Старая Исагогика

148

Условное обозначение господствовавших до 19 в. Взглядов на происхождение библ. Книг. С.и. Стремилась установить *авторство для каждой свящ. Книги даже тогда, когда данных для этого было недостаточно. Ветхозаветная С.и. Сложилась в рамках *иудейства *междузаветного периода и в какой-то мере была воспринята рядом отцов Церкви. Первые данные о ветхозав. С.и. Содержатся в самой Библии, в *неканонической Кн.Иисуса, сына Сирахова (ок.190 до н.э.). Из Сир 48:27 явствует, что автор приписывал прор. Исайе не только 1-ю, но и 2-ю часть его книги. Для *Филона Александрийского Моисей несомненно был автором всего *Пятикнижия. Таким же было убеждение *Иосифа Флавия. Если Кн.прор.Даниила в Сир еще не упоминается, то Иосиф Флавий уже знаком с ней и приписывает ее автору, жившему в *Плена период.

В *Талмуде (Бава Батра 15 а) имеется краткое изложение взглядов раввинистич. С.и. На *атрибуцию ветхозав. Книг. "Моисей написал свою книгу, отдел о Валааме и Иова. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия. Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, книги Царей и Плач. Иезекииль и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклесиаст. Мужи Великого Собора написали Иезекииля, Двенадцать пророков, Даниила и Ездру. Ездра написал свою книгу и родословия в Паралипоменоне до сего времени". В этом перечне обращает на себя внимание то, что автор его не отрицает участия редакторов в составлении свящ. Книг. В частн., он признает, что Кн.Исайи была "написана", т.е.

Соединена в сборник в эпоху Плена, *Мужи Великого Собора "написали" книгу прор.Иезекииля, *Малых пророков, Дан и Езд. В святоотеч. Эпоху не сложилось единого мнения об авторах ряда книг (напр., *Исторических книг ВЗ, Иудифь, Есф, Иов), но принадлежность всего Пятикнижия (кроме заключит. Стихов) Моисею и всех пророческих книг - лицам, имена к-рых стоят в заглавии, почти никем из св.отцов не оспаривалась. Новозаветная С.и. Формировалась в течение неск. Веков. Долгое время шли споры об авторах Иак, Иуд, 2 Петр, Евр, Откр (см. Ст. Дионисий Великий. Евсевий Кесарийский). К 4-5 вв. Утвердилось мнение, что Мф написано мытарем, одним из Двенадцати, Мк, Лк и Деян - спутниками ап.Павла, о к-рых говорится в НЗ, Ин - любимым учеником Господа Иоанном Богословом.

14 посланий ап.Павла - им самим. *Соборные послания - апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и Иудой. Откр - ап.Иоанном Богословом. В процессе развития *историко-литературной критики представления С.и. Перестали быть господствующими. Коррективы в них были внесены *новой исагогикой. В наст. Время С.и. Придерживаются гл. Обр. Консервативные протестанты (см. Ст. Фундаментализм в библеистике). Для правосл. Библеистики вопрос об авторстве той или иной книги, как показали прот.*Булгаков, *Тураев, *Карташев, прот.*Князев и др., не имеет догматич. Значения. Проблема эта - историко-литературная. Каноничность и *боговдохновенность книг Библии определяется не их авторством, а принятием их Церковью в качестве свящ. Писаний, Слова Божьего. Поэтому С.и.

Сама по себе не является частью церк. Свящ. *Предания, его акривической основы. См. В ст. Историко-литературная критика библейская. Новая исагогика. Образцом совр. Изложения С.и. Являются консервативно-протестантские издания. Г е л л е й Г.Г., Краткий библ. Толкователь, Торонто, 1984. П е й с т и Н.И., Происхождение и история Библии, Нью-Йорк, 1943..

Значения в других словарях
Средневековая Экзегеза

Общее название для обозначения библ. Науки в византийском культурном регионе, на Западе в период между 5 и 14 вв., в древней Руси и ср.-век. *иудаизме. Византийская библеистика непосредственно продолжала линию *святоотеческой экзегезы (cм. Ст. Греческая библеистика) Западная предсхоластическая экзегеза (5-12 вв.), подобно византийской, следовала патристич. Традиции, особенно латинской (блж.*Иероним, блж.*Августин и др.). Толкования этого времени были, как правило, лишены творческой оригинальност..

Старая Герменевтика

Условное название для герменевтики, сформировавшейся в *схоластической ср.-век. Библеистике на основе иудейских и святоотеч. Правил толкования Библии. Важнейшей чертой С.г. Является признание *полисемантизма Писания. С.г. Различает в Библии 1) буквальный и 2) таинственный, или сокровенный, смысл. В свою очередь, буквальный смысл подразделяется на а) исторический, б) метафорический, или иносказательный. В первом случае речь идет о событиях, понимаемых только лишь как факты, а во втором - о словах..

Старки

(Starcky) Жан. Свящ. (p.1909). Франц. Католич. Библеист, востоковед и археолог. Работал в Ливане, где изучал памятники Пальмиры. Был проф. Свящ.Писания НЗ в Католическом ин-те (Париж). Один из организаторов передвижных выставок *музея "Библия и Святая Земля", член редколлегии журн. "Библейский мир" (МВ). Автор монографий и статей по истории и вероучению *Кумранской секты (в частн., по ее *мессианизму). Christianisme et essenisme, BTS, 1957, ( 4. Le Ma?tre de Justice et Jesus, МВ, 1978, ( 4. Проч..

Старкова

Клавдия Борисовна (p.1915), сов. Востоковед и кумрановед. Род. В Петрограде, окончила филологич. Фак-т ЛГУ (1938). Работала в Ин-те востоковедения АН СССР, преподавала на фак-те востоковедения ЛГУ. Член Российского *Палестинского общества (с 1960). Доктор филологич. Наук (с 1972). Автор более 30 работ. Гл. Труд С. - "Литературные памятники Кумранской общины" (ПСб., 1973, вып. 24 (87)). В монографии, в частн., анализируется влияние идеи возобновления Завета, коренящейся во Втор, на взгляды кумран..

Дополнительный поиск Старая Исагогика Старая Исагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Старая Исагогика" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Старая Исагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа