Анненков Павел Васильевич
Анненков, Павел Васильевич, известный писатель. Родился в семье богатого симбирского помещика 19 июля 1812 года. Образование получил в горном корпусе, где дошел до старших, специальных классов, а затем слушал лекции в Петербургском университете, по философскому (историко-филологическому) факультету. В 1833 году поступил на службу, по финансовому ведомству, которую вскоре оставил. Сильное влияние оказал на него Белинский , к кружку которого он примкнул в 1839 году и об участниках которого впоследствии написал чрезвычайно ценные воспоминания ("Замечательное десятилетие" и пр.). В 1840 году А. Уехал за границу, где провел несколько лет, от времени до времени наезжая, впрочем, в Россию. На Западе он очень интересовался социальными движениями и, между прочим, свел знакомство с К.
Марксом. Письма его из-за границы, адресованные сначала к Белинскому, печатались в "Отечественных Записках". Они касались и общественной стороны европейской жизни, и литературной, и художественной. Они еще теснее скрепили связь А. С кружком Белинского, которого А. В 1847 году взял на свое попечение и возил за границу для лечения. Когда в руки друзей Белинского перешел "Современник", А. В нем стал помещать свои "Письма из Парижа" (1847 - 48). О парижской революции "безумного года" он рассказал впоследствии в статье. "Париж в 1848 году". В конце этого года А. Вернулся в Россию, и в первой книге "Современника" в 1849 году напечатал "Заметки о русской литературе 1848 года", которыми открылась деятельность его как критика.
Поселившись в своей казанской деревне, А. Напечатал в "Современнике" в 1849 году "Провинциальные письма". Это лучшая из беллетристических вещей А. Ранее появились в "Современнике" повесть "Кирюша" (1847) и рассказ "Она погибнет" (1848). По поводу последнего Белинский писал ему. "род вашего таланта не такой, какой нужен поэту, для рассказчика же у вас гораздо больше таланта, чем сколько нужно". Критика очень сочувственно встретила "Провинциальные письма", с их картинками приволжского пейзажа и интеллигентского и простонародного быта. Но в беллетристике, несмотря на ум и наблюдательность, А. Видного положения не занял. В половине 1850-х годов А. Занялся работой, не утратившей до сих пор своего значения, - изданием сочинений Пушкина и составлением первого крупного опыта его жизнеописания, под именем "Материалов для биографии".
Специальная критика обнаружила и до сих пор продолжает обнаруживать много недостатков в его комментаторском, редакторском и биографическом труде, обличая и ошибки в освещении предмета, и шаткость метода, и общую небрежность. Но нельзя не признать, что именно А. Положил начало наукообразному пушкиноведению. Начал А. Свою работу еще при николаевской цензуре, с которой ему пришлось выдержать долгую борьбу, а закончил уже при новом государе, когда получил возможность издать целый дополнительный том сочинений Пушкина. О тогдашних цензурных условиях, в которых отразилось общее тогдашнее положение литературы, А. Рассказал в статье "Любопытная тяжба" ("Вестник Европы", 1881 год). На раздававшиеся впоследствии упреки в преднамеренном исключении из собрания произведений Пушкина многих пьес А., ссылаясь на те же цензурные условия, справедливо отвечал.
"Достоверно, что, предоставив работу будущим и более свободным эпохам, не встретилось бы печальной необходимости жертвовать стихами, строфами, периодами пушкинского текста для сбережения остального клочка его раздробленной мысли, как это случилось и должно было случиться со многими отрывками и цельными его произведениями при несвоевременном их опубликовании". Памятником прежней цензуры навсегда останется эта статья, в которой А. Рассказывает, как приходилось ему бороться с чудовищно-придирчивой и нелепо-подозрительной цензурой и даже "для устранения противников употреблять оружие, у них же отобранное или позаимствованное". Его "Материалы для биографии" в некоторых отношениях служат даже первоисточником.
Изучение Пушкина без них немыслимо (2-е издание вышло в 1873 году). За пушкинскими работами последовала биография Н.В. Станкевича ("Н.В. Ст. Переписка и его биография", М., 1857). Станкевича А. Лично не знал, но, вращаясь в кружке, хранившем предание о нем и сделавшем его предметом культа, сумел понять его. И если образ Станкевича, который сам ничего не сделал для сохранения своего имени, живет в истории, то в значительной степени благодаря труду А. В том же году А. Напечатал свои воспоминания о Гоголе , с которым жил вместе и был близок в Риме, в 1841 году. Вообще мемуары являются наиболее прочной и ценной частью литературного наследия А. К ним принадлежат также воспоминания об "идеалистах тридцатых годов" - Огареве , Белинском, Кольцове , В.П.
Боткине , Грановском , Герцене , Бакунине , Тургеневе (собраны в книге "Литературные воспоминания", СПб., 1909). В середине 1850-х годов А. Выступил на поприще литературного критика и писал о многих современных явлениях литературы, между прочим - о произведениях Тургенева, графа Льва Толстого , графа Алексея Толстого , С.Т. Аксакова , Островского , Писемского , Салтыкова , Кохановской и других. "С первых критических этюдов, - говорит Пыпин, - А. Упрекали в некоторой темноте его стиля. Припоминаем из его бесед, что эта темнота была почти намеренная - с одной стороны, она давала иной раз ему возможность избежать внешнего неудобства, с другой - должна была удерживать читателя на высоте отвлеченных соображений, требовать и возбуждать его внимание".
Но А. Был таков всегда и при всяких условиях, что объяснялось не только размерами его дарования, но и основным недостатком его литературного миросозерцания - туманным эклектизмом, который не дал ему примкнуть к определенному направлению и на чем-нибудь остановиться. Он иногда являлся эстетиком и доказывал, что "развитие психологических сторон лица или многих лиц составляет основную идею всякого повествования, которое почерпает жизнь и силу в наблюдении душевных оттенков, тонких характерных отличий, игры бесчисленных волнений человеческого нравственного существа в соприкосновении его с другими людьми", и что "вряд ли дозволено делать рассказ проводником этических или иных соображений и по важности последних судить о нем".
В другой же раз А. Хвалил Тургенева за то, что "от него всегда можно ожидать именно того слова, которое на очереди, или которым занято большинство умов. Преимущество это, кроме таланта, условливается и обширностью горизонта, каким пользуется его мысль". Писемского А. Упрекал за то, что у него нет добродетельных героев, "этих избранных существ, которые возникали в фантазии авторов из потребности указать чувству читателя искупительную жертву несправедливости и ободрить его при торжестве неразумных, темных или порочных начал. Задача романа в том, чтобы показать читателю, куда должны обращаться его симпатии". Такие противоположные взгляды на каждом шагу перемежаются в критических статьях А. Не выяснивший себе самому определенного литературно-общественного созерцания критик только запутывал читателя.
Однако литературный вкус А. Был очень развит. На него охотно полагался такой взыскательный художник, как Тургенев. В 1870-х годах А. Вернулся к изучению Пушкина, и в 1873 году поместил в "Вестнике Европы" исследование. "А.С. Пушкин в Александровскую эпоху" (отдельное издание, СПб., 1874). Со стороны литературной техники и исторической ценности эта книга несравненно выше "Материалов для биографии", которыми можно только пользоваться, но которые трудно читать. Правда, в своей второй работе, посвященной Пушкину, А. Имел возможность говорить о многом таком, о чем двадцать лет назад ему приходилось молчать. Глубже погружаясь в изучение великого поэта, А. Написал еще две интересные статьи. "Общественные идеалы А.С. Пушкина" ("Вестник Европы", 1880) и "Литературные проекты А.С.
Пушкина" ("Вестник Европы", 1881). За труды о Пушкине Московский университет в 1880 году, во время празднования столетия памятника Пушкину, избрал А. Своим почетным членом. Часть собранных им и не вполне использованных бумаг Пушкина хранится в библиотеке Академии Наук. В частной жизни А. Отличался добротой и благожелательностью. На своем литературном пути он был образцом честного писателя, выше всего дорожившего литературой. Большое участие он принимал в деятельности литературного фонда в первые годы после его основания. Умер он 8 марта 1887 года за границей (в Дрездене), где провел последние двадцать лет своей жизни. Сочинения его (не все) вошли в три сборника. "Воспоминания и критические очерки" (три тома, СПб., 1877 - 1881).
"П.В. Анненков и его друзья, Литературные воспоминания и переписка 1835 - 1885 годов" (СПб., 1892) и "Литературные воспоминания" (СПб., 1909). Биографические и библиографические сведения о нем см. У С.А. Венгерова в "Критико-биографическом словаре", т. I, 596 - 611, 954, и "Источниках словаря русских писателей", I, 79 - 81. Некрологическая статья А.Н. Пыпина - в "Вестнике Европы" 1887, № 4. Предисловие к "Литературным воспоминаниям". Н. Лернер..
Дополнительный поиск Анненков Павел Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Анненков Павел Васильевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анненков Павел Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 25 символа