Фома Аквинат

243

(Thomas Aquinas), иером. (ок.1225-74), итал. Католич. Богослов, крупнейший представитель схоластич. Философии. Род. Близ Аквино (Неаполитанское королевство) в семье графа Ландольфа, родственника короля Фридриха Барбароссы. Детство провел в родовом замке и в соседнем м-ре бенедиктинцев, где получил начальное образование. Продолжил учебу в Неаполитанском ун-те и там вопреки желанию семьи, прочившей его в настоятели м-ря, вступил в нищенствующий орден Доминика (1244). Пытаясь поколебать его решение, братья насильственно поместили его в замок, но год спустя вынуждены были его отпустить, т.к. Его намерения остались неизменны. В 1245-52 молодой монах, посвятивший свою деятельность философии и богословию, слушал лекции Альберта Великого, одного из первых христ.

Аристотеликов, в Париже и Кельне. В 1252 началась преподавательская деятельность Ф.А. В Париже. Он вел курс Свящ.Писания и участвовал в богосл. Диспутах. В 1259 Ф.А. Снова в Италии, где работает над толкованием Евангелия, читает лекции по канонике, готовит для папы материалы по соединению с Правосл. Церковью. Параллельно занимается философией, пишет комментарии к Аристотелю и метафизич. Трактаты. В 1269 в Париже ему пришлось вступить в полемику с противниками аристотелизма и его толкованиями, неприемлемыми для христианства. В 1265 Ф.А. Начал работу над гл. Произведением своей жизни "Итог богословия" ("Summa Theologia"), в к-ром стремился изложить универсальную систему христ. Веры и *этики. Ф.А. Продолжал трудиться над ним до 1272.

В этом году его посетило мистич. Озарение. "Больше я ничего не могу сделать, - сказал он, - мне открылись такие вещи, что теперь все написанное мною кажется мне соломой и я могу лишь ждать конца своей жизни". Ф.А. Скончался в цистерцианском м-ре на пути в Лион, куда он был призван папой на собор. Человек глубочайшего смирения, он всегда жил в бедности, отказывался от всех почетных церк. Должностей. Католич. Церковь канонизировала его в 1323 и причислила к учителям Церкви. Учение Ф.А. (томизм) долгое время считалось наиболее авторитетным в католич. Богословии. Как отмечал один из современников Ф.А., он "разработал новый, четкий метод научного анализа и синтеза и приводил новые аргументации в своих доказательствах". Гл. Заслугой Ф.А.

Перед общехрист. Мыслью было преодоление им одностороннего спиритуализма, восходящего к традиции Платона. Опираясь на Аристотеля, он настаивал на реальности созданного Богом мира, на правах разума, многоступенчатости процесса познания. От отверг как *фидеизм крайних платоников, так и концепцию "двойной истины", защищаемую мусульманским философом Ибн-Рушдом и парижским монахом Сигером. Отмечая качественное отличие веры от знания, Ф.А. Подчеркивал, что они тесно соприкасаются. Если есть истины, к-рые мы познаем только из *Откровения, то все прочее возможно познавать силами разума. Гносеология Ф.А. Иерархична, она начинается с эмпирич. Знания и переходит к отвлеченному постижению. Вершиной иерархии является мистич. Созерцание, к-рое уже превосходит область разума.

Эти этапы познания соответствуют иерархич. Структуре всего существующего. Творение не призрак и не иллюзия. Оно вполне реально, но не является самодовлеющим. Подлинное Бытие принадлежит только источнику бытия - Богу. Этот взгляд позволил Ф.А. Создать стройную систему, в к-рой находило свое место и эмпирическое, и логическое, и мистическое знание. Ф.А. Был не только философом и богословом, но и экзегетом. Самой ранней его экзегетич. Работой считаются комментарии на Ис, над к-рыми он начал работать в 40-х гг., а продолжил в конце жизни. Его университетские лекции по посланиям ап.Павла были записаны студентами в 60-70-х гг. Тогда же им были созданы комментарии на Иов, Иер, Плач. В 60-70-е гг. Он написал объяснения к Мф и Ин.

На закате жизни Ф.А. Составил толкования на Псалтирь и Песнь Песней (не сохранились). Как комментатор Ф.А. Был менее оригинален, чем как богослов и философ. Его пояснения к Библии являются гл. Обр. Пересказом святоотеч. Толкований. Он также составил антологию из экзегетич. Трудов св.отцов ("Золотая катена", 60-е гг.), к-рая свидетельствует о его глубоком знании не только западных, но и восточных отцов Церкви. В соответствии со своей гносеологией и онтологией Ф.А. Настаивал на многоступенчатом характере процесса экзегезы. Подобно тому, как реальность имеет неск. Слоев, так и у Писания есть неск. Смысловых измерений. Бог, вдохновитель Библии, выражает истину и через слова, и через события и вещи (описанные словами). "Первое значение, посредством к-рого слова обозначают дела и вещи, принадлежит к первому смыслу, историческому, или буквальному.

То значение, к-рое имеют дела и вещи, обозначенные словами, называются духовным смыслом, к-рый базируется на буквальном и предполагает его" ("Summa Theologia", 1,1,10). Духовный смысл, в свою очередь, имеет аллегорич., нравств. И мистич. Аспекты. Аллегории связывают между собой два Завета, нравственный смысл относится к поведению человека, мистический смысл открывает человеку мир "вечной Славы". Ф.А. Подчеркивал, что историч., букв. Смысл не исключает иносказаний. Эту мысль он иллюстрировал ссылкой на *антропоморфизмы в Библии, в к-рых буквальным смыслом "будет не сам образ, а то, что обозначается образом". В своих трудах, связанных с Библией, Ф.А. Исследовал множество актуальных вопросов космологии, *антропологии, этики, социальной жизни, используя труды Аристотеля для раскрытия различных сторон христ.

Учения. В частн., трактуя проблему творения, Ф.А. Вводит понятие "вторичных причин", т.е. Закономерностей, к-рые Бог установил в природе. Ссылаясь на мнение Аристотеля, что только добродетельный правитель может принести благо обществу, Ф.А. Разъясняет смысл *монархии идеи в Библии. Власть царя не абсолютна. Она действительна лишь до тех пор, пока он соблюдает законы. Opera Omnia, v.1-25, Parmae, 1852-73. Англ. Пер. "Cуммы" издан в серии "Великие книги Западного мира", 1952. Нем. Пер. Вышел в 1934-38, франц. - в 1952. Существуют также пер. Трудов Ф. На мн. Европ. Яз. И переводные антологии избр. Текстов. Перечень соч. Ф. Приведен в кн. G i l s o n E., The Christian philosophy of St.Thomas Aquinas, N.Y., 1956, p.381-437. В рус. Пер. Фома Аквинский, в кн.

Антология мировой философии, М., 1969, т.1, ч.2 (пер. *Аверинцева). Б о р г о ш Ю., Фома Аквинский, пер. С польск., М., 19752. Б р о н з о в А.А., Аристотель и Ф.А., СПб., 1884. К и ч а н о в а И.М., Философия Фомы Аквинского, ВФ, 1958, ( 3. С о к о л о в В.В., Средневековая философия, М., 1979. ФЭ, т.5. ФЭС. ЭСБЕ, т.41a. C h e n u M.D., St.Thomas dAquin et la theologie, Р., 1959. C h e s t e r t o n G.K., St.Thomas Aquinas, Garden City (N.Y.), 1956. G i l s o n E., Le Thomisme, P., 1965. L u b a c H. De, Exeg-se medievale, v.1-4, P., 1959-64. M a r i t a i n J., Le Docteur Angelique, P., 1930 (англ. Пер. The Angelic Doctor, Toronto, 1931). P i e p e r J., Uber Thomas von Aquin, Munch., 1949. Thomas von Aquin. Sein Leben, sein Werk und sein Zeit in der neusten Forschung, 1987.

Проч. Библиогр. См. В ук. Соч. И в LTK, Bd.10. NCE, v.14..

Значения в других словарях
Фома Аквинат

Знаменитый схоластик, сын графа Ландольфа Аквинского. Род. В 1225 или 1227 г. Близ Аквино. Первоначальное воспитание получил у бенедиктинских монахов в Монте Кассино. С 11 до 17-ти лет был послушником в Неаполе в ордене доминиканцев. Доминиканцы послали его в Париж, но по дороге он был перехвачен своими братьями и привезен в родовое имение. Семья хотела заставить его выйти из ордена. Ему удалось бежать в Неаполь, где он и принял пострижение. Орден послал его в Кельн, к Альберту Великому, с котор..

Фольклор И Библия

К области Ф. Относятся произведения устного анонимного творчества, к-рые принято называть "народными". Ф. Был одним из источников для мн. *нарративных частей *Пятикнижия, Ис Нав, Суд и др. Книг ВЗ (см. Ст. Устная традиция). В Ф., как и в письменной лит-ре, имеются различные *жанры литературные, в частн., *этиологические сказания, *легенды, песни. Он тесно связан и с народной *этимологией. *Сравнительно-литературное и *сравнительно-религиозное изучение Библии показало, что библ. Авторы нередко по..

Фолькмар

(Volkmar) Густав (1809-93), нем.-швейцарский протестантский богослов и библеист. Был преподавателем гимназии в Фульде. После ареста (по политич. Мотивам) вынужден был покинуть Германию и переселился в Цюрих, где занял пост профессора в ун-те. Ф. Принадлежал к радикальному крылу *тюбингенской школы. Все Евангелия он отнес ко 2 в. (кроме Мк, к-рое он датировал 75). Эта датировка позволила Ф. Создать весьма произвольную реконструкцию евангельской истории в работе "Иисус Назарянин и первые христиане..

Фосс

(Voss) Герхард, иером. (р.1935), голландский католич. Богослов и библеист. Высшее образование получил в ун-тах Инсбрука и Мюнстера. В 1958 вступил в Доминиканский орден. Рукоположен в 1961. Деятель католич. Экуменизма. Ред. Журн. "Una Sancta". Главная библ. Работа Ф. - "Христология писаний Луки" ("Die Christologie der Lukanischen Schriften in Grundzugen", P., 1965).. ..

Фотий

, свт. (ок. 820-ок.891), византийский церк. Деятель и богослов, патриарх Константинопольский. Род. В аристократич. Семье. Получил разностороннее классич. Образование. Занимал при визант. Дворе ряд высоких должностей. В результате государств. Переворота занял место смещенного патр.Игнатия (858). Позднее его самого дважды низлагали (867 и 886). Ф. Был активным поборником церк. Независимости Византии. Его столкновения с Римом привели к первому разделению христиан Востока и Запада. Ф. Много способст..

Дополнительный поиск Фома Аквинат Фома Аквинат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фома Аквинат" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фома Аквинат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 12 символа