Угарит
Сирийский город-государство, существовавший с 23 по 12 вв. До н.э. Первые сведения о нем наука получила из егип. Документов *Амарнского периода. Руины У. Были найдены в местечке Рас-Шамра, где с 1929 начались систематич. Раскопки. В результате история *Древнего Востока обогатилась еще одним корпусом памятников, к-рые имеют немалое значение и для библ. Науки. Культура У. Является ветвью сиро- палестинской, или ханаано-финикийской, культуры, с к-рой Израиль длительно и тесно соприкасался. Кроме материальных памятников (в т. Ч. Изображений богов), археологи обнаружили многочисл. Тексты. Хозяйственные документы, мифы, легенды. Они были записаны с помощью *клинописи, но употреблялась она в качестве своего рода *алфавита для передачи согласных букв (угаритское письмо было консонантным).
Над расшифровкой текстов работали *Дорм, Шеффер К., Виролло Ш. И Бауэр Х. До открытия в Рас-Шамре о ханаанской религии было известно лишь из Библии и поздних трудов эллинистич. Времени, фрагменты из к-рых сохранены у *Евсевия (см.*Тураев Б., "Остатки финикийской литературы", СПб., 1903). У. Был разрушен землетрясением, когда израильтяне только появились в Ханаане, и в угаритских памятниках нет упоминаний о событиях ветхозав. Истории. Однако тексты У. Проливают свет на ряд дотоле неясных мест из ВЗ. Так, выяснилось, что древний мудрец-неизраильтянин Даниил, к-рого прор.Иезекииль (14:14) ставит в один ряд с Ноем и Иовом, - это герой угаритского эпоса Данэль или, точнее, Даниилу. В Библии говорится о народе рефаимов (Втор 2:11 и др.), в то же время рефаимами названы обитатели *Шеола (Ис 14:9).
Знают рефаимов и угаритские писатели, в частн., к ним отнесен Даниилу. Но так же, как и в ВЗ, в текстах У. О рефаимах сказано как о сверхъестеств. Существах. Титул правителей в У., топет, близок к библ. Шофет (судья). Языческий обряд, описанный в угаритской теогонии, по-видимому, объясняет запрет *ритуального Декалога варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19). Изучение лит-ры У. Показало, что она повлияла и на *поэтику Библии. В произведениях из Рас-Шамры встречаются "молоко и мед" как символы изобилия (ср.Иов 20:17). Образ Бога, "шествующего на облаках", характерный для символики библ. *Теофаний, типичен для религ. Лит-ры У. До открытия У. Было непонятно, почему Север (евр.Цафон) нередко обозначался как местопребывание Божества (Ис 14:13.
Иез 1:4). Теперь установлено, что этот поэтич. Символ генетически связан с угаритской горой Цапану, своего рода ханаанским Олимпом. Обнаружены параллели между нек-рыми пессимистич. Высказываниями угаритских мудрецов и речениями из Иова и Екклесиаста. Чудовище водного *Хаоса, Лотану (Лотан), было, вероятно, прообразом библ. Левиафана. Даже *Теофорные имена в ВЗ, такие как Эль и Элион, имеют в У. Свои аналогии (Илу и Алийян). Однако все эти точки соприкосновения угаритской лит-ры и ВЗ носят чисто внешний характер. Религия Ханаана, как подтвердили находки в У., была развитым *политеизмом с пантеоном, во главе к-рого стоял сначала "Бог отца" (ср.Исх 15:2), а затем - Илу (прочие боги назывались *"сынами божьими"). Ханаанские боги олицетворяли плодородие, стихию пола, грозу и др.
Явления природы. Хотя они считались подателями благ, им приписывались низменные страсти. Зависть, соперничество, жестокость, распутство и пьянство. Наиболее почитаемый бог - Могучий Хозяин, Алийян Баалу (Ваал) - выступает в угаритских мифах как умирающий и воскресающий бог природы. Культ Ханаана отличали черты изуверства. П е р е в о д ы т е к с т о в. Угаритский Эпос о Даниилу и сыне его Акхате, ХДВ, М., 1980, т.1, с.243-50. Из угаритской повести о Керете, ХДВ, М., 1963, с.282-85. ANET. Б е р н х а р д т К., Древний Ливан, пер. С нем., М., 1982. В и р о л л о Ш., Рас-Шамра, или вновь найденная финикийская лит-ра, ВДИ, 1937, ( 1. Г о р д о н С., Ханаанейская мифология, в кн. Мифология древнего мира, М., 1977. Д о й е л ь Л., Завещанное временем, пер.
С англ., М., 1980. *Н и к о л ь с к и й Н.М., Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов, Минск, 1948. С е г е р т С., Угаритский язык, пер. С нем., М., 1965. *С т р у в е В.В., К интерпретации угаритского текста "Рождение богов", ПСб., 1956, вып.2 (64-65). Ш и ф м а н И.Ш., Западносемитская мифология, МНМ, т.1. Е г о ж е, Угаритское общество (XVI-XIV вв. До н.э.), М., 1982. Е г о ж е, Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. До н.э.), М., 1987. Иностр. Библиогр. Приведена в указ. Работах..
Дополнительный поиск Угарит
На нашем сайте Вы найдете значение "Угарит" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Угарит, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 6 символа