Верстовский Алексей Николаевич

166

Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. В Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения. Обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. В Петербурге. За ней последовали оперы-водевили. "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым ).

"Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822). "Сантиментальный помещик" (1822). Больше всего имела успех "Дом сумасшедших", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. Он был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой. "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1822), "Хлопотун, или Дело мастера боится" в одном акте (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", "Встреча дилижансов", "Тридцать тысяч человек", "Три десятка" (последние четыре - в 1825 г.).

При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог "Торжество Муз", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам", "Средство выдавать дочерей замуж", "Новый Парис", "Станислав" и "Рославлев"). В патриотической пьесе Скобелева "Кремнев", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли С.Т. Аксакова , Верстовский приступил к сочинению оперы "Пан Твардовский" (на либретто Загоскина ), поставленной в 1828 г. В Москве с большим успехом. Опера "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на либретто профессора С.П.

Шевырева из одноименной поэмы Жуковского (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. С знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - "Тоска по родине" (1839), "Чурова Долина, или Сон на яву" (1841) и "Громобой" (1858. Либретто Д. Ленского по первой части "Вадима" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха "Аскольдовой Могилы" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям ("Сила Песнопения", 1817.

"Гезиод и Олаф", 1827). Кантаты и хоры, в том числе "Три песни, или Освальд" и "Певец во стане русских воинов", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. Юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром "Велик Господь", два военных гимна. Несколько десятков романсов. Из них "Черная шаль" (Пушкин ) и "Колокольчик" исполнялись со сценой, а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (Пушкин) исполняла не раз Полина Виардо-Гарсиа . Два польских для оркестра. Три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с А.И. Писаревым издал "Драматический Альбом на 1826 г." в двух частях, музыкальной и литературной.

В последней имеется статья Верстовского (не оконченная). "Отрывки из истории драматической музыки". В 1827 - 1828 гг. Он издавал "Музыкальный Альбом". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме "Аскольдовой могилы"). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу. "За "Аскольдову могилу" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..." Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах.

В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития. Вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет. Оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура "Аскольдовой могилы" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен.

Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще Серов . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток. Хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником Глинки , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. Н. Финдейзен , "А. Н. В." ("Ежегодник Императорских Театров", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В "Русской Музыкальной Газете", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем..

Значения в других словарях
Верныгора

Верныгора - казак, родом из Запорожья, из деревни Дмитровки, по левой стороне Днепра, живший в конце XVIII и начале XIX столетия и пользовавшийся славой предсказателя. Корсунский староста Суходольский взял на себя труд записать его предсказания. Этим лицом воспользовался польский писатель Михаил Чайковский , иначе Садык-паша, выставив его героем одной из своих повестей под тем же заглавием ("Wernyhora"), в которой в крайне идиллическом и неверном свете представляются исторические польско-малорус..

Верстовская Надежда Васильевна

Верстовская, Надежда Васильевна - артистка (1809 - 67), дочь театрального музыканта из столыпинских крепостных, В.Д. Репина. Училась в театральном училище. В 1825 г. Репина вошла в состав императорской труппы и скоро становится любимицей московской публики. По выражению В.Г. Белинского , вся она была огонь, страсть, трепет, дикое упоение. В ролях Лизы ("Л.Г. Синичкин"), Сусанны ("Свадьба Фигаро"), в мольеровских комедиях она не имела соперниц. Она покинула сцену в 1841 г. И вышла замуж за А.Н. В..

Верт Эдмунд Альбертович

Верт Эдмунд Альбертович - филолог (1839 - 1907). В 1866 г. Переселился в Россию, преподавал латинский язык в петербургском историко-филологическом институте, училище Правоведения, первой гимназии и училище при реформатских церквах. Поместил в "Журнале Министерства Народного Просвещения" ряд статей (например, "De coemptione", 1875. "Аттическое наречие", 1888. "Местоимение ollus", 1901). - см. П.П. Соколов в "Гермесе", 1907, № 6. А. Малеин в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1908, книг..

Верховские

Верховские - русский дворянский род, с конца XVII века владевший поместьями в Галичском уезде и записанный в VI часть родословной книги Костромской губернии. Есть еще старинный дворянский род, ведущий начало от Адама Верховского, пожалованного поместьями в Смоленском уезде королем польским Владиславом IV в 1641 г. Род этот записан в VI часть родословной книги Смоленской губернии. В. Р-в.. ..

Дополнительный поиск Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Верстовский Алексей Николаевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Верстовский Алексей Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 30 символа