Феодосий Грек

154

Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений. До последнего времени обыкновенно смешивался с преподобным Феодосием , игуменом и основателем того же монастыря. Получивший хорошее богословское образование в Византии, Феодосий прибыл в Россию в первой четверти XII века, вместе с одним из митрополитов-греков, жил в митрополии и после смерти игумена Пимена-постовника был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря, несмотря на то, что в это время монастырь являлся оплотом национального и отчасти демократического движения. Исключение было сделано, вероятно, благодаря близости Феодосия к бывшему черниговскому князю Николе Святоше , не чуждому литературе, любителю книг и уважавшему образованного монаха Феодосия, а также к киевскому великому князю Изяславу II Мстиславичу (1146 - 49, 1151 - 54), в посольстве которого к Владимиру Давидовичу и другим князьям принимал участие Феодосий (1148).

При Феодосии имело место поставление в митрополиты русского, Климента Смолятича, без согласия константинопольского патриарха, на стороне которого, как предполагают, стоял Феодосий вместе с новгородским епископом Нифонтом , знавшим сочинения Феодосия. Из книжных трудов Феодосия известно переписанное ("списано") им житие святого Панкратия, патрона князя Николы Святоши, переводы и самостоятельно составленные по греческим источникам полемические трактаты против латинян, с яркими чертами нетерпимости к инославным, столь характерными для писателей-греков и чуждыми русским. Из перечисленных сочинений пять принадлежат Феодосию почти достоверно, и три - предположительно. К первой категории относятся. 1) перевод "богомудрой и догматической эпистолии" папы Льва I Великого к константинопольскому патриарху Флавиану о IV вселенском халкидонском соборе и ереси Евтихия, сделанные Феодосием для черниговского князя Панкратия (в иночестве Николая) Святослава (Святоши) Давидовича, с оригинала, полученного непосредственно из Рима (издано Бодянским в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1848, № 7).

2) "Сказание римские эпистолии", то есть предисловие к упомянутому переводу, где автор сообщает об изучении им в детстве Гомера и "риторских книг", одобряет отречение от власти и принятие схимы князем Николаем в 1106 году (Р. Зотов "О черниговских князьях по Люберецкому синодику", СПб., 1893, 24, 38, 261 - 262). 3) Ответ на "вопрошение Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира", где разрешается спор об употреблении мяса в среду и пятницу, если эти дни совпадают с Господскими праздниками (издано Макарием в "Ученых Записках II Отделения Академии Наук", книга II, выпуск 2). 4) связанный с предыдущим трактат о знании празднования воскресенья и отношении его к другим дням недели, упоминаемый в "Вопрошениях Кирика" (А.

Павлов "Памятники древнерусского канонического права", СПб., 1880, 38). 5) "Слово отца нашего Феодосия игумена печерского к Изяславу князю о латинах", с перечислением "латинских ересей" по пунктам (А. Яцимирский "Из славянских рукописей", М., 1898, 1 - 27, 155). К второй категории принадлежат. 1) Повесть о крещении князя Владимира, составленная на основании греческих источников и внесенная в первоначальный киевский свод (мнение Е. Голубинского ). 2) компилятивное "Поучение блаженного Феодосия игумена печерского о казнях Божиих", летопись под 1068 г. (мнение А. Лященка ). 3) "Поучение в субботу сыропустную", с похвалой подвижникам-постникам, составленное вскоре после 1147 года, приписываемое также Клименту Смолятичу (мнение Н.

Никольского ) или митрополиту Илариону (мнение М. Покровского ). Литература. Макарий "Преподобный Феодосий Печерский, как писатель" ("Известия II отделения Академии Наук", IV, 273 - 293). Срезневский "Сведения и заметки" (XXIV). А. Вадковский "Так называемые поучения Феодосия печерского к народу русскому" ("Православный Собеседник", 1878). Карнеев "Вероятный источник Слова о среде и пятке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1891, IX). Антоний "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1895). А. Шахматов "Киево-Печерский патерик и печерская летопись" ("Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук", 1897, книга III). А. Яцимирский "Мелкие тексты и заметки и т. Д." (там же, 1899, книга II). А. Лященко "Заметка о сочинениях Феодосия, писателя XII века" ("Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule fur 1899 - 1900", СПб., 1900).

В. Чаговец "Преподобный Феодосий печерский, его жизнь и сочинения" ("Известия Университета святого Владимира", 1901, № 6 - 12). Г. Бельченко "Преподобный Феодосий печерский" (Одесса, 1902. Рецензия Гетца в "Deutsche Literaturzeitung", 1903, № 9). В. Малинин "Преподобный Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1902, книга V). L. K. Goetz "Der Kiever-Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormongolischen Russlands" (Пассау, 1904, 86 - 89). А.И. Яцимирский..

Значения в других словарях
Феодосий (святой)

Феодосий - см. В статье Феодосий (имя святых православной церкви) .. ..

Феодосий Глушицкий

Феодосий Глушицкий - см. В статье Феодосий (имя святых православной церкви) .. ..

Феодосий Печерский

Феодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия (мирское), ни год рождения неизвестны. Последнее приблизительно относят в 1036 г. Юные годы Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. Отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-летнего ..

Феодосий Тотемский

Феодосий Тотемский - см. В статье Феодосий (имя святых православной церкви) .. ..

Дополнительный поиск Феодосий Грек Феодосий Грек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феодосий Грек" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феодосий Грек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 13 символа