Хвощинская-заиончковская Надежда Дмитриевна

111

Хвощинская-Заиончковская (Надежда Дмитриевна, В. Крестовский - псевдоним) - известная русская писательница. Родилась 20 мая 1825 г. В Рязанской губернии, в семье небогатого чиновника из дворян. Отец Х. Был обвинен в растрате казенных денег и лишился места и своего небольшого состояния, проданного для пополнения растраты. Первые годы Х. Прошли в очень тяжелой материальной обстановке, которая скрашивалась самоотверженной любовью матери. Воспитание Х. Получила дома. С 13 лет она брала уроки у семинариста, готовившего ее брата к поступлению в корпус. Еще в детстве Х. Перечитала все, что можно было найти в библиотеке отца, и вместе с сестрой (впоследствии тоже романисткой, писавшей под псевдонимом Весеньев) и братом составляла рукописный журнал, а позднее писала исторические романы.

С помощью матери она изучила французский язык. Гюго сделался властителем дум ее юности. Живя в Москве, в доме дяди, Х. Изучила итальянский язык и зачитывалась Шиллером. Сильное влияние на нее имел Белинский . Первыми ее печатными опытами были стихотворения, которые она помещала в 1847 и 1848 годах в "Иллюстрации" и "Литературной Газете". За ними последовали прозаические произведения, вскоре доставившие ей известность и независимое положение в семье. Живя в Рязани, где отец ее снова получил место, и лишь наезжая в Петербург, Х. Работала в "Отечественных Записках", "Литературной Газете", "Пантеоне" и "Русском Вестнике". Смерть отца сделала Х. И ее сестру Софью опорой семьи, в которой после смерти Софьи Х. Осталась единственной работницей.

В Рязани Х. Познакомилась с Салтыковым, который служил там вице-губернатором. Позднее между ними установились дружеские отношения. В половине 1860-х годов с Х. Познакомился известный поэт Щербина , который влюбился в нее и делал ей предложение. В 1865 г. Умерла сестра Х., Софья (Весеньев). Вскоре после того Х. Вышла замуж за врача И.И. Заиончковского. Заиончковский был значительно моложе ее. В Рязань он был выслан по политическому делу и сблизился с Х. У постели ее умиравшей сестры. Семейная жизнь Х. Не была счастливой. Заиончковский оказался плохим семьянином. Х. Очень снисходительно относилась к его увлечениям и сохранила к нему до конца дружеское чувство. Большей частью Заиончковский жил, лечась, за границей, где и умер в 1872 г.

От скоротечной чахотки. Последние годы жизни Х. Провела в Санкт-Петербурге. Несмотря на свою известность и постоянную литературную работу, Х. В конце жизни нередко нуждалась. Даже похоронить ее пришлось на средства литературного фонда. Она умерла в июне 1889 г. На даче в Старом Петергофе и похоронена там же. Х. Принадлежит к числу самых плодовитых русских писательниц. Она работала в области романа, повести, драмы, лирики, выступала в качестве критика и переводчицы. Пользуясь библиографической работой г. Я. ("Русская Мысль" за 1890 г. № 7), приводим перечень главных трудов Х. В 1850 г. Она напечатала повести "Анна Михайловна" и "Сельский учитель" в "Отечественных Записках" и драматическую фантазию "Джулио" в "Пантеоне". В 1852 г.

- повести "Еще год" и "Искушение" в "Отечественных Записках". "Утренний визит", провинциальная сцена, в "Пантеоне". В 1853 г. - повести "Несколько летних дней" ("Отечественные Записки") и "Деревенский случай" ("Пантеон"), роман "Кто остался доволен" ("Отечественные Записки"), "Решительный час", сцена (там же). В 1854 г. - роман "Испытание" ("Отечественные Записки") и "В дороге", рассказ, в "Санкт-Петербургские Ведомости". В 1855 г. - деревенская история "Фразы" в "Отечественных Записках". В 1856 г. - романы "Последнее действие комедии" и "Свободное время", в "Отечественных Записках". В 1857 г. - роман "Баритон" и "Из связки писем, брошенной в огонь" ("Отечественные Записки"). В 1858 г. - повесть "Старое горе" и рассказ "Братец" ("Отечественные Записки").

В 1859 г. - повесть "Недописанная тетрадь" ("Отечественные Записки"). В том же году появилось шеститомное издание "Романов и повестей" В. Крестовского . В 1860 г. Х. Напечатала романы "Встреча" в "Отечественных Записках" и "В ожидании лучшего" в "Русском Вестнике". В 1861 г. Появилась повесть "Пансионерка" ("Отечественные Записки"). В 1862 г. - повесть "Стоячая вода" ("Русский Вестник") и рассказ "За стеной" ("Отечественные Записки"). В 1864 г. - повести "Домашнее дело" ("Отечественные Записки") и "Старый портрет - новый оригинал" ("Библиотека для Чтения"). К 1865 г. Относится роман "Недавнее" ("Отечественные Записки"). В 1866 г. Вышли 7-й и 8-й тома "Романов и повестей". В 1868 г. Появилась повесть "Два памятных дня" ("Отечественные Записки").

В 1869 г. - повесть "Первая борьба" ("Отечественные Записки"). В 1870 г. - роман "Большая Медведица" ("Вестник Европы"). В 1874 г. - отрывки "Счастливые люди" ("Отечественные Записки") и "Альбом" ("Вестник Европы"). В 1876 г. - рассказ "На вечере" ("Отечественные Записки"). В 1877 г. - "Из записной книжки" и "Между друзьями" ("Отечественные Записки"). В 1878 г. Напечатана в "Отечественных Записках" первая часть неоконченного романа "Былое". В 1879 г. - рассказ "Свиданье" в "Отечественных Записках". В 1880 г. Вышли в свет два первых тома "Повестей" и сборник "Очерки и рассказы", в 1881 г. - третий том "Повестей", в 1882 г. - вторая книга "Очерков и рассказов", в 1883 г. - четвертый том "Очерков и рассказов". Тогда же был напечатан рассказ "Здоровые" в "Отечественных Записках".

В 1885 г. Напечатан в "Северном Вестнике" роман "Обязанности" и вышел в свет сборник "На память". В 1887 г. - рассказ "Жить, как люди живут" ("Вестник Европы"). В 1889 г. Появился в "Русских Ведомостях" отрывок "Вьюга". Стихотворения Х. Появлялись в журналах до 1858 г. "Критические очерки" Х. Вела в "Отечественных Записках", под псевдонимом Поречникова, и позднее, под разными псевдонимами, в "Русских Ведомостях". Первые критические отзывы Х. Были, в общем, неблагоприятны. Затем, после сочувственных статей Е. Тур ("Русская Речь", 1861, № 12) и Боборыкина ("Библиотека для Чтения", 1863, № 2), литературная деятельность Х. Встретила резкое осуждение в статье Шелгунова . "Женское бездушие" ("Дело", 1870, № 9). Автор этой статьи признавал общий тон произведений Х.

Реакционным, философию ее - проповедующей всем слабым "смирение и покорность". Почти столь же суровым было отношение к произведениям Х. Г. Скабичевского . В статье "Волны русского прогресса" ("Отечественные Записки", 1872, № 1) он объясняет возрастание успеха Х. В 70-х годах начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости. Так называет автор пристрастие Х. К "идеальным" героям и героиням. Впоследствии и Шелгунов, и Скабичевский значительно изменили свое отношение к Х. В конце 70-х и начале 80-х годов сочувственное отношение критики к Х. Окончательно установилось. М. Протопопов в "Русском Богатстве" (1880, № 3), признал талант Х. Не стареющим, а крепнущим с годами. Еще более симпатичным был отзыв г.

Боборыкина ("Слово", 1879, № 7), находившего, что и на Западе нет, за исключением Джорджа Элиота, такой современной писательницы, как Х.К. Арсеньев, в "Вестнике Европы" 1885 г., ставит имя Х. Наряду с именами Жорж Занд, Кэррер Белль и Джорджа Элиота. Столь же лестным был отзыв о Х. Н.К. Михайловского , в рецензии на роман "Обязанность". Сочувственно отнеслась к Х. В конце ее литературной деятельности и критика противоположного литературного лагеря, как например, рецензент "Русского Вестника" (1880, № 10). В итоге, отзывы критики сводились к признания за Х. Оригинального, хотя и не особенно яркого таланта, стойкой преданности прогрессивному миросозерцанию и искреннего, теплого чувства, проникающего все ее произведения.

Наряду с этим почти все критики признавали некоторую узость наблюдений Х. И некоторую сочиненность ее идеальных лиц. "На г. Крестовском, - читаем мы в рецензии Н.К. Михайловского, - повторилась очень известная в нашей литературе история. "Злые персонажи" его произведений - живые, хотя и скверные люди, а персонажи "добродетельные" чрезвычайно скучны, как манекены. Его добродетельные герои добродетельны до сверхъестественного, добродетельны, как пропись, как букварь, и именно потому в них очень мало человеческого". В одной из новейших работ о Х. Г. Протопопов ("Женское творчество", "Русская Мысль", 1891) делает такую характеристику того момента в общественном развитии, выразителем которого явилась Х. "Произошел переворот в понятиях, который должен был впоследствии привести к перевороту в нравах.

