Таннаи
(арам. Учители), иудейские толкователи ВЗ, хранители ветхозав. *Предания, а затем и иудаистских традиций. Время их деятельности совпадает с 1-2 вв. Н.э. Родоначальниками богословских школ Т. Были *фарисеи. Гл. Внимание комментаторы из этих школ уделяли ритуальным и правовым вопросам (см. Ст. Галаха) Учение Т. Соединяло ветхозав. Предание и Писание с раввинистич. "преданиями старцев", к-рые были осуждены Христом Спасителем как человеческое измышление (Мф 15:1 сл.). Одним из первых Т. Был Гамалиил I (ум.ок.60), учитель ап.Павла (Деян 5:34 сл. 22:3), принадлежавший к либеральной школе Гиллеля. Известно, что Гамалиил призывал *Синедрион терпимо относиться к апостолам Христовым. Согласно *легенде, приводимой в *Климентинах (Rес 1,65), в конце жизни он принял христианство (древние агиографы включают его в число святых).
Его преемником был последний фарисейский учитель Иоанн, сын Закхея (Иоханан бен Заккай), умерший ок.80. Этот таннай, как и христиане, был противником войны с Римом и во время восстания тайно покинул Иерусалим. Он получил от Веспасиана разрешение основать новый *Синедрион и богословскую школу в Ямнии, близ Яффы (см. Ст. Ямнийская школа). Узнав о гибели Иерусалима, Иоханан объявил, что отныне добрые дела должны заменять *жертвоприношения (Авот р.Нафана, IV). Более того, он считал, что добродетель может служить спасением и для язычников (Бава Батра 10б). Иоханан толковал ВЗ и предания применительно к новым условиям жизни. По словам *Талмуда, когда он умер, "погас блеск мудрости". С Иохананом кончился период плюрализма и религ.
Терпимости. Исчезновение в результате войны *зелотов, *саддукеев, *ессеев и др. Течений, а также разрыв с христианами сделали Т. Единств. Руководителями *иудаизма. Раббан Гамалиил II (ум. Ок. 120) стремился сцементировать иудаизм, создав монолитную замкнутую религиозно-бытовую систему. Он первый официально осудил евреев-христиан как еретиков. Диктат Гамалиила привел к его изгнанию (впрочем, временному) из Ямнийского Синедриона. Усилиями Гамалиила II галахич. Предания стали считаться равными *Пятикнижию (говорили даже о "двух Торах", Предании и Писании). Из Т. 2 в. Наиболее известны рабби Тарфон, выведенный свт.*Иустином в его "Диалоге с Трифоном иудеем", и рабби Акиба. Последний принимал участие в восстании Бар-Кохбы против Рима (132-135).
Он открыто признал Бар-Кохбу Мессией. Когда восстание было подавлено, Акиба попал в плен и был казнен. Ему принадлежит идея, что в Пятикнижии символич. Значение имеет каждая деталь, даже формы букв. Т. Считались "святыми отцами" иудаизма. Авторитет их был очень высок. Их толкование обрядов легло в основу *Мишны. Завершителем и редактором ее считается рабби Иуда Святой, или Иегуда Ганаси (ок.135-ок.220), один из последних Т., прославившийся своей ученостью и аскетизмом. Иуда Ганаси, ЕЭ, т.8. *Р е н а н Э., Евангелия. Второе поколение христианства, СПб., (1907), репр. М., 1991. Е г о ж е, Христ. Церковь. Царствование Адриана и Антонина Благочестивого, СПб., (1907), репр. М., 1991. Танна, Таннаи, ЕЭ, т.14. *Т р о и ц к и й И.Г., Иуда "святой" Рабби, ПБЭ, т.8, с.529-30.
Иностр. Библиогр. См. N e u s n e r J., The Rabbinic Tradition, v.1-3, Leiden, 1971. S a f r a i S., S t e r n M. (ed.), The Jewish People in the First Century, v.1-2, Assen (Netherl.), 1974-76. S a n d e r s E.P., Paul and Palestinian Judaism, Phil., 1977. См. Также ст.Талмуд..
Дополнительный поиск Таннаи
На нашем сайте Вы найдете значение "Таннаи" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Таннаи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа