.*Булгаков, *Тураев, *Карташев, прот.*Князев и др., не имеет догматич. Значения. Проблема эта - историко-литературная. Каноничность и *боговдохновенность книг Библии определяется не их авторством, а принятием их Церковью в качестве свящ. Писаний, Слова Божьего. Поэтому С.и.
Сама по себе не является частью церк. Свящ. *Предания, его акривической основы. См. В ст. Историко-литературная критика библейская. Новая исагогика. Образцом совр. Изложения С.и. Являются консервативно-протестантские издания. Г е л л е й Г.Г., Краткий библ. Толкователь, Торонто, 1984. П е й с т и Н.И., Происхождение и история Библии, Нью-Йорк, 1943..
Дополнительный поиск Старая Исагогика
На нашем сайте Вы найдете значение "Старая Исагогика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Старая Исагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 16 символа