Челпанов Георгий Иванович

151

Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. В Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. Начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. Перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова. "Проблемы восприятия пространства" (1-я часть, Киев, 1896, магистерская диссертация). "Мозг и душа" (СПб., 1900). "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях".

В последнем издании Челпанов помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Челпанов руководит психологической семинарией при университете святого Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете святого Владимира за 1897 - 1902 годы", Киев, 1903). Книга Челпанова "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898 - 1899 гг. Автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная. Критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами. "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм".

В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге. "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное. Представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность. Интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью.

Но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Челпанов не рассматривает. Но все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность. Из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукты переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств. Поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках.

Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной".

Философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания. Поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр.

107). Таким образом Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова. Э. Радлов..

Значения в других словарях
Челищевы

Челищевы - старинный русский дворянский род, ведущий свое происхождение от Вильгельма (в православии Леонтия) Люнебургского (правнука Оттона, курфюрста Люнебургского), прибывшего в Россию в 1237 г. Сын его, Карл (в православии Андрей Леонтьевич), прозванием Челище, и был родоначальником Ч. Другие сыновья Леонтия - родоначальники Пансыревых и Глазатых . Правнук Андрея Леонтьевича, Михаил Андреевич, по прозванию Бренко или Бренок, был любимым боярином великого князя Дмитрия Ивановича Донского и па..

Челноков Михаил Васильевич

Челноков (Михаил Васильевич) - русский политический деятель. Родился в 1863 году, учился в Лазаревском институте. Был председателем московской уездной земской управы, потом членом московской губернской управы. Принимал деятельное участие в земских съездах. Член конституционно-демократической партии. В 1907 году избран членом II Государственной думы от Московской губернии. В думе избран ее секретарем. В. В-в.. ..

Чельцов Григорий Васильевич

Чельцов (Григорий Васильевич, родился в 1840 г.) - духовный писатель, протоиерей, сын священника Рязанской губернии, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Многие религиозно-нравственные статьи Чельцова помещены в "Христианском Чтении", "Духовной Беседе" и "Страннике" (за 1866 - 1872 гг.). Отдельно он издал. "Теория Бокля и христианское учение о промысле Божием" (2-е изд., СПб., 1884). Учебник по Закону Божию для начальных училищ - "Объяснение символа веры, молитв и заповедей с подготови..

Чельцов Иван Васильевич

Чельцов (Иван Васильевич, 1828 - 1878) - историк церкви, сын священника Рязанской губернии. Образование получил в рязанской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, в которой был профессором церковной истории. С 1859 по 1867 гг. Заведовал библиотекой рукописей, образовавшейся из старопечатных книг и рукописей Новгородско-Софийской и Кирилло-Белозерской библиотек, при передаче их в санкт-петербургскую академию. С 1871 по 1874 гг. Чельцов был редактором "Христианского Чтения". Под редакц..

Дополнительный поиск Челпанов Георгий Иванович Челпанов Георгий Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Челпанов Георгий Иванович" в словаре Биографический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Челпанов Георгий Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 25 символа