Тураев

116

Борис Александрович (1868-1920), академик, рус. Правосл. Востоковед, историк Церкви, литургист. Род. В г.Новогрудке Минской губ. В дворянской семье. Окончил историко-филологич. Фак-т Петерб. Ун-та (1891), после чего продолжил занятия вост. Филологией в Германии, Франции, Англии и Италии. Изучал егип. *иероглифич. Письменность под руководством *Масперо. *Болотов, с к-рым Т. Связывала тесная дружба, помог ему овладеть древнеэфиопским языком. В 1898 Т. Получил степень магистра, а в 1902 - доктора. В науке его принято называть "отцом рус. Египтологии и эфиопистики". Он в совершенстве владел чтением *клинописи, читал и переводил лит. Памятники шумеров, вавилонян, ассирийцев, коптов. Т. Преподавал в Петерб. Ун-те, Петрогр. Богословском ин-те. В Москве заведовал егип.

Отделом Музея изящных искусств, участвовал в междунар. Востоковедческих конгрессах (1908, 1912), принимал участие в работе над "Православной богословской энциклопедией". Он внес значит. Вклад в изучение истории Эфиопской церкви, ее агиологии и культуры, выступал печатно как исследователь и переводчик древних текстов, популяризатор науки о *Древнем Востоке. В качестве специалиста по литургике Т. Был членом Поместного собора Рус. Правосл. Церкви 1917-18 гг. Под его руководством для собора был составлен проект богослужебной реформы, предусматривавшей 3 типа чинопоследований. Для монастырей, для приходских храмов и для домовых церквей. Митр.Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях отзывался о Т. Как о "святом человеке, знавшем богослужение лучше духовенства".

Вскоре после собора ученый вошел в группу христ. Интеллигенции, основавшей в Петрограде Братство св.Софии. "Б.А.Тураев был горячим и искренним патриотом, и поэтому он прилагал всемерные усилия, чтобы поднять уровень и престиж русской науки о древнем Востоке" (акад.Коростовцев М.А.). Ему принадлежит свыше 400 монографий и статей, но гл. Его трудом является 2-томная "История Древнего Востока", трижды переиздававшаяся (СПб., 1911-12. 1913-142. Л., 1936), не считая литогр. Издания (СПб., 1896) и посмертного, незавершенного ("Классический Восток", Л., 1924, т.1). Это был, по словам ученика Т. Акад.*Струве, "единственный в мировой историографии труд, к-рый довел историю Вавилонии, Ассирии, Сирии, Палестины, Ирана, Египта, Карфагена, Нубии, Аксума вплоть до позднейшего эллинизма".

"История" Т. Является, кроме того, и обширной антологией древневост. Текстов, переведенных автором с оригинальных языков. Библ. Тематика в трудах Т. Отражена преимущ. В его обобщающей "Истории". Она включает очерки истории *критики библейской, полемику с *панвавилонизмом, главу о древневост. *этнографии, экскурсы в вопросы *сравнительно-религиозного изучения Библии. В частн., Т., указав на сходство законов *Пятикнижия с вавилонским кодексом *Хаммурапи, объясняет это сходство "своего рода рецепцией вавилонского права еще в глубокой древности в Палестине, в то время, когда она входила в зону влияния империи Хаммурапи". По его мнению, богословская мысль Египта и Вавилонии приблизилась к идее Логоса, а вавилонская поэзия впервые поставила вопрос о страдании праведника, к-рый составляет центр.

Идею Кн.Иова. Однако Т. Подчеркивает, что "Вавилон не знал пророков в библ. Смысле и не произвел религиозного гения". По словам Т., хотя вавилонская космогония имеет точки соприкосновения с библейской, в ней нет "монотеистической идеи, какую вложил в сказание ветхозаветный гений и до какой ни одна культура древности не могла подняться". Сравнивая ветхозав. Псалмы и вавилонские гимны, Т. Писал, что в псалмах "главное - внутренняя потребность молитвы и очищения, покаяние грешника, сознающего моральную вину пред благим и правосудным Богом. Здесь нет речи ни о магии, ни о произволе Божества, тогда как вавилонянин лишь под давлением беды думает о смягчении гнева своего бога при посредстве обряда и жреца". Как и большинство представителей *русской библ.-историч.

Школы, Т. Сочетал в своих трудах правосл. Подход к Библии с принципами *новой исагогики. Он придерживался *документарной теории происхождения Пятикнижия, в частн., той ее формы, какую она приняла у *Киттеля Р. В главе "Пророческое движение" Т. Рассмотрел общие черты раннего *профетизма и древневост. Института прорицателей, подчеркивая при этом необычайность эволюции профетизма, к-рый, по его словам, "может быть с полным правом назван ступенью к христианству". Т. Показал, каким образом в рамках ветхозав. Традиции складывалось два течения. Законническое и профетическое. Первое было "причиной гибели иудеев как политической единицы" и сделало их "невосприимчивыми к христианству". Второе было прелюдией к НЗ. Оно отразилось ярко у пророков и псалмопевцев.

"Ни одна религия древности, - писал Т., - не поднялась так высоко в своем Богопознании и отчасти в этике, как большинство псалмопевцев, стоящих главным образом не на законнической и ритуалистической, а на древней пророческой духовной почве. Это мировоззрение они пронесли через века фарисейства и составили звено, связующее Исайю и Иеремию с Евангелием". Моавитяне, ЭСБЕ, т.29а. Восток древний( НЭС, т.11. Библейская археология, НЭС, т.6. Египетская лит-ра, М., 1920. Проч. Соч. Т. См. В кн. Древний Восток. Памяти акад. Бориса Александровича Т., М., 1980, сб.2. Б е л я е в Е.А., Б.А.Т., 1868-1920, "Труды Моск. Ин-та востоковедения", М., 1946, ( 3. *Г л у б о к о в с к и й Н., Акад. Борис Александрович Т. Как христ. Учитель и ученый, "Русская Мысль", Прага, 1923, т.9-12.

