Россия, Разд. История Русской Литературы (библиография)

127

Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729). Backmeister, "Russische Bibliothek" (Рига и Лейпциг, 1772 - 87). "Известие о некоторых русских писателях", Дмитриевского (издано по-немецки в Лейпциге, по-французски в Ливорно в 1771 г. И т. Д., а также в книге П. Ефремова . "Материалы для истории русской литературы", Санкт-Петербург, 1867). "Опыт исторического словаря о российских писателях" Николая Новикова (Санкт-Петербург, 1772. Перепечатан в "Материалах" Ефремова). Епископ Дамаскин (1737 - 1795), "Краткое описание российской ученой истории" (издано в I том "Истории Российской Академии", М. Сухомлинова ) и "Библиотека российская, или Сведения о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших".

Шторх и Ф. Аделунг, "Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 г." (Санкт-Петербург, 1810). В.В. Сопиков, "Опыт российской библиографии" (Санкт-Петербург, 1783 - 1821). "Роспись российским книгам из библиотеки Смирдина" (Санкт-Петербург, 1828, 4 прибавления, Санкт-Петербург, 1829 - 56). Н. Греч , "Опыт истории русской литературы" (Санкт-Петербург, 1822) и, в переделанном виде. "Учебная книга русской словесности" (Санкт-Петербург, 1830). Митрополит Евгений , "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина" (1818. 2-е изд., Санкт-Петербург, 1827). Его же, "Словарь русских светских писателей, отечественных и чужестранцев, писавших в России" (1838. 2-е изд., Москва, 1845).

М.А. Максимович, "История древней русской словесности" (книга I, Киев, 1839). А.В. Никитенко , "Опыт истории русской литературы" (книга I, введение, Санкт-Петербург, 1845). В.Г. Белинский, "Сочинения" (в статьях о Пушкине установлена история новой русской литературы с художественной точки зрения). А.П. Милюков , "Очерк истории русской поэзии" (Санкт-Петербург, 1847. 3 издание, 1864). С.П. Шевырев, "История русской словесности, преимущественно древней" (Москва, 1858 - 1860). А.Д. Галахов , "История русской словесности древней и новой" (Санкт-Петербург, 1863 - 68 и 1875, со включением статей А.Н. Веселовского , А.И. Кирпичникова , О.Ф. Миллера и П.О. Морозова по древней литературе). Ор. Ф. Миллер, "Опыт исторического обозрения русской словесности с хрестоматией, расположенной по эпохам" (2 издание, Санкт-Петербург, 1865 - 66).

И. Порфирьев , "История русской словесности" (ч. I. "Древний период", 5 издание, Казань, 1891. Часть II. "Новый период", отд. I, изд. 2, 1896. Отд. II, изд. 2, 1888. Отд. III, 1891). П.В. Владимиров , "Введение в историю русской словесности" (Киев, 1896). А.Н. Пыпин , "История русской литературы" (Санкт-Петербург, 1898 - 99). Архимандрит Филарет , "Обзор русской духовной литературы" (I, 862 - 1720, II, 1720 - 1858, Харьков, 1873. Издание 3, Санкт-Петербург, 1884). Г. Геннади , "Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетии" (т. I, А - Е, Берлин, 1876. Том II, Ж - М. С дополнения Н. Собко , 1880). С.А. Венгеров , "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (Санкт-Петербург, 1886 - 98. Вышло 5 томов А, Б, В).

Князь Н.Н. Голицын , "Библиографический словарь русских писательниц" (Санкт-Петербург, 1889). Библиографические пособия. В.И. Межов , "История русской и всеобщей словесности. Библиографические материалы, с 1855 - 70 г." (Санкт-Петербург, 1872). Его же, "Русская историческая библиография за 1865 - 1876 г.". А.Н. Неустроев , "Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703 - 1802 г." (Санкт-Петербург, 1875). Его же, "Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703 - 1802 г. И к историческому разысканию о нем" (Санкт-Петербург, 1898). Н.В. Губерти , "Материалы для русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и замечательных русских книг XVIII столетия" (3 выпуск, из "Чтений московского Общества истории и древностей российских", Москва, 1878 - 1891).

С.А. Венгеров, "Русская поэзия. Собрание произведений русских поэтов, частью в полном составе, частью в извлечениях, с важнейшими критико-биографическими статьями и библиографическими примечаниями и портретами" (вышел I том, Санкт-Петербург, 1898, XVIII век). Его же, "Русские книги с биографическими данными об авторах и переводчиках" (Санкт-Петербург, 1896 - 1899, 3 т А - Б). Описание рукописей. Древнейшее обстоятельное описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря в XV веке издано Н.К. Никольским . "Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV века" (Санкт-Петербург, 1897, издание Общества любителей древней письменности). Новейшие ученые описания. Собрания графов Ф.А. Толстого (составлено К. Калайдовичем и П.

Строевым , 1825 - 27). "собрания Царского и Библиотеки Московского Общества Истории и Древностей, Строева". А.Х. Востоков , "Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея" (Санкт-Петербург, 1842). А.В. Горский и К.И. Неустроев, "Описание рукописей Синодальной библиотеки" (Москва, 1855 - 1869). Викторов, "Славяно-русские рукописи В.М. Ундольского" (Москва, 1870). Андрей Попов , "Описание рукописей и каталог книг церковной печатной библиотеки А.И. Хлудова" (Москва, 1872. Первое прибавление, 1875). Н. Петров , "Описание рукописей церковно-археологического музея при киевской духовной академии" (Киев, 1875 - 1879). Арсений, "Описание рукописей Троице-Сергиевой лавры" ("Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских", 1878 и 1879).

"Описание рукописей Соловецкого монастыря" (Казань, 1881 - 1886). Ф. Добрянский , "Описание рукописей виленской публичной библиотеки" (Вильна, 1882). Н. Барсуков , "Рукописи археографической комиссии" (Санкт-Петербург, 1882). А.Ф. Бычков , "Описание церковнославянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки" (Санкт-Петербург, 1882). А. Викторов, "Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России" (Санкт-Петербург, 1890). М. Сперанский , "Рукописи тверского музея" (Москва, 1890). П. Строев, "Описание рукописей монастырей Богоявленского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского" (Санкт-Петербург, 1891. Издание Общества любителей древней письменности). Лопарев , "Описание рукописей Императорского общества любителей древней письменности" (I - II, Санкт-Петербург, 1891 - 93).

А. Титов , "Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. Вахрамееву" (1888 - 1892). А. Родосский , "Описание 432-х рукописей Санкт-Петербургской духовной академии" (Санкт-Петербург, 1893). А. Титов, "Описание славяно-русских рукописей, находящихся в собрании А. Титова" (Санкт-Петербург, 1893). А.И. Яцимирский , "Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина" (Москва, 1896). Архимандрит Леонид , "Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова" (Москва, 1893 - 94). Литература переводная. А) Святое писание. Полного перевода Библии на Руси до XV века не существовало. Переведены были только избранные места, употреблявшиеся при богослужении. Это разъяснено А. Горским и К.И. Неустроевым в "Описании Синодальной библиотеки".

См. Еще. Вячеслав Срезневский , "Древний славянский перевод Псалтыри" (Санкт-Петербург, 1877). Гр. Воскресенский , "О переводе Апостола" (Москва, 1879). "О переводе Евангелия" (в "Трудах VI археологического съезда", Одесса, 1886). "О Евангелии от Марка" (Сергиев Посад, 1894. В "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1896). Иван Рождественский , "О книге Эсфирь" (Санкт-Петербург, 1885). Василий Лебедев , "О книге Иисуса Навина" (Санкт-Петербург, 1890). Иван Евсеев , "О книге пророка Исаии" (Санкт-Петербург, 1897). П.В. Владимиров, "Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык" (Санкт-Петербург, 1888, издание Общества любителей древней письменности). С. Булич , "Церковнославянские элементы в современной литературе и народном русском языке" (Санкт-Петербург, 1893).

Б) Учительная литература. В "Истории Церкви" Голубинского (т. I, пол. 1, 715 - 757) представлен библиографический обзор существовавшей у нас в период домонгольский, переводной и вообще заимствованной письменности. См. Еще П.В. Владимиров, "Обзор южнорусских и западнорусских памятников письменности от XI до XVII столетия" ("Чтения Исторического Общества Нестора Летописца", Киев, 1890, книга IV, 101 - 142 и отдельно). А. Соболевский , "Западное влияние на литературу Московской Руси XV - XVII веков" (в VI книге "Вестника Археологии и Истории" и отдельно, Санкт-Петербург, 1899). А.С. Архангельский , "Творения отцов церкви в древнерусской письменности. Обозрение рукописного материала" (Санкт-Петербург, 1888). Его же, "Творения отцов церкви.

Извлечения из рукописей и опыты историко-литературных изучений" (Казань, 1889 - 1890. Обстоятельные рецензии П.В. Владимирова в "Киевских Университетских Известиях", 1891, и И.Н. Жданова , в "Отчете о 34 присуждениях наград Уварова", "Записки Императорской Академии Н.", том 71, Санкт-Петербург, 1893). В. Малинин , "Исследование Златоструя по рукописи XII века Публичной Библиотеки" (Киев, 1878). В. Яковлев , "К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования "Измарагда" (Одесса, 1893). Н. Петров, "О происхождении и составе славяно-русского Пролога" (иноземные источники, Киев, 1875). А.И. Пономарев , "Славяно-русский Пролог в его церковно-просветительном и народно-литературном значении" (Санкт-Петербург, 1890.

Отдельные поучения из Пролога изданы во II выпуске "Памятников древнерусской церковно-учительной литературы" А.И. Пономарева). Епископ Антоний (ныне митрополит Санкт-Петербургский, в миру А. Вадковский), "Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования" (Санкт-Петербург, 1892). Е.В. Петухов , "Материалы и заметки по древнерусской литературе" (Киев, 1893. О "Златой цепи"). Сухомлинов, "О сборниках под названием Пчела" ("Известия Академии Наук", 1853, том II). Бессонов, "Книга Пчела" ("Временник Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1857, книга 25). В. Семенов, "Древнерусская Пчела по пергаментному списку" (Санкт-Петербург, 1893, "Сборник" русского отделения языков Академии Наук, том LIV). Статьи о Пчеле в "Журнале Министерства Народного Образования", 1892, № 4 и 1893, № 7.

"Материалы для литературной истории русских Пчел" (Москва, 1895). "Шестоднев", составленный Иоанном, экзархом болгарским, по харатейному списку Московской Синодальной Библиотеки 1263, слово в слово и буква в букву (Москва, 1879, из "Чтений" 1873, книга III. Труд Бодянского и Андрея Попова). "Книга, глаголемая Козьмы Индикоплова" (Санкт-Петербург, 1886. Издание Общества любителей древней письменности). "Шестиднев Георгия Писида". И.А. Шляпкина (Санкт-Петербург, 1882, в "Памятниках древней письменности"). А. Карнеев, "Материалы и заметки по литературной истории Физиолога" (Санкт-Петербург, 1890. Издание Общества любителей древней письменности). Александр Александров , "Физиолог" (Казань, 1893. Сербский текст по рукописи XVI века).

Г. Поливка, "Zur Geschichte des Physiologus in der slavichen Literaturen", "Archiv f. Slav. Philologie" (т. XV, 246. Т. XVIII, 523). Андрей Попов, "Обзор Хронографов русской редакции" (Москва, 1866 - 1869). К нему "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции" (Москва, 1869). М. Сперанский, "Сербские хронографы из русский первой редакции" (Варшава, 1896. Из "Русского Филологического Вестника"). В. Истрин , "Хронографы в русской литературе" (Санкт-Петербург, 1898. Из "Византийского Временщика"). П. Милюков , "Очерки по истории русской культуры" (Санкт-Петербург, 1897. Цельный, хотя сжатый обзор древнего круга сведений). В) Апокрифы. Издания. А. Пыпин, "Памятники старой русской литературы" (Санкт-Петербург, 1862).

Н. Тихонравов , "Памятники русской отечественной литературы" (1863). Порфирьев, "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах" (Санкт-Петербург, 1877) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах" (Санкт-Петербург, 1890). Попов, "Библиографические материалы". "Палея историческая", издана А. Поповым в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских" (1881, книга 1). "Палея толковая", издана учениками Тихонравова (Москва, 1890 - 1897). И. Франко , "Памятники украиньско-руськой мови и литературы. Т. I. Апокрифи старозавитни" (Львов, 1896. Издание Общества Шевченка ). Г.) Исследования. А. Пыпин, "Для объяснения статьи о ложных книгах" ("Летописи Археографической Комиссии", 1860, I выпуск "Летописи Археографической Комиссии").

Его же статья об апокрифах ("Русское Слово", 1862, № 1 - 2), Порфирьев, "Апокрифические сказания о ветхозаветных событиях" (Казань, 1872). Тихонравов, "Отреченные книги древней Руси" ("Сочинения", том I). Успенский , "Толковая Палея" (Казань, 1876). И. Жданов, "Палея" ("Университетские известия", Киев, 1881). В. Истрин, "Замечания о составе Толковой Палеи" в "Известиях II отделения Академии Наук", 1897 - 1898. Веселовский, "Опыты по истории христианской легенды" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, № 4). Веселовский, "Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе" (Санкт-Петербург, 1872). М. Соколов , "Материалы и заметки по старинной литературе" (Москва, 1888). М. Сперанский, "Апокрифические Евангелия" (Москва, 1895) и "Из истории отреченной литературы.

I. Гадания по Псалтыри. II. Трепетники" (Санкт-Петербург, 1899, в "Памятниках древней письменности"). В. Сахаров , "Эсхатологические сочиненные сказания" (Тула, 1879). А. Шепелевич, "Этюды о Данте. Видения святого Павла" (Харьков, 1891 - 92). Истрин, "Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила" (Москва, 1897. Из "Чтений" Московского Общества истории и древностей). Порфирьев, "Апокрифические молитвы" ("Труды IV археологического съезда", Казань, 1891, том II). Красносельцев , "К вопросу о греческих источниках. Беседы трех святителей" (Одесса, 1890). И. Жданов, "Беседа трех святителей и Joca monachorum" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1892, № 1). А. Васильев , "Anecdota graeco-byzantina" (Москва, 1893).

Древний период. А) Обзор литературных явлений домонгольского периода у Е. Голубинского. "История русской церкви" (Москва, 1880). Ранее И.И. Срезневский издал обширный труд. "Древние памятники русского письма и языка XI - XIV века". Общее повременное с выписками, в "Известиях Академии Наук", том X, 1861 - 1863, и отдельно, Санкт-Петербург, 1863. 2-е издание, 1882, без выписок). "Сведения и заметки о малоизвестных памятниках", № I - XCI, Санкт-Петербург, 1867 - 1881 и см. Также Н.В. Волков, "Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI - XIV веков и их указатель" (Санкт-Петербург, 1898). Указания на сочинения анонимные, сохранившиеся в поздних списках или известные только по упоминаниям - см. В "Историях церкви" Макария (II, 138, 164, 169.

III, 142, 168) и Голубинского (т. I). Далее, М.И. Сухомлинов, "О псевдонимах в древнерусской словесности" (Санкт-Петербург, 1855). Е. Петухов, "К вопросу о Кириллах - авторах в древнерусской литературе" (в "Сборнике отделения русского языка Академии Наук", том XLII, 1887). Б) Поучения. Первые писатели из греков оставили полемические сочинения против латинян. Митрополит Лев (992 - 1008), Георгий (1065 - 1079), Иоанн II (1080 - 1089), Никифор (1104 - 21). См. Андрей Попов, "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян" (XI - XV века, Москва, 1875). Необходимое дополнение к этому - разбор А.С. Павлова в 19-м отчете об Уваровских премиях и отдельно "Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян" (Санкт-Петербург, 1878).

"Поучение епископа Навгородского Луки Жидяты" (1035 - 1059. Издано в "Русских достопримечательностях", Москва, 1815, в "Истории церкви" митрополита Макария, том I, в "Исторической хрестоматии" Ф. Буслаева, Москва, 1861, и в "Памятниках древнерусской литературы" А.И. Пономарева, в. I, со статьей о Луке ). "Слово о законе и благодати и похвала Владимиру", митрополита Илариона (в "Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе", Москва, 1844. В "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1858, книга 7. В "Известиях II отделения Академии Наук", том V. В "Памятниках древнерусской литературы" Пономарева, выпуск I, со статьей об Иларионе). "Поучения преподобного Феодосия Печерского" изданы митрополитом Макарием в "Ученых Записках Академии Наук" (1856, книга II), в "Истории церкви", том II, и в "Памятниках древнерусской литературы" Пономарева, выпуск I.

Срезневский указал на Златоструй, как на источник поучения о казнях Божиих ("Сведения и заметки", XXIV, 1866 - 1867). Митрополит Антоний (Вадковский), в книге "Из истории христианской проповеди" (Санкт-Петербург, 1892, 313 - 336), оспаривает принадлежность Феодосию этого поучения и поучения о чашах (ср. "Историю церкви" Голубинского, I, 672 - 677). Поучение Владимира Мономаха издано в первый раз графом Мусиным-Пушкиным с помощью Болтина , под заглавием "Духовная великого князя Владимира Мономаха" (Санкт-Петербург, 1793). Потом "Полное собрание летописей", I, стр. 107, и в "Летописи по Лаврентьевскому списку" (Санкт-Петербург, 1897, стр. 232 - 247 и приложение стр. 41). См. Погодин, "Исследование о жизни и делах Владимира Мономаха" ("Ученые Записки II отделения Академии", 1863, книга VII, выпуск 2).

С. Протопопов , "Поучение Владимира Мономаха, как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1874, книга 2). В.А. Воскресенский , "Поучение детям Владимира Мономаха" ("Учебная библиотека", Санкт-Петербург, 1893). Соловьев, о личности Владимира Мономаха в "Истории России" (1894, книга I, стр. 315 и следующие) и Лошнюков ("Киевские Университетские Известия", 1873, ноябрь, 1 - 44 стр.). Замечания о Поучении находим в рецензии И.Н. Жданова на "Творения отцов церкви", Архангельского в "Отчете о 24 присуждениях Уваровских премий", стр. 122 - 124, в рецензии Е. Будде на издание Лаврентьевской летописи в "Русском Филологическом Вестнике", 1898, № 1 - 2, в книге М.

Сперанского, "Из истории отечественных книг". "Гадания по Псалтыри" (Санкт-Петербург, 1899, стр. 5, 55 и далее). О Клименте Смолятиче XII в. - Х. Лопарев, "Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме" (Санкт-Петербург, 1892. "Памятники древней письменности") и особенно Н.К. Никольский. "О литературных трудах митрополита Климента Смолятича" (Санкт-Петербург, 1892). Сочинения Кирилла , епископа туровского (1130 - 82), у Сухомлинова, "Рукописи графа Уварова" (т. II, Санкт-Петербург, 1858) и А. Пономарева, "Памятники древнерусской церковно-учительной литературы" (т. I, Санкт-Петербург, 1894). О заимствованиях Кирилла из древнегреческих образцов у Никольского, "Климент Смолятич", стр. 87. О Феодосии Греке , монахе XII века, оставившем перевод послания папы Льва I к патриарху Флавиану о IV Вселенском соборе, см.

В "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1848, № 7 (здесь издан самый перевод) и у Голубинского (т. I, половина 1, стр. 699 - 700). В) Памятники исторические. Иаков мних, в XI веке, написал два сказания. О Владимире святом и святой Ольге и "О первых мучениках русских Борисе и Глебе". Второе издано Срезневским, в "Сказаниях о Борисе и Глебе" (Санкт-Петербург, 1860, в литературном снимке и в чтении), О. Бодянским по списку XII века в "Чтениях", 1870, книга I. "Память и житие Владимира" издано в "Христианском Чтении", 1849. О Иакове см. В "Историях церкви" Макария (т. II) и Голубинского (т. I, половина I, стр. 615 - 619). Преподобный Нестор (родился в 1056 г., умер около 1114) оставил другое сказание о Борисе и Глебе (у Срезневского в "Сказаниях", Санкт-Петербург, 1860) и житие Феодосия Печерского (у Бодянского в "Чтениях", 1858, книга 3, по рукописи XII века).

В настоящее время только очень немногие признают Нестора автором первоначальной летописи. О Печерском Патерике, составленном в начале XIII века из биографических трудов преподобного Нестора, епископа Владимирского Симона и печерского инока Поликарпа см. Кубарев , в "Журнале Министерства Просвещения", 1838, № 10, и в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1847, книга 9, и 1858, книга 3. В. Яковлев, "Древнекиевские религиозные сказания" (Варшава, 1875). М. Викторов, "Составители Киево-Печерского Патерика и позднейшая его судьба" (Воронеж, 1871). Голубинский, "История церкви" (I, 1, стр. 628 - 640). А. Шахматов , "Житие Антония и Печерская летопись" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1880, № 3).

Об исторических повестях - И. Срезневский, "Памятники X века до Владимира святого" в ("Известиях Академии Наук", том III, 1854, и в "Исторических Чтениях", Санкт-Петербург, 1855, стр. 1 - 26). И.П. Хрущев "О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI - XII столетия" (Киев, 1878). Г.) О летописи. Кубарев, в "Историческом Сборнике" (Москва, 1842, том IV). Сухомлинов, "О древнерусской летописи, как памятнике литературном" (в "Ученых Записках II отделения Академии Наук", книга III, 1856). Срезневский, "Исследования о летописях новгородских" (в "Известиях", том II). "Чтения о древнерусских летописях" (Санкт-Петербург, 1862, из "Записок"). Костомаров, "Лекции по русской истории" (Санкт-Петербург, 1861). К.Н. Бестужев-Рюмин , "О составе русских летописей до конца XIV века" (Санкт-Петербург, 1868.

Из выпуска IV "Летописи занятий Археологической Комиссии"). А. Маркевич , "О летописях" (Одесса, 1883 - 85). И. Тихомиров , "О летописях Тверской, Псковской и Лаврентьевской" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 2. 1883, № 10. 1884, № 10). И. Селигов, "О новгородских летописях и о российской истории В. Татищева", в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей" (1887, книга IV и отдельно, Москва, 1888). Шахматов, "Хронология древнейших летописных сводов" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1897, № 4). "О начальном Киевском летописном своде. Исследование" (I - III, Москва, 1897). - Древнейшие списки летописи изданы Археографической комиссией в "Полном Собрании Российских Летописей". Отдельно - "Летописи по Ипатьевскому списку" (Санкт-Петербург, 1871).

"Летопись по Лаврентьевскому списку" (издание 3, Санкт-Петербург, 1897). Д) Паломники. Даниил игумен, ходивший в Святую Землю в 1106 - 1108 г. Издания. 1) под редакцией А.С. Норова , Санкт-Петербург, 1864, 2) наиболее полное - М. Веневитинова (в "Православном Палестинском Сборнике", выпуск 3 и 9, Санкт-Петербург, 1883 - 85). Путешествие Даниила переведено на французский язык Норовым (Санкт-Петербург, 1864), на греческий Епифанием Маттеи (Санкт-Петербург, 1867), на немецкий А. Лескиным (Лейпциг, 1884). "Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия", с предисловием и примечаниями П. Савваитова , издано Археографической комиссией (Санкт-Петербург, 1872). Позже найдено несколько новых списков (копенгагенский издан Срезневским в "Сведениях и заметках", IX, Санкт-Петербург, 1876, 340 - 352.

Другие найдены В.М. Истоминым, Х.М. Лопаревым). Готовится палестинским обществом новое издание по всем спискам. Е) Свидетельства о древней поэзии собраны в книге И.Н. Жданова. "Русская поэзия в домонгольскую эпоху" ("Киевские Университетские Известия", 1879 и отдельно). Литература о "Слове о полку Игореве" чрезвычайно обширна. Оно издано в первый раз графом Мусиным-Пушкиным при сотрудничестве Малиновского и Бантыш-Каменского в 1800 г., под заглавием "Ироическая песнь о походе на половцев князя новгород-северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия, с переложением на употребляемое ныне наречие". Другие издания. Н. Тихонравов, "Слово" и прочее для учащихся (2 издание, Москва, 1868).

А. Потебня , "Слово и прочее. Текст и примечания" (Воронеж, 1878). Исследования. Всеволод Миллер , "Взгляд на Слово о полку Игореве" (Москва, 1877, разбор А.Н. Веселовского в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1877, № 8). Е. Барсов , "Слово и прочее, как художественный памятник киевской дружинной Руси" (Москва, 1887 - 90, 3 том, не окончено). Обзоры литературы. А. Смирнов , "Литература Слова со времени открытия его до 1876 г." (из "Филологических Записок", Воронеж, 1877). И. Жданов, "Литература Слова о полку Игореве" (Киев, 1880. Из "Университетских Известий"). П. Владимиров, "Слово о полку Игореве" (выпуск I, Киев, 1894, из "Университетских Известий"). "Слово" или "Моление Даниила Заточника" (начала XIII века) издано И.А.

Шляпкиным в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1889, в предисловии обзор литературы). Исследование А. Ляшенки. "О молении Даниила Заточника" (Санкт-Петербург, 1896). Средний период, татарский и московский. А) Поучения. Е. Петухов, "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века" (Санкт-Петербург, 1888). "Правило митрополита Кирилла, почти по современной рукописи", в "Российских Достопамятностях" (Москва, 1815, I, 106 - 118. Дополнения у Востокова, "Описание русского Румянцевского музея", 302, 321, "Русская Историческая Библиотека", VI, 84 - 102). "Поучения митрополита Петра" - в "Прибавлении к Творениям святых отцов" (1844) и в "Памятниках древнерусского канонического права" А. Павлова, том I.

"Поучения митрополита Алексия" в "Прибавлении к Творениям святых отцов" (1849). Приписываемый ему перевод Евангелия издан митрополитом Леонтием (Москва, 1892). "Поучение епископа Сарайского Матфея" - см. "История русской церкви", Макария, том V. И.Д. Мансветов, "Митрополит Киприан в его литургической деятельности" (Москва, 1882). "Послания Киприана" - в "Памятниках древнерусского канонического права", Павлова, том I. О Киприане и Епифании у Шевырева, "История русской словесности", III, Ключевского , "Древнерусские жития святых" (Москва, 1871, стр. 78 - 112). Кирилл , игумен Белозерский - его Послания в "Актах Исторических", том I, № 12, 16, 27. В "Хрестоматии" Буслаева, стр. 927 - 932, у Никольского. "Кирилло-Белозерский монастырь" (Санкт-Петербург, 1898).

Николаевский , "Русская проповедь в XV и XVI веках" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868). Митрополит Фотий (1410 - 1431) - в "Истории церкви" Макария том V. Павлов, "Памятники древнерусского канонического права" (Санкт-Петербург, 1880, "Русская Историческая библиотека", том VI). А. Вадковский (митрополит Антоний), "Исследование о поучениях митрополита Фотия" ("Православный Собеседник" 1875, март, сентябрь. Перепечатано в его книге. "Из истории христианской проповеди"). Григорий Цамвлак-Шевырева, "История русской словесности", IV. Макария, "История русской церкви", том V. П.А. Сырку , в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1884, № 11. Епископ Мельхисидека, "Жизнь и сочинения Григория Цамвлака" (Бухарест, 1884, на румынском языке).

Б) XVI век. Геннадий архиепископ Новгородский - Грандицкий, "Православное Обозрение", 1878, сентябрь. 1880, август. В "Русской истории в жизнеописаниях", Костомарова (Санкт-Петербург, 1874, стр. 311 и др.). Об ереси жидовствующих. Николай Руднев , "Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира святого до Иоанна Грозного" (Москва, 1838). "История" Соловьева, том V. "История церкви" Макария и Филарета. Панов, "Ересь жидовствующих" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 1 - 3). Сервицкий "Опыт" ("Православное Обозрение", 1862, № 6 - 8). Иосифа Волоколамского "Просветитель" издан в "Православном Собеседнике" (1859). См. И.П. Хрущев, "Исследование о сочинениях Иосифа Санина, игумена Волоцкого" (Санкт-Петербург, 1868).

О Ниле Сорском , Вассиане Патрикееве. А. Правдин, "Нил Сорский и устав его свитской жизни" в "Христианском Чтении" (1877, январь). А.С. Архангельский, "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (Санкт-Петербург, 1882, часть I, "Памятники древней письменности"). "Судное дело Вассиана", в "Чтениях московского общества", 1847, № 9. Полемические сочинения Вассиана изданы А.С. Павловым в "Православном Собеседнике", 1863. См. Еще Хрущев, "Князь-инок В. Патрикеев" ("Древняя и Новая Россия", 1875, № 3). Вопросов о нестяжании касался А.С. Павлов в статье "Земское направление русской духовной письменности" ("Православные Собеседники", 1863, книга 1) и в "Историческом очерке секуляризации церковных земель" (Одесса, 1871).

"Беседа преподобного Сергия и Германа" издана Археографической комиссией под редакцией В.И. Дружинина и М. Дьяконова (Санкт-Петербург, 1889). Четии-Минеи митрополита Макария. Оглавление, составленное в XVII веке справщиком иноком Евфимием , издано В. Ундольским в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1847, книга 4. Архимандрит Иосиф, "Подробное оглавление великих Четиих-Миней митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке" (Москва, 1892). Ключевский, "Древнерусские жития святых" (Москва, 1892). Н. Лебедев , "Макарий, митрополит всероссийский" (в "Чтениях Общества любителей духовного просвещения", 1877, часть II. 1878, часть I). К. Заусцинский, "Макарий, митрополит всея России" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1881, № 10 и 11).

Великие Четии-Минеи издаются Археографической комиссией (вышли пока. Сентябрь, октябрь и треть ноября). Сочинения Максима Грека изданы Казанской духовной академией (Казань, 1859 - 62). А. Горский, "Максим Грек, святогорец", (в "Прибавлении к творениям святых отцов", Москва, 1859, часть XVIII). В. Иконников , "Максим Грек" (Киев, 1865 - 66). Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский" (Санкт-Петербург, 1894). Емельянов, "Ересь Башкина и Феодосия Косого" (в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1862, II). Н. Костомаров, "Исторические монографии" (т. I, "Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке"). Жмакин , "Митрополит Даниил и его сочинения" (Москва, 1881, из "Чтений Московского Общества Истории и Древностей Российских").

"Стоглав" издан в "Православном Собеседнике", 1862. Другое издание "Стоглава" (Санкт-Петербург, 1863, Кожанчикова ), по сокращенной редакции. О значении Стоглава см. В "Истории русской церкви", Макария. См. Добротворский , статья о Стоглаве в "Православном Собеседнике", 1862. И. Жданов, "Материалы для истории столглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 7 и 8). Н. Лебедев, "Стоглавый собор 1551 г. Опыт изложения его внутренней истории" (выпуск I, Москва, 1882). См. Также "Историю канонизации святых", В. Васильева (Москва, 1893), и Е. Голубинского (Сергиев Посад, 1894). Издания "Домостроя". Д. Голохвастова во "Временнике" Московского Общества истории и древностей, 1849, книга I (с 64-й главы), В. Яковлева (Санкт-Петербург, 1897, без 64 главы), В.

Яковлева (Одесса, 1887. Здесь собраны все редакции "Домостроя"), А. Попова, с предисловием Забелина (Москва, 1882, из "Чтений". Старейшая редакция "Домостроя"). См. И. Некрасов , "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя" (Москва, 1873, из "Чтений"). Архимандрит Леонид, "Благовещенский иерей Сильвестр" (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1874, книга I). А. Михайлов, "К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1889, февраль, март, разбор сочинения Некрасова. Последний отвечал тем же, июнь, стр. 372 - 390. Ответ Михайлова - "Еще к вопросу о Домострое" - там же, 1890, август). В) Паломники и путешественники.

"Послание архиепископа Новгородского Василия к епископу Тверскому о земном рае" - (в "Полном Собрании Летописей" VI, 87 - 89, под 1347 г.). Ему Д.Ф. Кобеко ("Опыт исправления текста о святынях Царьграда" в "Известиях Академии Наук", том II, 1897, книги 3 и 4) приписывает "Беседу о святынях Царьграда", изданную Л.Н. Майковым в "Материалах и исследованиях по старинной русской литературе" (выпуск I, Санкт-Петербург, 1890). "Хождение Стефана Новгородца" (в "Сказаниях русского народа" Сахарова, том II). "Хождение Епифания" (быть может Епифания Премудрого, XIV век) издано архимандритом Леонидом в "Православном Палестинском Сборнике", том XVI, выпуск 3 (Санкт-Петербург, 1896). "Хождение Игнатия Смольнянина" 1489 - 1455 издано под редакцией С.В.

Арсеньева в "Православном Палестинском Сборнике", в. 12 (Санкт-Петербург, 1887). "Хождение дьяка Александра" - у Сахарова ("Сказания", том II). "Хождение инока Зосимы" (1419 - 1422) издано, под редакцией Х.М. Лопарева, в "Православном Палестинском Сборнике" (выпуск 24, Санкт-Петербург, 1889). "Хождение гостя Василия" (конца XV века) издано в "Палестинском Сборнике" архимандритом Леонидом. "Хождение священноинока Варсанофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461 - 1462", открытое Н.С. Тихонравовым, издано под редакцией С. Долгова (Москва, 1896. "Палестинский Сборник", том XV, выпуск 3). "Путешествие Симеона Суздальца" - в "Сказаниях русского народа" Сахарова, том II. "Рассказ Авраамия" издан по списку XVI века у Андрея Попова, "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян" (Москва, 1875, приложение, стр.

399 - 406). "Рассказ о мистерии Вознесения" - у Н.С. Тихонравова (в "Вестнике общества древнерусского искусства", Москва, 1874 - 75). См. А.Н. Веселовский, "Italienische Mysterien in einem russisch. Reisebericht des XV Jahrh." (в "Russische Revue", 1876, том X, 425 и др.). Срезневский, "Хождение за три моря Афанасия Никитина" (в 1466 - 72, Санкт-Петербург, 1857, из "Ученых записок II отделения Академии Наук", книга II). "Хождение Познякова" - И.Е. Забелин в "Чтениях" (1884), Х. Лопарев, в "Палестинском Сборнике" (выпуск 18, Санкт-Петербург, 1887). "Хождение Трифона Коробейникова" - С.О. Долгов в "Чтениях" (1887, книга I), Лопарев в "Палестинском Сборнике" (выпуск 27, Санкт-Петербург, 1888). "Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары 1634 - 37" - в "Палестинском Сборнике" (выпуск 33, 1891, под редакцией С.О.

Долгова). "Хождение дьякона Ионы Маленького" издано архимандритом Леонидом в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1882) и С.О. Долговым в "Палестинском Сборнике" (выпуск 42, 1895). "Проскинитарий" Арсения Суханова (издан Н.И. Ивановским в приложении к "Православному Собеседнику", 1880, и в "Палестинском Сборнике", том VII, Санкт-Петербург, 1889). Г.) Раскол. Общие обзоры литературы - А.С. Пругавин , "Раскол - сектантство. Выпуск 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (Москва, 1887). Сахаров, "Указатель литературы о расколе" (1887 - 88). История. Н. Руднев, "Рассуждение о ересях и расколах" (Москва, 1838). Н. Субботин , "Материалы для истории раскола за первое время его существования" (Москва, 1875 - 1888).

Протоиерей Макарий, "История русской церкви" (т. XII и начало XIII, Санкт-Петербург, 1883). Н. Гиббенет, "Историческое исследование дела патриарха Никона" (Санкт-Петербург, 1882 - 1884). Н. Каптерев , "Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях" (Москва, 1885). "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Выпуск 1. Время патриарха Иосифа" (Москва, 1887, из "Православного Обозрения"). С. Белокуров , "Арсений Суханов" (Москва, 1891 - 1897, из "Чтений"). А. Щапов , "Русский раскол старообрядчества" (Казань, 1859). П. Мельников , "Исторические очерки поповщины" (ч. I, Москва, 1864. Продолжение в "Русском Вестнике", 1864, № 5. 1866, № 5, 9. 1867, № 2). А. Бороздин , "Протопоп Аввакум" (Санкт-Петербург, 1898).

П. Смирнов , "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке" (Санкт-Петербург, 1898). Д) Писатели киевской школы. С. Голубев , "Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники" (I том, Киев, 1883, том II, Киев, 1898). Пекарский , "Представители киевской учености в половине XVII столетия" ("Отечественные Записки", 1862, книги 2, 3, 4). С. Любимов, "Борьба между представителями великорусского и малороссийского направления в конце XVII и начале XVIII века" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, август, сентябрь). Н. Сумцов , "Иоанникий Галятовский и Лазарь Баранович" (Харьков, 1885). А. Архангельский, "Борьба с католичеством и умственное пробуждение Южной Руси к концу XVI века" (Киев, 1886). И. Владимиров, "Доктор Франциск Скорина" (Санкт-Петербург, 1888).

В. Завитневич , "Палинодия Захария Копыстенского" (Варшава, 1883). М. Марковский, "Антоний Радивиловский, южно-русский проповедник XVII века" (Киев, 1894). В. Эйнгорн , "Книги Киевской и Львовской печати в Москве в 1670 г." (Москва, 1895, из "Чтений", 1895, IV). "О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича" ("Чтения", 1893 - 94). Л. Майков, "Симеон Полоцкий" (в "Древней и Новой России", 1875, 2 издание дополнительное, в "Очерках из истории русской литературы", Санкт-Петербург, 1889). В. Попов , "Симеон Потоцкий как проповедник" (Москва, 1886). И. Татарский, "Симеон Потоцкий, его жизнь и деятельность" (Москва, 1886). А. Прозоровский, "Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность" (Москва, из "Чтений", 1896).

Из сочинений Сильвестра Медведева , "Известие истинное" издано С. Белокуровым в "Чтениях" (Москва, 1885, книга 4). "Созерцание краткое лет 7190, 7191, 7192" - А. Прозоровским в "Чтениях" (Москва, 1894, книга 4). Священник П. Смирнов, "Иоаким, патриарх московский" (Москва, 1881). И.А. Шляпкин, "Дмитрий Ростовский и его время" (Санкт-Петербург, 1891). Певницкий , "Епифаний Славинецкий" (в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1861, книги 2 - 3). С.Н. Брайловский, "Карион Истомин" (в "Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения", 1889, апрель, май, июнь). "Очерки из истории просвещения в Московской Руси в XVII веке. Чудовский инок Евфимий" (в "Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения", 1889). Е) Жития и сказания.

Ф.И. Буслаев, "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (Санкт-Петербург, 1861). Иван Некрасов, "Зарождение национальной литературы в северной Руси" (Одесса, 1870). В. Ключевский, "Древнерусские жития святых как исторический источник" (Москва, 1871). В. Васильев, "История канонизации русских святых" (Москва, 1893, из "Чтений Московского Общества"). Е. Голубинский, "История канонизации святых в русской церкви" (Сергиев Посад, 1894). Е. Голубинский, "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра" (Сергиев Посад, 1892). Иван Некрасов, "Пахомий Серб, писатель XV века" (в "Записках Новороссийского Университета" VI, стр. 1 - 99, Одесса, 1871). Иван Яхонтов , "Жития святых северорусских подвижников Поморского края, как исторический источник" (Казань, 1882).

Н.П. Барсуков, "Источники русской агиографии" (Санкт-Петербург, 1882, издание Общества любителей древней письменности. Указаны рукописи и издания обширной древнерусской житийной литер.

Значения в других словарях
Россия, Разд. История Русской Литературы

Робственно говоря, научное изучение истории русской литературы начинается только с XIX века, когда явился ряд новых и замечательных открытый в области древней письменности, подверглась исследованию почти неизвестная дотоле народная словесность, и к изучению новой русской литературы были применены новые методы. До тех пор существовали только труды библиографического характера. Замечательным сборником, в который вошло все богатство русской житийной литературы до XVI века, были "Великие Минеи-Четьи..

Россия, Разд. История Русской Литературы (xviii Век И Первая Половина Xix Века)

Р прежнее время существовало убеждение, а в обычных понятиях и теперь сохраняется мнение, что новый поворот русской государственной и общественной жизни с восемнадцатого века был исключительно результатом личной деятельности Петра Великого . Для одних это было великим делом, давшим русскому народу и государству новую широкую историческую роль на почве европейского просвещения, для других - почти революционным переворотом, настоящим преступлением, потому что Петр изменил началам русской народност..

Россия, Разд. История Русской Литературы (до Xvii Века)

Р татарского нашествия начинается и новый период политической жизни древней Руси, и новый период письменности. По мнению Соловьева , татарское иго не изменило основного процесса государственности. Но во всяком случае, в этот процесс вошел чужой, вообще мало благоприятный элемент унижения перед Ордой и татарского насилия. Татарское иго способствовало и расколу русского целого на Русь восточную и западную. В культурном отношении, в истории образования национального характера, татарское иго было ве..

Россия, Разд. История Русской Литературы (от Первых Памятников До Татарского Ига)

Рсли в понятие литературы внести широкое понятие художественного творчества народа в слове (а не только в письме), то первым фактом такой истории должно стать изложение народной словесности, существовавшей искони до письма. Так обыкновенно начинают историки. Это естественно там, где затем письменность развивалась из этого основания. У нас этого не было. Народная поэзия, при самом начале письменности, подверглась гонению книжников и существовала в устном предании до первых записей в XVII веке, ли..

Дополнительный поиск Россия, Разд. История Русской Литературы (библиография) Россия, Разд. История Русской Литературы (библиография)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Россия, Разд. История Русской Литературы (библиография)" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Россия, Разд. История Русской Литературы (библиография), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 55 символа