Общество стало понимать, что казнокрадство и патриотизм - вещи несовместимые. Что низкопоклонство перед высшими и высокомерие перед низшими совершенно неправильно называть умением жить, что честность и бескорыстие - не то же, что ротозейство и глупость, что фамусовщина и чичиковщина совсем напрасно пользуются репутацией благонамеренности, что светильник ума надо держать на столе, а не под столом. Что шапками нельзя сражаться и на одну "подоплеку" нельзя возлагать всех надежд. Переход от ветхозаветной домостроевской морали к морали этого рода был огромным прогрессом, и выразителем этого фазиса развития была Заиончковская". Талант Х. - живой и искренний, но далеко не первоклассный. Образы ее не запечатлеваются в памяти.

Больше захватывает она задушевностью тона. Современным людям романы Х. Говорят очень мало. Литература. В. Семевский ("Русская Мысль", 1890, № 10, 11, 12). Арсеньев "Критические этюды" (т. I). А. Григорьев "Сочинения" (I, 51). К. Аксаков ("Русская Беседа", 1857, № 1). Шелгунов ("Дело", 1870, № 9). Боборыкин ("Слово", 1879, Т 7). Протопопов ("Русская Мысль", 1891, 1893, № 2). Скабический "Сочинения" (т. 1) и "История новой русской литературы". Чуйко ("Наблюдатель", 1889, № 1). Южаков ("Северный Вестник", 1887, № 1). Воспоминания о Х. ("Русская Старина", 1897 - 98). Н. Коробка..

Значения в других словарях
Хвощинская Прасковья Дмитриевна

Хвощинская (Прасковья Дмитриевна) - младшая сестра Н. Д. И С. Д. Хвощинских. Родилась в Рязани в 1832 г. Писала под псевдонимом "С. Зимарова". Ей принадлежат повести. "Рассказ экономки" ("Отечественные Записки", 1864, том 153). "Будь хуже - было бы лучше" ("Еженедельное Новое Время", 1879, том I). "Семейная скорбь" (ib., том III). "На покой" (ib., том IV) и биографический очерк старшей сестры Н.Д. Хвощинской, в посмертном издании ее романов и повестей. См. Князь Голицын "Библиографический словар..

Хвощинская София Дмитриевна

Хвощинская (София Дмитриевна) - сестра Н.Д. Хвощинской-Заиончковской . Родилась в Рязани в 1828 г. Училась сначала дома вместе с сестрой Н. Д., потом в московском Екатерининском институте. Затем жила в Рязани в своей семье. Писала под псевдонимом Иван Весеньев. Ей принадлежат романы. "Знакомые люди" ("Отечественные Записки", том 91) и "Наследство тетушки" (ib., том 117). Повести "Простые смертные" (ib., 1858, том 120), "Мудреный человек" (ib., 1861, № 6 - 8), "Земные радости и радость нашего пер..

Хвощинские

Хвощинские - два древних дворянских рода. 1) ведущий свое происхождение от Дмитрия Минича Софроновского, бывшего у великого князя Василия Дмитриевича "в боярех". Праправнук его Василий Андреевич имел сына Матвея, по прозвищу Хвощ, отчего и потомки его стали называться Х. Этот род записан по Тамбовского губернии. Герб внесен в III часть Гербовника. 2) Идущий от "Михаила Замятина сына Хвощинского, за которым записано отца его поместье в 1622 г.". Сын его Аким "за многую службу", во время войны с к..

Хемницер Иван Иванович

Хемницер (Иван Иванович) - баснописец. Родился 4 января 1745 г. В Енотаевской крепости (теперь город Енотаевск, Астраханской губернии). Отец его, штаб-лекарь, выходец из Саксонии, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору Нейбауэру в Астрахани. Отец позаботился также приискать человека, который бы мог учить молодого Х. Русскому языку. В 1755 г. Семья Х. Переехала в Петербург. Здесь молодой Х. Был помещен к одному и..

Дополнительный поиск Хвощинская-заиончковская Надежда Дмитриевна Хвощинская-заиончковская Надежда Дмитриевна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хвощинская-заиончковская Надежда Дмитриевна" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хвощинская-заиончковская Надежда Дмитриевна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 43 символа