Талмуд
(евр. Учение) свод памятников иудаистcкой лит-ры, содержащих толкования ВЗ (гл. Обр.*Пятикнижия), применительно к нуждам ритуально-канонич. Уклада иудаистской общины (см. Ст. Галаха) По своему характеру основная часть Т. Является аналогом Типикона, Номоканона, Кормчей и др. Уставных памятников христ. Церк. Предания. Он включает детальное изложение тонкостей обрядов и обычаев. Форма его создает впечатление запутанного громоздкого лабиринта, к-рый *Ренан справедливо называл образчиком "педантизма, жалкой казуистики и религиозного формализма". Подобную оценку давали Т. И многие христ. Богословы, особенно протестантские. Тем не менее нельзя игнорировать и того, что в Т. Сохранились важные свидетельства о Предании ветхозав. Церкви как *междузаветного, так и евангельского периодов, к-рые проливают свет на НЗ.
Одним из первых христ. Библеистов, к-рый привлек Т. Для толкования Евангелий, был *Эдершайм. Но он использовал талмудич. Письменность гл. Обр. Для уточнения историч. Фона евангельских событий. Другие авторы пошли дальше, обнаружив глубокую связь между НЗ и раввинистич. Литературой. Сама идея Предания, методы интерпретации Библии, обряды *таинств церковных, молитвенные чинопоследования Церкви - все это оказалось связанным не только с Писанием ВЗ, но и со свящ. Традициями иудейства. Основа Т. Сложилась в среде *фарисеев. Хотя их лицeмерие было неоднократно обличаемо Христом Спасителем, однако Он же сказал о фарисеях. "Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте. По делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают" (Мф 23:3).
Следовательно, раввинистич. Традиция не была отвергнута Им как исключительно негативная. Задача христ. Богословия - отделить в Т. То, что относится к подлинному Преданию, от того, что выражает чуждые христианству наслоения в иудаизме. Состав Т. Фундаментом Т. Является уставно-канонич. Сборник, именуемый М и ш н а (повторение). Она включает 6 разделов, состоящих из 63 трактатов, разделенных на главы и параграфы. I. Зераим (Посевы. Аграрные законы). Содержит 11 трактатов. Берахот (Благословения), Пеа (край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (десятины) и др. II. Моэд (Праздники). Содержит 12 трактатов. Шабб(т (Суббота), Эрувин (смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Иома (Судный День), Рош-хашана Новый( год), Таанит (посты), Сукк(т (Кущи), Мегила (чтение Пятикнижия), Хагига (праздничные жертвы) и др.
III. Нашим (Жены. Брачное право). Содержит 7 трактатов. Иевамот (запретные браки), Кетубот (брачные союзы), Недарим (обеты), Назир (аскеты) и др. IV. Незекин (уголовное право). Содержит 10 трактатов Бава Камма (Первые врата), Бава Мециа (Средние врата), Бава Батра (Последние врата), Санхедрин (*Синедрион) и др. V. Кодашим (Святыни. Ритуальные уставы). Содержит 11 трактатов. Зевахим (*жертвоприношения), Миддот (о Храме) и др. VI. Терахот (Очищения. О ритуальной чистоте). Содержит 12 трактатов. Келим (об утвари), Миквот (свящ.омовения) и др. (полный перечень трактатов см. В кн. *Троицкий И.Г., Библ. Археология, СПб., 1913, с.25 сл.). Первая из дошедших до нас полная печатная Мишна вышла в Неаполе в 1492. При ее цитации лат. Цифрой принято указывать главу трактата, а параграф - арабской.
Существует два древних толкования на Мишну, называемых Г е м а р а м и, или Т. В узком смысле этого слова. Термин Гемара означает завершение. Гемара, созданная в Палестине, называется Иерусалимской (Иерушалми), а в Парфянской *диаспоре (в Вавилонии) - Гемарой Вавилонской (Бавли). Первая содержит комментарий к 39 трактатам Мишны, а вторая, более обширная - к 36 ее трактатам. Первопечатные Гемары вышли в Венеции в 1520-23. В ее изданиях принято сохранять одно и то же содержание страниц. Поэтому ссылки на Гемары делаются с указанием порядкового номера страницы (араб. Цифрами). Кроме указанных 3-х разделов Т. В состав талмудич. Письменности входят. А) Тос(фта (дополнит. Пояснения к Мишне), б) Барайта (дополнения к Мишне, авторитет к-рых не считается в иудаизме общепризнанным), в) *Мидраши.
Мехилта (толкование богослужебных разделов Исх), Сифра (толкование Лев), Сифре (толкование ритуальных частей Числ и Втор), Танхум (толкование на все Пятикнижие) Берешит Рабба (толкование на Быт), Шемот Рабба (толкование на Исх) и др. (см. Полный перечень в ук. Соч. Троицкого И.). Происхождение Т. Начало Т. Коренится в Предании ветхозав. Церкви, идущем от *патриархов и Моисея. Оно передавалось в *устной традиции *книжников, *мудрецов и *пророков. Важность Предания была, однако, осознана лишь после Ездры, когда Пятикнижие в нынешнем его виде было окончательно кодифицировано как общий закон для ветхозав. Церкви. В период борьбы с *эллинизмом (2 в. До н.э.) возникла острая необходимость в адаптации Писания к изменившимся условиям жизни.
Эту адаптацию стремились осуществить гл. Обр. Фарисеи, толковавшие Закон применительно к конкретным требованиям момента. Издержкой этого процесса явилось смешение подлинного Предания с "преданиями человеческими", притязавшими на авторитет, равный Библии. Неизвестно, когда были записаны первые тексты талмудич. Предания. Среди учителей иудейства междузаветного времени было не принято заносить свои речения в свитки. Начало записей принадлежит *таннаям, к-рые к нач. 3 в. Н.э. Собрали воедино мнения наставников по вопросу о галахе. Ведущую роль в этом сыграл рабби Иегуда Ганаси из Галилеи (ок. 135 - ок. 220 н.э.), к-рому приписывают окончат. Редакцию Мишны. Вскоре после оформления Мишны были записаны Тосефта и Барайта. Составители Гемар, или собственно Т., назывались а м о р а я м и, толкователями.
В 4 в. В Тивериаде (Галилея) был завершен Палестинский Т., а в Парфии на рубеже 5 и 6 вв. - Вавилонский. Там же появилось и большинство мидрашей, дата к-рых также относится к раннему Средневековью. Особенности Т. Язык Т. Отличается от классич. *древнеевр. Языка. Он отражает иноязычные влияния и несет на себе печать уставно-юридич. Специфики и среды, в к-рой он возник. Благоговейный авторитет, к-рый окружал имена таннаев, заставил компиляторов Т. Сохранить множество высказываний "отцов", даже противоречащих друг другу. Хотя таннаи пытались ввести нек-рый порядок и систему в текст, в целом он сохранил свой пестрый мозаичный характер, отразив дискуссии, к-рые велись между богословами, канонистами и кодификаторами богослужебных уставов.
Мишна - произведение исключительно галахическое. Элементы галахи занимают ведущее место и в др. Частях Т. Однако в них также есть много материала, относящегося к категории агады (см. Ст. Жанры, п.1). Это нравств. Наставления и гомилетич. Отрывки, притчи и *легенды, житийные сказания о таннаях и мидраши, сложившиеся вокруг текста ВЗ, мифы и афоризмы. Агадические тексты содержатся преимущ. В Вавилонской Гемаре и мидрашах. Составители Т., в отличие от александрийских иудеев (*Филон Александрийский) отказались от всякого контакта со светской греч. Культурой. Они видели свою задачу в изоляции иудаизма, в ограждении его от внешних влияний. Прежний религ.-государств. Строй после падения Иерусалима должна была заменить строгая, детально разработанная система, обнимающая все проявления общинной жизни.
Хозяйство и посты, молитвы и уголовное право были подчинены единому авторитету правил, собранных в Т. Фактически он стал заслонять Свящ.Писание, против чего впоследствии восстали караимы и представители реформированного иудаизма. Вероучение и этика Т. Основы талмудич. Догматики, естественно, исходят из ВЗ, преимуществ. Из Пятикнижия. Провозглашается абсолютное единство Бога, неприступного и непостижимого. Однако в Т. Есть учение о М е м р е, Слове Сущего, Которое тождественно Самому Богу. Точно так же тождественна Богу Ш е х и н а (Пребывание, Присутствие Божье). Понятие о Ней близко к христ. Учению о Св.Духе. Т. Признает не только воскресение из мертвых (запечатленное в Дан и *неканонич. Книгах), но и бессмертие души. В нек-рых трактатах вечная жизнь рассматривается как удел одних праведников.
Дух законничества, религ. Формализма, царящий в Т., не полностью заслоняет в нем дух живой веры и нравственности. Если одни учителя ведут бесконечный спор о числе и времени молитв (Берахот, I,1), то другие подчеркивают необходимость глубокого духовного настроя молящихся (там же, V,1). Рабби Симеон говорил, что важнее не столько изучать Тору, сколько творить добрые дела (Авот, I,17). В трактате Шемот Рабба (22) заповедуется платить добром за зло. Многие наставления Т. Близки к евангельским заповедям, напр. "Подражайте Богу. Как Он милосерд, так и вы будьте милосердны" (Сота 14а), "Не поступай с другим, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой" (Шаббат 31а). Примеры подобных изречений приведены в статье *Соловьева Вл.
О Т. (см.библиогр.). Религиозно-этический аспект талмудич. Письменности использовался в новое время в диалоге между христианами и иудаистами. В связи с этим *Антоний (Храповицкий) писал еще в 1907. "Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных убеждений. Так, напр., прп.Феодосий Печерский по ночам выходил на торг и беседовал с евреями о вере. Блаженный Иероним в своих толкованиях древних пророков приводит и мнения "помогавшего ему в переводе текста еврея", и нужно сказать, мнения весьма основательные, приближающиеся нередко к чистому христианству" (Соч., т.3).
Агадические толкования ВЗ в Т. Представляют собой род притч, основанных на Писании. Чаще всего они носят фольклорный характер, приближаясь к *апокрифам. Так, в Берешит Рабба 38 подробно повествуется о мотивах *вавилонского столпотворения. Бунтуя против Бога, строители башни говорят. "Почему Он избрал для Себя небо, а для нас оставил земную юдоль. Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающим Бога на бой". Талмудич. Комментаторы считали, что как мир создавался в 6 дней, так и история его должна длиться 6 тыс. Лет (2 тыс. Лет язычества, 2 тыс. Лет Закона, 2 тыс. Лет *мессианской эры). Немало в Т. И элементов фантастики и мифологии. Так, в нем рассказывается, что Адам и Ева до того, как познали друг друга в браке, вступали в плотское общение с демонами и дали начало чудовищным тварям.
Таннаев постоянно занимал вопрос о том, что является сущностью ветхозав. Закона. Один из них считал, что на протяжении свящ. Истории число главных заповедей (ср.Мф 22:35-40) постепенно сокращалось. Давид свел их к 11 (Пс 14), Исайя к 6-ти (гл.33:15), прор.Михей - к 3-м (гл.6:8), а прор.Аввакум - к одной. "Праведный своею верою жив будет" (2:4). Свидетельства о Христе в Т. Отличаются крайней смутностью и враждебным характером, отражающим острую конфронтацию между иудаизмом и Церковью в первые века н.э. О Христе сказано, что Он научился магии в Египте, что Он был "соблазнителем народа" и Его побили камнями. Согласно Барайте к трактату Санхедрин 43а, Иисуса "повесили накануне Пасхи". Там же говорится, что у Христа было 5 учеников.
Матфей, Фаддей, Нецер, Буни и Ники (м.б., Никодим) Все эти упоминания не имеют почти никакого историч. Значения. Однако из них явствует, что даже враги христианства не могли отрицать существования Христа как Личности. В трактате Авода зара (16в-17а) есть указание на то, что нек-рые раввины 1 в. Положительно оценивали речения Христа. Как отмечают мн. Исследователи, хотя Т. Создавался в эпоху активной антихрист. Полемики (*Цельс, *Порфирий и др.), его составители предпочитали не полемизировать с христианством, а игнорировать его. Агадические элементы Т. Могут оказать определ. Помощь в изучении НЗ. В частн., они уясняют методы толкования ВЗ ап.Павлом, к-рый нередко прибегал к приемам *раввинистической экзегезы (напр., Гал 4:21-31).
П е р е в о д ы. А г а д а, Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей, Одесса, 1910, ч.1. Т о ж е, Берлин, 1922, ч.2. Т о ж е, М., 1993. Живая мораль, или Сокровищница талмудич. Этики, сост.О.Я.Гурвич, Вильна, 1901. Т а л м у д. Мишна и Тосефта, пер.Н.Переферковича, т.1-6, СПб., 1899-1904. Т а л м у д. Мехилта и Тосифра, т.1-6, СПб., 1899-1904. Талмуд Вавилонский. Трактат Берахот, СПб., 1909. Т о ж е, 40 v. In 25, Вильна, 1880-86 (изд. Считалось лучшим). Талмуд Иерусалимский, Берлин, 1925. Талмуд о Христе и христианстве, в кн. Ранович А., Первоисточники по истории раннего христианства, М., 1933. Ф и н н С.И., Мировоззрение талмудистов. Свод религ.-нравств. Поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности, т.1-3, СПб., 1874-76, репр., М., 1994.
Le Talmud de Jerusalem, Р., 1871-90. Midrash Rabbah, v.1-13, L., 1939. Sifre zu Numeri, Bd.1-2, Stuttg., 1935-36. The Babylonian Talmud, v.1-18, L., 1961. *Б е р н ф е л ь д С., Талмуд. Его сущность, значение и история, СПб., 1901. Е г о ж е и др., Талмуд, ЕЭ, т.14. Б ы к о в А., Талмуд Вавилонский, "Наблюдатель", 1891, №4-5. В а р ш а в с к и й И., Талмудич. Мораль, Одесса, 1880. *В и г у р у Ф., Руководство..., пер. С франц., М., 19162, т.1, с.250-59. Д а р м ш т е т е р А., Талмуд, "Восход", 1893, ( 2-4. Д е й ч Э., Что такое Талмуд. СПб., 1870. *Д е л и ч Ф., Слово правды о Талмуде, пер. С нем., СПб., 1885. Д и м и н с к и й С.Я., Исследование о Талмуде, ТКДА, 1868, ( 2, 5, 8, 12. З и л ь б е р ш т е й н И., Свод этики иудаизма (по Библии, Талмуду и раввинской письменности), Варшава, 1889.
Прот.К о в а л ь н и ц к и й А., Теоретич. Богословие евреев-талмудистов, пер. С нем., СПб., 18982. Л е в н е р И., Еврейские легенды по Талмуду, мидрашам и другим первоисточникам, Варшава, 1903. М а к о в с к и й Г.Б., Нравоучение в Талмуде, М., 19152. Мишна, ЕЭ, т.11. Н е у с ы х и н И.Г., Очерки талмудич. Учения, Пг., 1917. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Талмудич. Традиция об Иисусе, "Белорус.ун-та Труды", 1925, ( 7. *О л е с н и ц к и й А., Из талмудич. Мифологии, ТКДА, 1870, ( 1, 2, 4, 8. П е р е ф е р к о в и ч Н., Талмуд, его история и содержание, СПб., 1897. *Р е н а н Э., Талмуд, "Научное обозрение", СПб., 1900, ( 5. С в е т л о в Э. (прот.А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983 (там же приведена библиогр.). С о л о в ь е в Вл., Талмуд и новейшая полемич.
Литература о нем в Австрии и в Германии, Соч., СПб., 19122, т.6. *Т р о и ц к и й И.Г., О Талмуде, СПб., 1901. Е г о ж е, Талмудич. Учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, СПб., 1904. Ш т е й н з а л ь ц А., Контуры Талмуда, пер. С иврита, М.-Иерусалим, 1981. F u n k S., Die Entsthehung des Talmuds, Lpz., 1910. M o o r e G.F., Judaism in the First Centuries of the Christian Era, v.1-3, Camb. (USA), 1950-54. N e u s n e r J., A History of the Jews in Babylonia, Leiden, 1965. S a n d e r s E.P., Paul and Palestinian Judaism, Phil., 1977. *S t r a c k H.L., Einleitung in Talmud und Midras, Munch., 1921 (англ. Пер. Introduction to the Talmud and Midrash, Phil., 1931)..
Дополнительный поиск Талмуд
На нашем сайте Вы найдете значение "Талмуд" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Талмуд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа