Штраус
(Strauss) Давид Фридрих (1808-74), нем. Историк, философ, публицист, представитель *отрицательной критики. Род. В Лудвигсбурге в семье торговца и был воспитан матерью в духе протестантского благочестия. Готовясь к деятельности пастора, окончил Блауберенскую церк. Школу и Тюбингенский ун-т. В обоих этих учебных заведениях преподавал *Баур, оказавший большое влияние на Ш. Благодаря Бауру он стал приверженцем философии *Гегеля и, отказавшись от духовной карьеры, занял место репетитора по древним языкам и философии (сначала в Маульборнской ДС, а затем на Тюбингенском богосл. Фак-те). Согласно Гегелю, "идея Христа" важна прежде всего потому, что в ней раскрывается единосущие человеческого духа и Духа Мирового. Восприняв и по-своему интерпретировав этот взгляд, Ш.
Задумал положить его в основу своего труда по еванг. Истории. Книга, написанная в течение года, получила название "Жизнь Иисуса в критической переработке" ("Das Leben Jesu, kritisch bearbeitet") и вышла в 2-х объемистых тт. По 700 с. Каждый (Tub., 1835-36). Ш. Предназначал ее для богословской аудитории. Он стремился доказать, что "идеальный Христос" не может быть тождественным земному Иисусу. "Идея, - писал он, - не любит изливать все свое изобилие на один индивидуум и быть скупой по отношению ко всем остальным. Только род соответствует идее. В том-то и заключается разгадка всей христологии, что в качестве субъекта, носителя атрибутов, к-рые Церковь приписывает Христу, вместо индивидуума ставится идея, притом идея реальная".
Декларировав свое знание о том, чего "не любит идея", Ш. Истолковал все евангельские сказания как совокупность *мифов, возникших в результате коллективного творчества общин. Поскольку такое творчество не могло осуществиться слишком быстро, Ш., в согласии с Бауром, отнес Евангелия к более позднему послеапостольскому времени. Исходя из своих филос. Предпосылок, он отверг какую-либо историч. Достоверность Ин, к-рую защищал в те годы *Шлейермахер. "Никогда, - писал Ш., - истинно религиозный человек не мог сказать. "видящий меня видит Отца"". Особенности Ин объясняются, по его мнению, тем, что 4-е Евангелие возникло во 2-й пол. 2 в. "на чуждой земле и под влиянием философии, неизвестной первоначальной христианской среде" (по этому вопросу см.
Ст. Евангелия) Появление труда, в к-ром сочетались *гиперкритицизм и отход от фундаментальных истин христианства, вызвало ожесточенную полемику. Против Ш. Выступили многочисл. Оппоненты (*Толук, *Неандер, *Эбрард и др.). *Хенгстенберг встретил "Жизнь Иисуса" с удовлетворением, т.к. Считал, что она наглядно демонстрирует, куда могут завести радикальные теории. Ш. Был уволен с фак-та, а когда его пригласили читать догматику в Цюрих (1838), протесты христ. Общественности привели к тому, что он был отправлен на пенсию, не прочтя ни одной лекции. Такой реакции Ш. Не ожидал. С тех пор он стал вести жизнь свободного литератора, переезжая из города в город. В книге "Христианское вероучение" ("Die сhristlische Glaubenslehre", 1840-41, Bd.1-2) он еще более определенно высказал свое неприятие осн.
Христ. Догматов. Борьба с идейными противниками, семейные неурядицы сделали его мрачным и саркастическим. Ища опоры в истории скептицизма и *рационализма, он написал книги об Ульрихе фон Гуттене (1858, рус. Пер. СПб., 1896), *Реймарусе (Lpz., 1862) и Вольтере (1870, рус.пер. СПб., 1909). Не оставлял он и новозав. Тематики. После ряда полемич. Работ Ш. Издал вторую "Жизнь Иисуса", предназначенную на сей раз не для богословов, а (как гласит подзаголовок) "для немецкого народа" (1864, рус.пер. Под ред. *Никольского Н.М. "народного" варианта кн. Ш., М., 1907, т.1-2). Ш. Подчеркивал, что это "совершенно новый труд". И действительно, в нем он попытался дать не только критику текста, но и реконструкцию евангел. Истории, предварив ее обзором книг своих предшественников.
Однако, как справедливо заметил *Шафф, в этой книге Ш., "за немногими исключениями, утверждает свои старые положения с той только разницей, что она дышит еще более сильным озлоблением против Церкви и духовенства, чем его первое сочинение". Через неск. Лет Ш. Со всей четкостью противопоставил *"исторического Иисуса" "Христу веры" ("Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte", 1865). В своей последней книге "Старая и новая вера" ("Der alte und der neue Glaube", 1872. Рус.пер. Лейпциг-СПб., 1906) Ш. Предлагал заменить христианство новой "религией", основанной на вере в прогресс и пантеистически окрашенном эволюционизме (естественно-научном). Место культа в этой "религии" предназначалось искусству. В обществ.
Жизни Ш. Заявил о себе как консерватор, поклонник Бисмарка и прусского шовинизма. Это отразилось в его переписке с *Ренаном, пытавшимся найти общий язык со Ш. Во время франко-прусской войны (см. Пер. Этой переписки в кн. Де Лавелэ Э., Современная Пруссия в политич. И экономич. Отношениях, СПб., 1870). Скончался Ш. В своем родном городе. Евангелие в толковании Ш. Развивая идеи Гегеля, Ш. Пришел к обоготворению человека, положив начало лево-гегельянскому направлению в философии. По собств. Словам Ш., он предпринял критич. Анализ Евангелий не столько для выяснения историч. Истины, сколько для утверждения "истинной и непреходящей сущности христианства" (к-рая сводилась для него к человекобожию). Заслугой Ш. Явилось то, что он разрушил попытки старого рационализма (*Паулюс и др.) изгнать из Евангелий чудесное.
Оно, по Ш., органически связано с повествованием евангелистов. Однако вся ценность его аргументации уничтожается, когда он объявляет *чудеса вымыслом, возвращаясь тем самым на позиции рационализма. Согласно его априорному утверждению, все реальные факты "суть факты естественного порядка", и "даже самый выдающийся человек всегда был только человеком". Поэтому "в большей части евангельских рассказов" содержится не подлинная реальность, а "собрание мессианических идей того времени". В первой книге Ш. Рассматривает их как стихийно возникшие мифы о Божественном Человеке, а во второй - уже допускает элементы преднамеренного обмана. Саму мысль применить концепцию мифа к Библии Ш. Заимствовал у *Де Ветте, но придал ей специфич.
Характер. "Мифы о Христе", по его гипотезе, имеют один гл. Источник - ветхозав. *мессианизм. "Как только сперва ограниченное число, а потом все более и более возрастающее число верующих признали в Иисусе Мессию, они убедили себя, что все предсказания и все образы Ветхого Завета с тем смыслом и аксессуарами, к-рые связывало с ним толкование раввинов, должны были найти свое исполнение в Иисусе". Скрупулезная критика евангел. Текста подчинена у Ш. Одной цели. Показать, что сказания о Христе отражают гл. Обр. Мессианские верования той эпохи. Однако а) Ш. Не был в состоянии доказать, что мессианские пророчества в принципе не могли исполниться. Б) в его время сведения о мессианских верованиях оставались отрывочными и неполными, что не позволяло строить на них убедительную систему аргументации (Ш.
Часто обращался к постхристианским памятникам *иудаизма, к-рые далеко не всегда отражали верования евангельского и *междузаветного периодов). В) сам Ш. Вынужден был признать, что жизнь Христа "нисколько не отвечала национальным упованиям, под нек-рой властью к-рых находились даже самые передовые ученики". Его метод отыскивания в каждом евангельском сказании отзвуков мессианских идей был порочен в корне, ибо позволял объявлять любой из рассказов мифом на основе поверхностных и спорных аналогий. Так, находя в Евангелиях нечто, хотя бы отдаленно сходное с мессианскими пророчествами, он вычеркивал это из евангельской истории как миф. Приведем неск. Примеров аргументации Ш. По его мнению, рассказ о преследовании Иисуса в детстве - миф, т.к.
Смертельной опасности в детстве подвергался Моисей. Прототипом сказания о приходе Отрока Иисуса в Храм послужил рассказ о детстве прор.Самуила. Иисус был искушаем в пустыне, но это миф, поскольку искушениям подвергались Авраам, Моисей, Давид. Рассказ о призвании учеников и сказания об исцелениях заимствованы из легенд об Илие и Елисее. Сообщение о самоубийстве Иуды не может быть историч., т.к. Во 2 Цар 17:23 сказано, что советник Авессалома Ахитофел повесился. Нетрудно заметить, что, используя подобные аналогии, можно "мифологизировать" любое жизнеописание. Т. О., экзегеза Ш. Предоставляла простор для самого грубого произвола. Но и допуская его, критик оказывался перед неразрешимыми для него проблемами. Ни ВЗ, ни народно-раввинистич.
Мессианизм не знали Мессии-Проповедника, Мессии распятого и воскресшего. Для Ш. Иисус был рядовым учителем, галилейским раввином, имевшим мессианские притязания. Во второй книге он признал, что в Нем было нечто значительное, производившее впечатление на современников. Но это не может объяснить того грандиозного духовного переворота, к-рый совершился в судьбах народов благодаря евангел. Событиям. Почему именно вокруг этого Учителя сложился столь мощный "миф", способный изменить русло истории. Подобные вопросы остаются у Ш. Без ответа. Сама его попытка реконструировать евангельские события повисает в воздухе, т.к. Большинство из них он объявляет мессианским мифом. Ему оставалось лишь вновь апеллировать к "идее Христа", к "идеальному человеку", к-рый представляет ценность, "даже если бы совсем не существовало исторического Христа".
В последней же своей книге Ш. Отказывается и от ценности этого образа во имя культа нем. Государственности, науки и прогресса. Несмотря на свой деструктивный характер, работы Ш. Косвенным образом содействовали развитию новозав. Науки. Он обратил внимание экзегетов на мн. *противоречия и *трудные места в Евангелиях, что вызвало к жизни новые исследования христиански мыслящих библеистов. Следует отметить генетич. Связь между идеями раннего Ш. И воззрениями *Бультмана. Streitschriften zur Verteidigung meiner Schrift uber das Leben-Jesu, Bd.1-3, Tub., 1837. Gesammelte Schriften, Bd.1-12, Bonn, 1876-78. В рус. Пер. Чудеса Христа, СПб., 1907. А р с е н ь е в К.К., Давид Фридрих Ш. Биографич. Очерк, "Вестник Европы", 1878, №9-10. Прот.*Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 1887.
В е р н е р И., Евангелие и немецкая свободная критика. Дав. Фр. Ш., "Новый Путь", 1904, №4-5. Архим.*М и х а и л (Лузин), О Евангелиях и евангельской истории, М., 1870. *Р е н а н Э., Историки - критики Иисуса, в его кн. Очерки по истории религии, пер. С франц., СПб., 1907. Ц е л л е р Э., Биография Давида Фридриха Ш., в кн. Д.Ш. Старая и новая вера, Лейпциг-СПб., 1906. Ц и г л е р Т., Умственные и обществ. Течения XIX в., пер. С нем., СПб., 1900. ФЭ, т.5. ФЭС. ЭСБЕ, т.39a. *B a r t h K., David Friedrich Strauss als Theologe 1839-1939, "Theologische Studien", 1939, Hft.6. *H а u s r а t h A., David Friedrich Strauss und die Theologie seiner Zeit, Bd.1-2, Heidelberg, 1876-78. S c h w e i t z e r A., GLJF. Z i e g l e r T., David Friedrich Strauss, Bd.1-2, Strassburg, 1908.
Проч. Иностр. Библиогр. См. В LTK, Вd.9, S.1108. ODCC, р.1314. RGG, Bd.6, S.416..
Дополнительный поиск Штраус
На нашем сайте Вы найдете значение "Штраус" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штраус, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 6 символа