Глинка Александр Сергеевич

113

Глинка, Александр Сергеевич - талантливый критик. Пишет под псевдонимом Волжский. Родился в Симбирске около 1880 г. Выдержав экстерном экзамен на аттестат зрелости, поступил на юридический факультет Московского университета. За участие в уличных студенческих беспорядках 1901 г. И по обвинению в издании нелегального органа "Студенческая Жизнь" сидел некоторое время в одиночном заключении, а затем был выслан на родину. Студентом 1-го курса напечатал "О ценности" в "Научном Обозрении" (1900, № 5. В 1902 г. Издал (СПб.) "Два очерка об Успенском и Достоевском", в 1903 г. (СПб.) - "Очерки о Чехове", в 1907 г. (СПб.) "Гаршин как религиозный тип", в 1907 г. (СПб.) "Ф.М. Достоевский. Жизнь и проповедь". Получил от Н.К. Михайловского предложение принять участие в "Русском Богатстве", во многом не сошелся с редакцией и поместил в этом журнале только статью "Г.И.

Успенский о заболевании личности русского человека" и несколько рецензий. В "Мире Божьем" поместил статьи о Короленке (1903, № 7) и Достоевском (1905, № 6 - 8), в "Вопросах философии и психологии" (кн. 64) - "Торжествующий аморализм", в "Русских Ведомостях" (1903) - "Человек в философской системе Владимира Соловьева". Когда окончился срок ссылки, Глинка некоторое время жил в Самаре и сотрудничал в "Самарской Газете", позднее в "Самарском Курьере". В 1903 г. Был приглашен вести критический отдел в "Журнале для всех", где поместил ряд обративших на себя большое внимание статей о Горьком (1904, № 1 и 2), Леониде Андрееве (1904, № 7), Метерлинке (1904, № 9), неоидеализме (1903, № 12), марксизме (1904, № 4) и др.

Ярко выраженный уклон в сторону мистики был причиной того, что Глинке пришлось оставить журнал, распространенный в среде, которая с величайшей подозрительностью относится о всякой мистике, боясь ее родства с клерикализмом. Он принял участие в преобразованном "Новом Пути", а с 1905 г. Состоял деятельным сотрудником "Вопросов Жизни", где, между прочим, поместил обширную статью. "Мистический пантеизм В.В. Розанова" (№ 1 - 3). Часть написанного Глинкой собрана им в книге "Из мира литературных исканий" (СПб., 1906). Заглавие этого сборника очень верно определяет основную черту духовного облика Волжского. Он - искатель истины в лучшем смысле слова. Ему чужда робость людей, желающих прежде всего успокоения на лоне какого-нибудь определенного миросозерцания.

Мысль его всегда тревожна. "Критиком" Волжского можно назвать только с формальной точки зрения, потому что он пишет по поводу литературных явлений. Чисто литературная сторона этих явлений его совершенно не интересует. В книжке о Чехове он так прямо и заявляет, что цель его - "рассмотреть идейное содержание литературной работы Чехова под одним строго определенным углом зрения". Разбирая творчество Горького, он тоже прямо отказывается от разбора художественных особенностей его. Властитель дум Волжского - Достоевский - занимает его исключительно со стороны постановки религиозно-нравственной проблемы. В своих исканиях Волжский пережил два основных фазиса, осложненных, однако, тем, что ни с одним из пережитых настроений он не сливался всецело.

В первом фазисе молодые порывы все "искали самого настоящего, где все станет понятно и поймешь самое важное, что делать теперь же, куда себя девать, как использовать рвущиеся на живое и ответственное дело молодые, задорные силы". Мучил трагизм человеческого существования, более всего - "унижение человеческое", манила "греза о конечной гармонии всечеловеческого успокоения, всеобщего спасения от зла", хотелось "жить и работать для этого, всего себя отдать, и скорее, скорее..." Но как. Ответ давали Чернышевский , Добролюбов , Писарев , Миртов и, особенно, Михайловский. Это решающее значение Михайловского в "духовной родословной" молодого писателя "было превзойдено новым углубленным чтением и изучением Достоевского".

Промежуточным звеном было увлечение Кантом и неокантианством, от "Критики чистого разума" к "Критике практического разума", от гносеологии к религии и религиозной метафизике. "В Достоевском и в том, что за ним и около него, я пережил свой собственный личный кризис рационализма и сознательно и свободно пошел к подлинной религии, не чураясь метафизики и не боясь мистики. Достоевский влек меня, конечно, не в социально-политических моментах своего творчества, а в религиозно-философских озарениях. Осложнение старой идеологии новыми напластованиями шло у меня медленно, с вечной боязнью оступиться, с раздумьем и оглядыванием назад, в страхе переступить дорогое старое новым нужным. Это не страх свистков и усмешечек, которыми преследуется в нашей прогрессивной литературе все уклоняющееся из-под общепризнанного шаблона, а боязнь самого себя, желание не обрывать без нужды традиционной преемственной связи, потребности быть в связи с прошлым, с умершим, своего рода культ отцов, предков.

Нарастающая сложность религиозно-философских увлечений всегда была для меня требованием живой совести, как интеллектуальной, так и этической, дальнейшим обоснованием и укреплением того живого делания, к которому звали все впечатления с самого раннего детства". Как ни искренни и глубоки порывы Глинки к мистике, они не идут на пользу его изящного и тонкого таланта. Как писатель-мистик, он не представляет интереса, потому что в этой области мало самостоятелен и слишком доверчив. К Достоевскому он, например, относится с совершенно слепым обожанием, не желая замечать его точек соприкосновения с византинизмом и грубым шовинизмом. Еще печальнее увлечение патологической эротикой Розанова . Совершенно не соответствует также тревожности исканий Волжского его стремление к осевшим формам религиозной мысли.

Лучшая сторона его "живого делания" там, где он в рассудочность русской радикальной программы вносит мечтательность мистических порываний, выводя обязанности мыслящего человека из тоски по идеалу, из потребности жертвы, из любви к Богу как началу справедливости. Соединение мистики и метафизики с непреклонной преданностью русской социально-политической радикальной программе делает Глинку одним из наиболее видных представителей того "неоидеализма", который создан в последние годы С. Булгаковым , Н. Бердяевым , профессором Новгородцевым, П.Б. Струве и др. С. Венгеров..

Значения в других словарях
Глебовы

Глебовы. - Существует несколько старинных дворянских русских родов Глебовых. Древнейший из них производит себя от косожского князя Редеди , убитого в 1022 г. Мстиславом Владимировичем Тмутараканским, который пленил его двух сыновей и окрестил под именем Романа и Юрия. Праправнук Романа, Глеб Михайлович Сорокоумов, был родоначальником рода Глебовых. Его внуки Иван Васильевич Ощера и Дмитрий Васильевич Бобр были в XV в. Окольничими. Позднейшие представители рода Глебовых в XVI и XVII столетии выше..

Глинка Авдотья Павловна

Глинка, Авдотья Павловна - писательница, урожденная Голенищева-Кутузова (1795 - 1863). Особенно любила немецких поэтов, переводила их и писала стихи в подражание им. В тридцатых годах вышла замуж за Федора Николаевича Глинку . Напечатала много оригинальных и переводных произведений в стихах и прозе. Охотно и удачно переводила Шиллера ("Песнь о колоколе", "Военная песня" из "Лагеря Валленштейна", "Рыцари", "Певцы", "Сражение с драконом", "Идеалы"). Все эти переводы она собрала в отдельную книгу. ..

Глинка Григорий Андреевич

Глинка, Григорий Андреевич - двоюродный брат Сергея и Федора Глинки (1774 - 1818), учился в пажеском корпусе, дослужился до штабс-капитана, в 1800 г. Вышел в отставку, некоторое время исполнял обязанности цензора иностранных книг в Кронштадте, а в 1802 г. Назначен профессором русского языка в Дерптский университет. В 1811 г. Приглашен императрицей Марией Федоровной "кавалером" великих князей. Кроме того, он преподавал русский язык императрице Елизавете Алексеевне , великому князю Николаю Павлови..

Глинка Дмитрий Григорьевич

Глинка (Дмитрий Григорьевич, 1808 - 1883) - дипломат и писатель. Был секретарем русского посольства в Лондоне, с 1857 г. Чрезвычайным посланником в Рио-де-Жанейро, а с 1871 г. До своей смерти - в Лиссабоне. Глинка напечатал "Esquisse d'une theorie du droit naturel" (Берлин, 1832) и "La philosophie du droit ou explication des rapports sociaux" (Париж, 1842). 4 издание этой книги вышло под заглавием. "La science de la societe humaine" (Париж, 1867) и переведено на русский язык П.А. Бибиковым . "На..

Дополнительный поиск Глинка Александр Сергеевич Глинка Александр Сергеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глинка Александр Сергеевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глинка Александр Сергеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа