Димитрий Туптало

104

Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. В местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, был казаком макаровской сотни киевского полка и служил сначала Польше, потом Москве. Отличался большим благочестием, как и жена его, мать святителя. 11 лет Даниил (в монашестве Димитрий) поступил в киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский . Состояние коллегии было незавидное. У нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое. Оно давало формальное знание латинского языка, приучало к составлению проповедей и стихов, но не снабжало фактическим знанием. В 1665 г. Коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенко и возобновлена лишь в 1669 г.

Даниилу пришлось поучиться в ней только три года (1662 - 1665). Поселясь в Кирилловском монастыре, в 3 верстах от Киева, он в 1668 г. Принял монашество от игумена Мелетия Дзика. Мелетий Дзик был одним из наиболее образованных людей своего времени, и влияние его на Димитрия было благотворно. Димитрий был близок с теми представителями малорусского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православия, и защитниками самостоятельности малорусской церкви, ее независимости от московского патриарха - с киевским митрополитом Иосифом Тукальским , черниговским архиепископом Лазарем Барановичем , Мелетием Дзиком. В 1675 г. Димитрий перешел в Густынский монастырь, близ города Прилук, а оттуда - в Чернигов.

К этому периоду жизни Димитрия относится первое дошедшее до нас его сочинение. "Руно орошенное", изданное в 1680 г. В 1677 г. Димитрий уехал в Литву, на поклонение иконе Новодворской Богородицы, и близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Василевичем, который тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем. В 1678 г. Димитрий проживал то в Вильне, то в Слуцке, и говорил проповеди, которые не сохранились. После смерти Василевича Димитрий, в 1679 г., выехал из Слуцка в Чернигов. Ко времени пребывания Димитрия в Литве относят (И.А. Шляпкин ) ознакомление Димитрия с латино-польской пропагандой и возникновение в нем симпатий к Московскому государству. Димитрий поселился на время в Батурине, при дворе гетмана Самойловича , и в 1682 г.

Получил в управление Батуринский монастырь, но уже в следующем году оставил игуменство в этом монастыре, переехал в Киев и поселился в лавре. В это время он приступил к составлению Четьи-Миней (жития святых). Он принялся за работу 6 мая 1684 г. И настойчиво вел ее около 20 лет. В лавре Димитрий был официальным проповедником. Митрополит киевский Варлаам Ясинский называет Димитрия, в 1689 г., искусным и благоразумным проповедником слова Божия. Первая проповедь Димитрия, дошедшая до нас, сказана в 1685 г. В 1686 г. Димитрий вторично принял игуменство в Батуринском монастыре. В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьи-Миней. В 1692 г. Димитрий оставил батуринское игуменство, "для спокойнейшего писания житий святых", и поселился в типографии Киево-Печерской лавры.

В конце 90-х годов Димитрий был на короткое время игуменом в Глуховском монастыре, потом в Кирилловском, потом в Елецком. Произносил, при случае, проповеди. Печатал понемногу Минеи. В 1701 г. Димитрий был назначен митрополитом сибирским. Но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и, по его просьбе, Петр позволил Димитрию остаться в Москве. В 1702 г. Димитрий назначен был митрополитом ростовским. В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Паства была темная, бедная, погрязшая в суевериях. Димитрий учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Димитрий заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории церкви и о расколе.

Среди дел благочестия, в трудах научно-литературных, святой Димитрий скончался 23 октября 1709 г. В Ростове. Открытие мощей его последовало в 1752 г., а в 1757 г. Димитрий причислен к лику святых. Сочинения святого Димитрия разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисленные проповеди. Проповеди, сказанные в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны. Проповеди, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой. Главная цель святого Димитрия в проповедях - сделать людей лучше и добрее. Он - защитник всех слабых и угнетенных. Многие проповеди последних годов жизни Димитрия направлены против раскола.

В проповедях, вызванных реформами Петра Великого, Димитрий различает в Петре человека и царя. Он обличает некоторые слабости Петра как человека, например, вспыльчивость, и хвалит его достоинства как правителя, например, заботу о просвещении народа. Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, написанное в 1709 г., до сих пор не потеряло своего значения. Содержание его видно уже из заглавия. "Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны". Вера названа брынской по Брынским лесам Калужской губернии, где жило много раскольников и откуда учение их проникало в Ярославль и Ростов. К историческим трудам Димитрия принадлежит летопись от начала миробытия до Рождества Христова, состоящая из нравственных размышлений, Диариум, каталог киевских митрополитов.

Но главный труд его - Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (имели в XVIII веке около 10 изданий. Последнее издание - Москва, 1855). Святому Димитрию принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма "Рождественская". Она построена по образцу юго-западных мистерий. Собрание сочинений Димитрия вышло в Москве в 1786 г. Позднейшие издания - Москва, 1838 - 42 и 1849. Главные сочинения о святом Димитрии Ростовском. Неизвестного автора, 1849, статья Костомарова в "Русской истории в жизнеописаниях" и обширная диссертация И.А. Шляпкина (1891). Н. Сумцов..

Значения в других словарях
Димитрий Святославич

Димитрий Святославич - сын великого князя владимирского Святослава Всеволодовича, князь юрьево-польский, родился до 1228 г., в котором его мать, дочь муромского князя Давида Юрьевича (Евдокия) с согласия мужа своего, вступила в один из муромских монастырей (Борисоглебский). В 1255 г. Димитрий Святославич участвовал в походе Александра Невского на Новгород. Приняв, в 1267 г., пострижение в монахи, вскоре умер (1267 или 1269). Полное собрание русских летописей I, 200, 202, 203, 226. IV, 40. V, 19,..

Димитрий Солунский

Димитрий Солунский - святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страданиях и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 числом месяца октября. О житиях святого Димитрия см. Под тем же числом в месяцеслове архимандрита Сергия. Была попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению - славянин (см. "Чтения общества истории и древностей российских", 1846). В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представляется помощником р..

Димитрий Юрьевич Красный

Димитрий Юрьевич Красный - см. В статье Димитрии Юрьевичи (Шемяка и Красный) .. ..

Димитрий Юрьевич Шемяка

Димитрий Юрьевич Шемяка - см. В статье Димитрии Юрьевичи (Шемяка и Красный) .. ..

Дополнительный поиск Димитрий Туптало Димитрий Туптало

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Димитрий Туптало" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Димитрий Туптало, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 16 символа