С т р у в е В.В., Б.А.Т. - крупнейший историк Древнего Востока, ВДИ, 1948, ( 2. М и л и б а н д. БССВ..

Значения в других словарях
Тураев

Борис Александрович [24.7(5.8).1868, Новогрудок, ныне Гродненской область, — 23.7.1920, Петроград], русский востоковед, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока (в частности, египтологии) и эфиопистики, академик (1918. Член-корреспондент 1913). По окончании Петербургского университета (1891) во время заграничной командировки занимался у Г. Масперо и А. Эрмана, вёл научную работу в музеях Берлина, Парижа, Лондона и ряда городов Италии. С 1896 приват-доцент, с 1904 ..

Тураев

ТУРАЕВ Борис Александрович (1868-1920), востоковед, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока, академик РАН (1918). Работы по Древнему Египту, Двуречью, Эфиопии, истории религии.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Тураев

IБорис Александрович — ориенталист, род. В 1868 г. Образование получил в Виленской I гимназии и на историко-филологич. Факультете СПб. Унив., где занимался, между прочим, египтологией под руководством О. Э. Лемма. По окончании в 1891 г. Курса командирован за границу, где слушал лекции проф. Ермана и Масперо (по египтологии), Шрадера (по ассириологии и эфиопск. Язык.), Лемана и др. И работал в музеях Берлина, Парижа, Лондона и Италии. С 1896 г. Читает в С.-Петербургском университете лекции в каче..

Тураев

ТУРАЕВ ТУРЕНИН ТУРИКОВ ТУРИНОВ ТУРИЩЕВ ТУРОБЕЕВ ТУРОВ ТУРИН ТУРОБОВ ТУРЕНКО ТУРТур, вымерший ныне дикий бык, считался у древних славян священным животным. Его имя постоянно встречается в былинах, песнях, обрядах. Не удивительно, что Тур было одним из любимых личных имен древних славян. Туреня, Туреще - производные формы имени Тур. Турин - либо от тура - рослый, высокий. Либо от Тура, Туря - уменьшительной формы имени Тур. (Ф) Остальные фамилии от различных фариантов этого же имени, а вот Туробей..

Тураев

Борис Александрович (24.VII(5.VIII).1868 - 23.VII.1920) - рус. Ученый- востоковед, основоположник отечеств. Школы истории и филологии Др. Востока (в частности, египтологии) и эфиопистики. Академик (с 1918, чл.-корр. С 1913). По окончании Петерб. Ун-та (1891), во время заграничной командировки, занимался у Г. Масперо и А. Эрмана, вел науч. Работу в музеях Берлина, Парижа, Лондона и ряда городов Италии. С 1896 - приват-доцент, с 1904 - экстраординарный, с 1911 - ординарный проф. Петерб. Ун-та. В 1..

Трудные Места Библии

Речения и *нарративные части Библии, к-рые содержат *противоречия, расхождения или не имеют в экзегетике однозначных объяснений и толкований. Т.м.Б. Могут быть подразделены на неск. Категорий. 1. Проблема сюжетных повторов (*дублеты и *триплеты). С т. Зр. *историко-литературной критики библейской она может быть решена гипотезой о нескольких *источниках, к-рые использовали свящ. Авторы. 2. Проблема стилистических, содержательных и вероучительных различий внутри одной библ. Книги (напр., в Ис и За..

Туберовский

Александр Михайлович, свящ. (1881-1938), рус. Правосл. Богослов. Род. В Рязанской губ. В семье сел. Священника. Окончил МДА (1907), где в 1911-17 был доцентом на каф. Догматич. Богословия. С 1917 э.орд. Профессор МДА. В нач. 20-х гг. Принял сан священника. Служил в Рязанской обл. Был репрессирован. Главный труд Т., тесно соприкасающийся с библ. Проблематикой. "Воскресение Христово. (Опыт мистич. Идеологии пасхального догмата)" (Серг.Пос., 1916). Исследователь подвергает критическому разбору толк..

Тюбингенская Школа

Или новотюбингенская школа (называемая так в отличие от протестантско-ортодокс. Школы в Тюбингене 18 в.), нем. Рационалистич. Протестантская школа экзегетики, сложившаяся в Тюбингенском ун-те в 1-й пол. 19 в. Т.ш. Опиралась гл. Обр. На философию *Гегеля, рассматривая историю как борьбу противоборствующих начал. Такими началами в *первохристианский период Т.ш. Считала иудео-христианский *"петринизм" и языко-христианский *"павлинизм", к-рые были примирены Иоанновым направлением. Поскольку "тюбинге..

Тюменев

Александр Ильич (1880-1959), сов. Востоковед. Род. В Петербурге в семье художника. Окончил Петерб. Ун-т (1904). Преподавал в Ленинградском ун-те. С 1932 академик. Автор более 100 печатных работ по истории *Древнего Востока. Ветхозав. Тематике посвящен ряд очерков в книге Т. "Евреи в древности и в Средние века" (Пб., 1922). Главное внимание в этих очерках уделено социально-экономич. Аспектам ветхозав. Истории и ее связи с *античностью. О предназначении людей по мифам древнего Двуречья, ВДИ, 1948,..

Дополнительный поиск Тураев Тураев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тураев" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тураев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа