Алябьев Александр Александрович

167

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг-Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее воспитание. Образование свое А. Закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов. "Вечерком румяну зорю", "Соловей" и других. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге шла в первый раз комическая опера А.

"Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен "Польский", сочиненный А., а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" с увертюрой и прочей музыкой А. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым . "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним А. Написал в сотрудничестве с Верстовским . В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева, "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной А. В сотрудничестве с Верстовским и Шольцем .

В том же году А. Был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева произошло от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 года мнением государственного совета А. Был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Тобольск ("Исторический Вестник", 1908 года, апрель, "К биографии А." А.В. Безродного). Этот случай описан в романе Писемского "Масоны" (Лябьев). В ссылке А. Занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданною, как и прочие сочинения А., кроме романсов.

Церковные сочинения А. В церковно-певческую практику не вошли. Рукописи их хранятся в библиотеке московской консерватории. Через несколько времени А. Был помилован, но ему был воспрещен въезд в столицы. Запрещение это было еще в силе в 1840 году, но вскоре затем было снято. Возвратившись в Москву, А. Продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Для концерта в пользу нищих А. Написал, например, гимн благотворительности на патриотические стихи Ф.Н. Глинки для оркестра, хора и для голоса соло. В том же концерте была исполнена написанная А. "Песнь на смерть Лаврова" (артиста московского театра).

Опера А. "Аммалат-Бек" на сюжет повести А.А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Рукопись ее хранится в московской консерватории. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится к позднейшему периоду творчества А. Она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами А. Это - ряд сольных вокальных номеров в куплетной форме романсов А. Эти номера чередуются с мелодекламацией и с небольшими инструментальными интермедиями, весьма бесхитростными по музыкальному изобретению, но пытающимися охарактеризовать то или другое сценическое положение, начиная с интродукции, рисующей лунную ночь в горах Кавказа, и кончая номерами, иллюстрирующими бегство пленника и гибель черкешенки в реке. Хоров в "Кавказском пленнике" вовсе нет.

Значение А. В истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. Музыка в его водевилях состоит, кроме увертюр и инструментальных интермедий, большею частью из куплетов, запеваемых на один мотив. Оперы примитивны по форме, не отличаясь по существу от водевилей. В романсах, имеющих почти всегда ту же куплетную форму, А. Обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера. Декламация естественна и довольно выразительна. Фортепианное сопровождение, простое по гармонии, написано звучно, но не разнообразно, хотя в нем зачастую сказываются намерения иллюстрировать текст ("Вечерний звон", "Зимняя дорога" с подражанием колокольчику, "Черкесская песня" и пр.).

В романсах А. Отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. Остался на месте и теперь устарел. Первое издание романсов А. Выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях. В первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А. Максимович , "Голоса украинских песен", в аранжировке А., Москва) и оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов А. Была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием.

"Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы А. "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю". "Соловей" распевался всюду. Его пели Полина Виардо , Аделина Патти, Марчелла Зембрих. На него писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию. Гр. Тимофеев..

Значения в других словарях
Альтести

Альтести. При Екатерине II вступил в русскую службу (в коллегию Иностранных Дел) уроженец г. Рагузы Андрей Иванович Альтести и пользовался доверием всесильного в то время князя Зубова . Когда воцарился император Павел I , Андрей Иванович был посажен в Киево-Печерскую крепость и, пробыв в ней 3 года, уехал в Италию, где и умер в 40-х годах нынешнего столетия. У Андрея Ивановича были сын, Матвей, и дочь. Сын служил в России поручиком в Изюмском гусарском полку. 30 декабря 1796 года он был уволен в..

Альфонский Аркадий Алексеевич

Альфонский, Аркадий Алексеевич, хирург (1796 - 1869), сын врача, получил среднее образование в Москве, в лютеранском церковном училище. 14 лет поступил (в 1810 году) на медицинский факультет Московского университета, в 1817 году защитил диссертацию на степень доктора медицины и оставлен при Московском университете по кафедре хирургии. В 1823 году был уже экстраординарным профессором. Несколько лет был деканом и проректором медицинского факультета, а с 1842 по 1848 и с 1850 по 1863 годы - ректоро..

Алябьевы

Алябьевы, дворянский род, происходящий от Александра, выехавшего в Москву к великому князю Василию Ивановичу из Польши и пожалованного имениями в Муромском уезде. Внук Александра, Венедикт Афонасьев, по прозванию Голова, писан в жалованных грамотах. "Голова Афонасьев сын-А." (1573), а его дети. Савка, Андрей и Моисей "писаны в детях боярских" по городу Мурому. Род числился по Ярославской губернии. Алябьевы служили в воеводах, стольниках, и один из них, Григорий Андреевич, был послом в 1631 году ..

Алякрицкий

Алякрицкий, знаток русского церковного крюкового пения. Состоял певчим придворной капеллы во 2-й половине XVIII века. Ему (по другим - Бортнянскому ) приписывают "Проект напечатания древнего российского крюкового пения", один из редких списков которого хранится в СПб. В Публичной библиотеке.. ..

Дополнительный поиск Алябьев Александр Александрович Алябьев Александр Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алябьев Александр Александрович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алябьев Александр Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 31 символа