Кудрявцев Виктор Дмитриевич

94

Кудрявцев, Виктор Дмитриевич - философ (1828 - 1892). Окончил курс в Московской духовной академии и там же занимал кафедру истории философии. Преподавал логику и историю философии Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу . В целом ряде статей он касался вопросов, которые были предметом особенного внимания у нас в период шестидесятых годов (о позитивизме и материализме, о прогрессе, о дарвинизме и т. П.). Ему удалось также изложить значительную часть своей философской системы, особенно философию религии и теорию познания. Сочинения Кудрявцева изданы братством преподобного Сергия (Сергиев Посад, 1892 - 1894). Философия для Кудрявцева есть наука об абсолютном и об идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и проявлении в бытии феноменальном.

Она должна вложить душу и жизнь в изучение фактов и озарить их идеальным светом. Для философии требуется метод общенаучный, представляющий соединение синтеза и анализа. Все, не исключая и скептиков, признают существующими мир духовный, мир физический и абсолютно совершенное существо, совмещающее в себе полноту бытия и знания. Если свести эти коренные истины к единству, к истине первоначальной и основной, то такою истиной следует признать бытие существа абсолютного. Идея всесовершенного существа напечатлена в нас самим объектом этой идеи. Духовная и материальная стороны бытия так тесно связаны, что невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два противоположные начала. До сих пор объединяющего начала искали в самом же мировом бытии, в какой-либо из сторон его - духовной (идеализм) или материальной (материализм), при чем всегда приходилось жертвовать одной стороной бытия в пользу другой.

Остается предположить такое объединяющее начало вне мира. Таким образом, вместо монизма субстанциального, лежащего в основе материализма и идеализма, получается монизм трансцендентальный, в котором объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, и дуализм материи и духа получает подчиненное значение. Наше знание не есть субъективный продукт нашего творчества, но выражение в нашем духе самой природы, ее различных свойств и сторон. Поэтому должно быть царство идей, сосредоточиваемых, как в своем центре и источнике, в существе совершенном. Для восприятия воздействия со стороны этого идеального мира требуется особый орган. Хотя для объяснения состава и генезиса как самого вещества, так и различных органических существ следует признать систему относительно-самостоятельных образовательных сил, эти силы должны быть сведены к управляющей ими высшей, божественной силе.

Таким образом, в системе Кудрявцева идея Бога служит ключом при решении как гносеологических, так и космологических вопросов. В своих сочинениях, как и в академическом преподавании, Кудрявцев отличался рассудочной ясностью мысли и свободою от взглядов исключительных и односторонних. Для оправдания теистического мировоззрения он довольствовался критикой известных философских учений, не подвергая основные данные человеческого сознания новому, самостоятельному пересмотру. - См. Статьи Алексея Введенского , предпосланные первому тому сочинений Кудрявцева и вышедшие отдельно. "О характере, составе и значении философии Кудрявцева" (Сергиев Посад, 1893). Подробные биографические сведения. И.Н. Корсунский , в том же первом томе.

Более обстоятельные библиографические указания у Я. Колубовского , в "Вопросах философии и психологии" (1890, книга 4), и в "Философском Ежегоднике" за 1893 г. Я. Колубовский..

Значения в других словарях
Кудрявский Дмитрий Николаевич

Кудрявский Дмитрий Николаевич - языковед. Родился в 1867 г. Окончил курс в Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Состоит профессором Юрьевского университета по кафедре немецкого и сравнительного языкознания. Главные его труды. "Как жили люди в старину. Очерки первобытной культуры" (М., 1894, 4-е издание, исправленное и дополненное, Юрьев, 1911). "Прием почетного гостя по древнеиндийским правилам домашнего ритуала" (СПб., 1896). "Грихья-сутры, как источник для истории..

Кудрявцев Александр Николаевич

Кудрявцев Александр Николаевич - писатель, протоиерей (1840 - 1888). Учился в Московской духовной академии. Был профессором богословия в Новороссийском университете. Главные его труды. "Мухамеданская религия в ее прохождении, существе и отношении к религии христианской" ("Записки Новороссийского Университета", т. ХХ), "Нищенство, как предмет попечения церкви, общества и государства" (ib., т. XLIV). "Сравнительный очерк видов благотворительности" (Одесса, 1884). "Исторический очерк христианской б..

Кудрявцев Михаил Андреевич

Кудрявцев, Михаил Андреевич - живописец (1847 - 1872). Учился в Академии Художеств. На московской Всероссийской выставке 1882 г. Было лучшее его произведение. "Смеющийся мальчик с гармоникой".. ..

Кудрявцев Петр Николаевич

Кудрявцев, Петр Николаевич - историк (1816 - 1858), профессор Московского университета, ученик, друг и преемник Грановского . Учился в московской духовной семинарии, потом в Московском университете, по 1-му отделению философского факультета. По окончании курса был учителем русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома. Нравственная прелесть молодого преподавателя обаятельно действовала на учениц, а гуманность и деликатность отношений вызывали к нему глубо..

Дополнительный поиск Кудрявцев Виктор Дмитриевич Кудрявцев Виктор Дмитриевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кудрявцев Виктор Дмитриевич" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кудрявцев Виктор Дмитриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 27 символа