Василий Емельянович

91

Василий Емельянович (1729 - 1797) - старообрядец поморского согласия, основатель покровской часовни в Москве. Беспоповцы, отправляясь от мысли о пришествии антихриста, отрицательно относились к браку. На практике вопрос об отношении полов улаживался компромиссным путем. Иногда, однако, он обострялся, и поднимались нескончаемые споры. Современник Василия, организатор Федосеевского Преображенского кладбища в Москве, Ковылин, запрещение брака предъявлял в решительной форме. Преображенцы закрывали глаза на действительность. "Хоша семерых роди, только замуж не ходи". Такое грубое расхождение жизни с учением для многих было невыносимо. Отсюда появление книги стародубского беспоповца Ивана Алексеева "О тайне брака", в которой он говорит, что брак есть тайна хотя и не в смысле таинства, как понимает его православная церковь.

Наставления Алексеева возымели действие. Беспоповцы стали венчаться у "никониан". Тогда выступил Василий Емельянович. Он первый, по словам Павла Любопытного , "открыл в Москве начало брачного чина и первый из пастырей стал торжественно избавлять женящихся христиан от явной пропасти никониазма". Он заявил. "Не в том де замыкается сила таинства брака, чтоб в церкви, или через попа оную отправить. Но по согласию сочетавающихся и благословению с обеих сторон родителей. Бог венчает и нам в том недостаток дополнит". Всех обращавшихся к нему беспоповцев Василий стал благословлять на брак. "Женившийся не согрешает, брак чист и ложе нескверно". Вокруг Василия составилась группа горячих приверженцев до 50 человек. Купец Монин предложил уступить для постройки молитвенного дома землю, на которой, благодаря влиянию Василия и пожертвованиям богачей, скоро появилась деревянная часовня в нынешнем 2-м квартале Лефортовской части, а при ней просторное здание для призреваемых.

В 1765 г. Василий был назначен настоятелем часовни. Новая община организовалась по правилам Денисова, приняла Выгорецкий устав и стала под преобладающее влияние Выговского монастыря. Началась упорная борьба с Преображенским кладбищем. Ковылин вынужден был созвать собор на кладбище. Покровцы пошли туда уверенно и смело, но собор не оправдал их ожиданий. Ковылин вместо рассуждений о браке поставил вопрос об антихристе. Это был удачный маневр. Отвергнуть мысль об антихристе - значило пошатнуть все здание беспоповщины в самом его основании. Василий только отчасти помог делу заявлением, что "относительно бытия антихристова в мире, чувственно или духовно он царствует", спорить дело излишнее, так как предмет этот "не до веры принадлежит".

С этих пор дело Василия Емельяновича развивалось все с меньшим успехом. Ковылин вполне ценил силу противника. По одному известию, однажды он пригласил к себе Василия, и "сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение сокруши. Вторый Ирод ударил истину глаголющаго по лицу своею рукою". Василий 30 лет управлял Покровской часовней. Он написал немало сочинений, список которых дает Павел Любопытный в своем каталоге. - См. П.Н. Милюков "Очерки по истории русской культуры" (в. 2, изд. 4-е, СПб., 1905). Ливанов "Раскольники и острожники", т. III. Профессор И. Нильский "Семейная жизнь в русском расколе". Исторический очерк раскольнического учения о браке (в. I, СПб., 1869)..

Значения в других словарях
Василий Даирович

Василий Даирович - сын, по Герберштейну, Мениктара, или, по Разр. Книгам, Мулехтара, брата казанского хана Алегама. Он был одним из воевод великого князя Василия Ивановича . Упоминается в походе московских войск, в 1519 г., на Литву.. ..

Василий Дмитриевич Кирдяпа

Василий Дмитриевич Кирдяпа (около 1350 - 1403) - старший сын Димитрия-Фомы Константиновича Суздальско-Нижегородского, князь Суздальский и Городецкий. Посланный отцом с братом Семеном для переговоров с захватившим Нижний Борисом Константиновичем и не принятый дядей, Василий отправился в Орду, откуда вывез отцу ярлык на великое княжество владимирское. Димитрий отказался от ярлыка в пользу московского князя, но зато с помощью последнего выгнал из Нижнего Новгорода Бориса, которому дал Городец, а в ..

Василий Иванович

Василий Иванович - младший сын смоленского князя Ивана Александровича . В 1396 году, вероятно, вследствие каких-нибудь междукняжеских распрей, Василий пришел в Новгород, и новгородцы приняли его. Вскоре он куда-то вышел из Новгорода, но в 1398 г. Опять пришел туда вместе с Патрикеем Наримонтовичем, князем Литовским. На этот раз, по замечанию летописи, Василий пришел в Новгород вследствие гонений Витовта . "Полное собрание российских летописей", III (1397), IV, V и VI (тоже), VIII (1396). "Никон...

Василий Иванович (великий Князь Рязанский)

Василий Иванович - великий князь Рязанский (1448 - 83). Порученный отцом, умершим в 1456 г., попечению великого князя московского, 8-летний Василий был увезен в Москву. Рязань оказалась в полном распоряжении Василия Московского, пославшего по городам княжества своих наместников. Но присоединить ее окончательно не решились ни Василий II Васильевич, ни сын его. В 1464 г. Иван III и мать его отпустили юного Василия Ивановича на рязанское княжение, а зимой в том же году в Москве он вступил в брак с ..

Дополнительный поиск Василий Емельянович Василий Емельянович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василий Емельянович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий Емельянович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 19 символа